Найти тему
Поток

Документальная съемка – это постоянный процесс поиска равновесия между правдой и этикой

Интервью с Филиппом Березиным о том, как взаимодействует режиссер с героями на площадке, как решаются этические вопросы, и где та грань между мнением автора и соблюдением объективности.

Больше о документальном кино и возможностях в нем: t.me/...hub

Как вы выбираете темы для своих документальных фильмов? Есть ли у вас определенные критерии и принципы, которыми вы руководствуетесь?

При выборе темы для документального фильма я всегда опираюсь на интуицию и внутреннее чувство увлеченности. Независимо от того, о чем будет история, я всегда вкладываю всего себя в ее исследование, пытаюсь понять, как она будет развиваться и что из этого может получиться. Мой главный критерий – это честность и искренность в отношении к материалу и честность с самим собой. Важно, чтобы выбранная тема резонировала со мной лично, потому что только так я могу передать свою заинтересованность зрителю и создать действительно значимый фильм. 

Не стоит думать, что я снимаю фильмы только для себя, скорее, я стремлюсь транслировать свою страсть и увлеченность посредством выбранного медиума напрямую зрителю. Я верю, что документалистика не только отражает реальность, но и позволяет задать важные вопросы, вызвать эмоции, оставляющие след в сердцах зрителей на долгое время. 

Когда я приступаю к работе над новым фильмом, то погружаюсь в выбранную тему, изучаю ее со всех сторон. При этом основой всегда остается мое внутреннее чувство связи с этим материалом. Если я не ощущаю ее, значит фильм не сможет передать ту искренность, ту глубину, которую всегда стремлюсь донести до зрителя. 

В настоящее время я нахожусь на этапе завершения монтажа документального фильма об известном джазовом барабанщике Саше Машине в период его иммиграции в другую страну. С момента нашего знакомства у меня появился глубокий интерес к происходящим в его жизни событиям, стоит учитывать мою любовь к джазу и личный опыт иммиграции. В общем, я был полностью погружен в процесс съемок, занявшие у нас чуть больше года. За это время у меня не было ни единого сомнения в желании поделиться этой историей, так как она наполнена надеждой и верой в наилучший исход, чего так не хватает в нынешних реалиях. 

-2

Я всегда наслаждаюсь общением с людьми, увлеченными своим делом. Когда они передают свою страсть миру, чувствуется, как эта энергия захватывает меня, и мы находим общий язык, даже если работаем в разных сферах. И какой бы проект ни появлялся у меня на горизонте – всегда стремлюсь передать свою страсть, не только в рамках фильмов, но и на протяжении всей своей жизни.

Какие моральные и этические вопросы возникают у вас при съемке реальной жизни? Как вы находите баланс между правдой и уважением к вашим героям?

Для меня важно сохранять честность на всех уровнях работы. Я считаю, что компромиссы с самим собой недопустимы, иначе фильм теряет свою подлинность, а автор впоследствии теряет свое лицо. Уважение к героям и честное представление их истории – это ключевые принципы, которыми я руководствуюсь. 

Верю, что зритель всегда чувствует искренность или ее отсутствие, поэтому для меня важно быть предельно открытым как перед своими героями, так и перед аудиторией. Именно поэтому я не играю со зрителем, а отношусь к нему с полным уважением. Даже вне зрительского внимания, любой творец с минимальным чувством совести будет держать ответ перед собой. Не это ли самый худший из возможных вариантов развития событий, когда ты изменил что-то в угоду своих амбиций, и что еще хуже, своему нутру? Ведь документальная съемка – это постоянный процесс поиска равновесия между правдой и этикой. 

Право на правду – это основа документального кино. При этом я уверен, что оно не должно нарушать достоинства или безопасность моих героев. Мне кажется, что искусство документалистики заключается не только в умении видеть и фиксировать моменты жизни, но и в способности делать это с вниманием к эмоциональному состоянию и внутреннему миру человека. 

-3

Были ли случаи, когда вы сталкивались с дилеммой между правдой и возможными последствиями для ваших героев? Как вы поступали в таких ситуациях?

