Проектирование временных дорог на стройгенплане — важный этап разработки проекта организации строительства (ПОС). От этого зависит, насколько эффективно и безопасно будет организована логистика на площадке.
Какие дороги выбрать?
Для нужд строительства в первую очередь используются постоянные автодороги. Однако, в зависимости от специфики проекта, могут понадобиться временные дороги. Их проектирование включает несколько ключевых шагов:
- Составление схемы движения автотранспорта. Важно учитывать все транспортные потоки на площадке: поставку материалов, вывоз строительного мусора, перемещение техники.
- Выбор вида дорог. Дороги могут быть:
- Грунтовыми;
- Гравийными или щебеночными;
- Из железобетонных плит.
- Определение параметров дорог. В зависимости от планируемой нагрузки и используемых транспортных средств, определяется ширина дорог:
- Для двухполосного движения — 6 м, иногда 7 м.
- Для однополосного движения — 3,5 м с расширениями для разгрузки до 6,5 м или 7 м для большегрузов.
- Проектирование площадок для разгрузки. Разгрузочные площадки устраиваются каждые 100 метров на дорогах с односторонним движением. Длина таких площадок зависит от количества и размеров транспорта, который будет одновременно находиться на разгрузке.
- Радиусы закруглений дорог. Радиусы зависят от типа транспорта. Стандартные радиусы варьируются от 12 до 18 м. В стесненных условиях, для машин до 5 тонн можно уменьшить радиус до 9 м.
Особенности выбора типа дорог
Тип временной дороги зависит от многих факторов, включая тип транспорта, интенсивность движения, срок строительства и грунтовые условия. В зависимости от этих факторов выделяются следующие типы дорог:
- Грунтовые дороги — минимальные затраты и простота исполнения, подходят для легкого транспорта.
- Гравийные, щебеночные дороги — более надежные для тяжелой техники.
- Дороги из железобетонных плит — наиболее универсальный и прочный вариант.
Безопасность прежде всего
Важно помнить, что временные дороги не только обеспечивают логистику, но и влияют на безопасность строительства. Все временные автодороги должны быть спроектированы так, чтобы обеспечить бесперебойную работу на складе, механизированных установках и других участках стройки. Дороги, проходящие через опасные зоны, должны быть ограждены, а для подъезда пожарной и другой экстренной техники должны быть предусмотрены специальные пути.
Не стоит забывать и о разворотных площадках: на тупиковых дорогах должны быть площадки для разворота размером не менее 12х12 метров.
Заключение
Проектирование временных дорог — это важная часть стройгенплана, которая требует тщательной проработки всех аспектов: от типа покрытия до организации безопасного движения транспорта. Грамотно спроектированные временные дороги помогут избежать заторов, аварийных ситуаций и обеспечат стабильный ход строительства.
Автор: Фарукян Евгения Евгеньевна, инженер-проектировщик, эксперт по ПОС.