Найти тему
Незримая помощь

СИЛА ПСАЛТИРИ: ПСАЛОМ 1 – молитва для тех, кто хочет избавиться от негативного влияния на свою жизнь порочных и неприятных людей

ЧТО ИЗВЕСТНО ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ ПИСАНИЯ О ПЕРВОМ ПСАЛМЕ?

Открывающий Священную Книгу псалом непросто так помещен царственным пророком Давидом в самое начало Псалтири.

Это песнопение, по сути, является предисловием к ней.

В стародавние времена этот псалом даже и не считали отдельным произведением. Это стихосложение воспринимали, говоря нынешним языком, как краткое «эссе», заключавшее в себе указание на основное и самое главное условие счастливой жизни.

При каких обстоятельствах сложил его царь Давид неизвестно. Нет никаких достоверных документальных источников, проливающих свет на события, связанные с его созданием. Однако ряд исследователей все же высказывает предположение, что причиной составления этого псалма могла быть благодарность правителя Господу за дарование израильтянам доблестной победы над язычниками-аммонитянами и их союзниками сирийцами, незадолго до начала военного конфликта оскорбившими послов царя Давида и всячески насмехавшимися над иудейским Богом.

О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ЭТОМ ПСАЛМЕ?

В первом псалме праведный царь призывает всех, кто желает жить умиротворенно и счастливо подчиниться Создателю. Он утверждает, что залог нашего счастья – исполнение Божиих Заповедей.

У грешников же все не так. Если поначалу, глядя на них, и складывается у окружающих впечатление, что у этих людей все в жизни благополучно, все равно, рано или поздно, их не минуют невзгоды и тяжкие проблемы из-за неотвратимости Божиего наказания – ведь от взора Всеведущего Создателя ничего не укроется, ни один наш поступок не будет Им забыт.

Именно из-за особой важности этого утверждения, основанного на личном опыте благочестивого царя Давида, с данного псалма и начинается великая Книга Псалтирь, объясняющая христианам, что нельзя добиться процветания в жизни, если не оградить свою бессмертную добродетельную душу от внешнего воздействия дурных людей.

Думаю, современные психологи пояснили бы это примерно так: «Нельзя поддаваться внешней манипуляции окружающих нас людей, не имеющих представления о духовных законах жизни, поскольку это может привести к полному разрушению нашей личности, деградации и последующему отчаянию с самым неблагоприятным исходом…»

-2

Наша бессмертная душа – бесценный дар Бога. Мы приняли ее от Создателя, и потому она всегда устремляется к Нему. Поэтому и одобрения мы должны искать только у Вседержителя и у верных Ему людей, а ни в коем случае не у погрязших в мирской суете обывателей, живущих ради кратковременных мирских наслаждений.

Но как же объединить нашу душу с нашим Создателем? Как напитать ее Духом Божиим?

Первый псалом дает нам на это ответ: «Только к Закону Господа должно быть влечение наше. И только о Законе Божием должны думать мы день и ночь».

Это означает, что только лишь при изучении преисполненного Святым Духом Писания и только лишь при постоянном занимании наших мыслей рассуждением о прочитанном в этой Книге, мы сумеем объединить свою душу с Духом Всевышнего, и через то преисполнимся Им.

А чтобы это слияние произошло еще более полно, перед чтением Писания принято читать особые молитвы, потому что такое чтение – это всегда благое действие, это благочестивый молитвенный труд. Святые же отцы учат нас, что без благих поступков Свет Писания сам по себе нас не озарит – с нашей стороны тоже для этого необходимо приложить усилия.

ПОЧЕМУ В ЭТОМ ПСАЛМЕ СВЯТОЙ ЦАРЬ ДАВИД СРАВНИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА С ДЕРЕВОМ?

В первом псалме царь Давид образно сравнивает человека с деревом.

У всякого дерева есть корни, ствол и ветви с листьями.

Если корни дерева глубоко проникают в хорошо удобренную почву, питаясь находящимися в ней веществами, то и ствол дерева будет могучим и сильным - никакая буря не сможет его повалить. Ветви у такого растения тоже будут сильными и раскидистыми, и в положенный срок на них вырастут замечательные плоды, семена которых, падая на возделанную землю дадут жизнь новым, таким же крепким деревьям.

Так и у человека. Его «корни», дающие ему силу – это вера в Бога. Только она может придать человеку крепости выстоять при любых жизненных испытаниях и не сломаться в тяжелые минуты нахлынувших на него со всех сторон искушений. Притом эта вера должна быть искренней, не подлежащей сомнениям, иначе человек будет духовно слабым, подобно чахлому деревцу, растущему на обезвоженной почве, а не около обильного чистого источника.