Иногда в процессе работы над фильмом возникают моменты, когда нужно взвесить, как определенные сцены могут повлиять на героев. Моя задача – рассказать правду, при этом не навредить человеку. В таких случаях я стараюсь найти баланс между сохранением достоверности истории и уважением к личности героя. Если включение какого-то материала способствует лучшему пониманию героя и развития сюжета, я оставляю этот момент в фильме. 

Несколько ситуаций с последствиями возникали как раз на протяжении съемок моего фильма о Саше Машине, так как в этот период никто не знал, получится ли все у героя так, как он планировал. В фильме обсуждаются очень деликатные темы, все они будут показаны в финальной версии. 

Точно такой же метод у меня был на съемках фильма об известном русском художнике – Александре Чурсине. Если что-то было сказано, не в сердцах, а честно и как есть, то это попало в фильм. Другой опции я здесь не вижу. Возможно, у меня еще не возникало действительно катастрофической ситуации, но, полагаясь на свой опыт, если что-то говорится, то мы чаще всего это и хотели сказать, разве не так?

Как вы решаете вопрос согласия на съемку? 

Согласие на съемку – это обязательный этап работы над каждым фильмом. Все мои герои подписывают соглашение, которое гарантирует, что они понимают условия участия и отказываются от претензий в будущем. Я никогда не заставляю кого-либо сниматься против их воли. Важно, чтобы герои чувствовали себя комфортно и были полностью осведомлены о том, что их записывают и они попадут в фильм. 

-4

Процесс получения согласия на съемку – это, прежде всего, процесс создания доверия между мной и героем. Я считаю, что только при полной осведомленности и комфорте герой сможет раскрыться и позволить камере запечатлеть его жизнь в реалистичном свете. При этом, оформление письменного согласия – это лишь верхушка айсберга. Для меня гораздо важнее наладить с героем такие отношения, при которых он будет чувствовать себя в безопасности и не бояться открыто говорить о личном. Каждый человек, чья история оказывается в моих фильмах, доверяет мне не просто сухую выжимку из биографии, а в какой-то степени часть своей души. И я беру на себя эту ответственность и обязан оправдать возложенное доверие.

Как вы работаете с конфиденциальностью и личными данными героев ваших фильмов? Как обеспечиваете их безопасность и приватность?

Конфиденциальность всей отснятой и полученной информации всегда считалась таким же ответственным делом, как и рассказываемая история. В процессе узнавания человека в фильм добавляются архивные материалы. Часто они носят личный характер: семейные фотографии, отрезки жизни из видеоархивов, документы и другие материалы, которые до этого никто не видел. А терять доверие задействованных героев совсем не хочется. 

В документальном кино конфиденциальность и защита личных данных героев – это не просто профессиональная обязанность, это акт уважения к человеку, который открыл мне дверь в свою жизнь. Поэтому я всегда храню все исходные и полученные материалы на отдельном жестком диске, к которому ни у кого, кроме меня, нет доступа. Также поступаю с копией всего материала, хранящейся в облачном хранилище под паролем и с доступом только для режиссера монтажа, с которым я собираю все свои работы уже двенадцатый год подряд и с кем у меня кредит доверия на несколько жизней вперед.

Были ли у вас случаи, когда вы решали не включать определенные кадры или сцены в фильм из-за этических соображений? Можете ли вы привести примеры таких ситуаций?

Если сцены или кадры не влияют на развитие истории или не помогают глубже понять героя, я предпочитаю не включать их в фильм. Например, если в диалоге использовались резкие выражения, которые не добавляли ничего существенного к истории, а лишь добавляли всей ситуации эмоциональности, другими словами, были использованы только ради острого словца, я предпочитаю убирать такие моменты. Этический выбор – это не просто вопрос морали, это вопрос того, каким образом формируется восприятие реальности у аудитории. Я всегда задаю себе вопрос: нужно ли это для понимания истории? Будет ли этот кадр служить правде или он лишь усиливает эффект на зрителя, не добавляя ничего к сути? Верю ли я сам в происходящее на экране? Для меня важно не только то, что я показываю и как я сам это чувствую, но и то, как это будет воспринято зрителем.