Однако и просто верить во Всемогущего Создателя для человека мало. Необходимо еще изучение Священного Писания и ежедневное исполнение записанного там свода Божиих Законов. Эти занятия должны занимать значительную часть нашего времени, иначе мы не будем духовно развиваться. А мы должны совершенствовать наши поступки и знания, и умножать их точно также, как могучее дерево умножает произрастающую на нем листву.

Но самое главное для христианина – не ограничиваться собой. Мы всегда должны помнить, что своим примером и поступками мы, в той или иной мере, тоже воздействуем на окружающих. А поскольку для нас главное служение - принесение духовных плодов, мы обязаны всеми силами стараться и в сердцах наших близких взращивать прекрасные сады, помогая им избавляться от засоряющих душу грехов и насаждая на их месте благоуханные цветы добродетелей.

-3

Заключительные слова псалма – это предупреждение всем злодеям и отступникам.

«Злодеи же, словно бы прах, взметаемый ветром», - говорится в псалме. Это значит, что также, как легкую пыль поднимает и уносит ветер, так же и достояние людей, опирающихся на одни лишь земные блага и надеющихся за счет этого обрести душевный покой, в результате окажется развеянным. В конечном счете, накопленные сокровища не принесут душе удовлетворения. Дух человека так никогда и не насытиться приобретенным, и не будет иметь покоя ни в этой жизни, ни в будущей.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЧИТАЮТ ПЕРВЫЙ ПСАЛОМ?

Великую Книгу Псалтирь христиане читают постоянно, ведь все составляющие ее псалмы боговдохновенны, и потому помогают нам преодолевать искушения.

Однако бывают ситуации, кода из-за сложившихся обстоятельств к нашему душевному состоянию более подходят какие-то конкретные песнопения, отображающие присущие нам в данный момент чувства и потому лучшим образом нас утешающие.

Первый псалом обычно читают в следующих случаях:

  • Когда нас одолевает безотчетное чувство зависти к другим людям или же нас захлестывает неудовлетворенность своим положением. Когда, несмотря на то что мы стараемся жить честно и во всем поступать по-христиански, нас мучают сомнения в правильности нашего образа жизни.
  • С давних пор иудеи читают первый псалом, когда хотят вырваться из-под дурного влияния окружающих, или, выражаясь языком сегодняшних исследователей человеческой психики, «избавиться от негативных манипуляционных спекуляций». Об этом рассказано в широко известной среди иудеев книге «Тегилим. Псалмы Давида» в переводе израильского раввина Леи Гервица.
  • А еще в последнее время можно встретить немало указаний на то, что преподобный Арсений Каппадокийский – подвижник Греческой Православной Церкви - читал этот псалом при посадке деревьев и виноградника. Это действительно так, но в данном случае необходимо уточнить, в какой ситуации в это время находился подвижник и почему он так поступал, иначе первоначальный смысл псалма, вложенный в него царем Давидом, будет истолкован неискушенным обывателем совершенно неправильно.

Преподобному Арсению Каппадокийскому выпало нелегкое бремя испытаний. Он жил в период оккупации Греции османами, преследовавшими служителей Истинной Веры. Турки убивали священников, уничтожали православные храмы и находившиеся в них богослужебные книги – обо всем этом можно прочитать в воспоминаниях родного племянника этого святого – знаменитого афонского старца Паисия Святогорца.

Старец Паисий пишет, что из-за отсутствия необходимых для служения книг, его дядя Арсений использовал Священную Псалтирь в качестве Молитвослова на все случаи жизни, и порой ему одному только было известно, почему тот или иной псалом он произносил в тех или иных обстоятельствах. Преподобный Арсений просил Господа благословить его действия, ибо не было в ту пору другого выхода из положения, кроме как использовать те книги, которые удалось ему сохранить, и которые были у него под рукой. И Господь благословил на то верного служителя Церкви, оставшегося в дни оккупации вместе со своей паствой.

Потому, как наставляет верующих преподобный Паисий Святогорец, если вы хотите читать псалмы в тех же случаях, в каких читал их святой Арсений Каппадокийский, нужно перед этим испросить на то благословения у Господа и у Его Пречистой Матери, положив при этом побольше земных поклонов, которые, по выражению отца Паисия, «на Небесах золотом писаны», и, конечно же, призвать на помощь святого Арсения, воздав хвалу этому мужественному подвижнику за его праведную жизнь.

-4