-5

Как вы относитесь к манипуляции или изменению реальности в процессе монтажа? Какие границы для себя вы устанавливаете?

Монтаж – это мощный инструмент, который позволяет структурировать повествование и сделать его более увлекательным. Но он не должен превращаться в средство манипуляции зрительским вниманием или его чувствами. Важно сохранять правдивость и не искажать реальность ради драматического эффекта. Моя цель – показать жизнь такой, какая она есть, и сделать это интересно для зрителя. 

Для меня документальное кино – это не еще один аттракцион и средство развлечения, это способ посеять зерно и узнать, что из него может вырасти. Одна из главных задач – с помощью монтажа найти и придать фильму ту форму, которая лучше всего передает суть истории. Важно понимать, что монтаж – это не просто технический процесс, а творческое переосмысление материала. При этом важно соблюдать и осознавать границы, где это переосмысление начинает подменять правду. 

Границы, которые я устанавливаю для себя, очень четкие. Я могу менять порядок сцен, чтобы создать более стройное и динамичное повествование, могу акцентировать внимание на тех или иных моментах, опираясь на свои ощущения. И я верю, что зритель заслуживает видеть реальную картину мира, а моя задача как режиссера – предоставить ему эту возможность.

Что вы считаете наиболее важным при создании документального фильма – соблюдение объективности или выражение своей собственной точки зрения? 

Сила документалиста в способности выйти за рамки собственных взглядов и познакомиться с другими точками зрения. Это позволяет создать более многослойное и глубокое произведение, способное достичь понимания в любой точке мира, вне зависимости от языка оригинального фильма. 

Документальное кино находится на пересечении объективной реальности и субъективного взгляда автора, и я считаю, что полностью объективный фильм невозможен, потому что даже выбор темы и героев – это уже проявление авторской позиции. Однако это не означает, что авторская точка зрения должна подавлять все остальное. Для меня важно сохранять баланс. Я стараюсь представить зрителю как можно больше фактов и точек зрения, чтобы он мог сделать собственные выводы. Но и мое видение влияет на то, как будет воспринята история. В этом и заключается искусство документалистики – найти ту грань, где личное мнение дополняет историю, а не навязывает ее. 

-6

Я искренне верю и всегда говорю, что документальное кино (как и любой другой акт творчества) должно вдохновлять на размышления, а не давать готовые ответы. В этом процессе авторский голос – лишь один из элементов, помогающий раскрыть многогранность реальности. У зрителя есть возможность сделать собственные выводы, а также поделиться ими. Я всегда открыт к любому диалогу после просмотра моего фильма.

Можете ли вы рассказать о конкретных случаях, когда вам пришлось выбирать между правдой и другими соображениями?

Благо, мне пока что не пришлось столкнуться с такой дилеммой. А когда это случится, я останусь верным себе, рассказав правду, как бы наивно это ни выглядело. 

Как вы видите роль документалиста в обществе? Должен ли он быть просто наблюдателем или активным участником событий?

Роль документалиста – это не просто наблюдение, но и активное участие в процессе. Я считаю важным сохранять честность и уважение как к себе, так и к героям своих фильмов. Документалист должен передавать истории с максимальной точностью, но при этом не бояться выражать свои взгляды и мнения. В то же время мы должны оставаться честными перед своими зрителями, предлагая им возможность видеть мир во всей его сложности и неоднозначности. Я верю, что документалистика может не только информировать, но и вдохновлять на перемены, пробуждая в людях чувство сопричастности. 

-7

Как вы подходите к вопросам справедливого представления всех сторон конфликта или спора в вашем фильме?

Кино включает в себя десятки часов отснятого материала, из которых в итоговую версию войдет лишь десятки минут. Хотя не каждое слово или утверждение попадет в финальную версию, важно сохранить суть и переживания, которые имели место быть. Талант режиссера заключается в умении отобрать значимую информацию и исключить все лишнее. Думаю, документалист в первую очередь выступает как медиатор между всеми участниками и событиями. И только от его профессионализма, честности, чуткости и таланта будет зависеть, заработает рассказанная им история или нет. 

Сталкивались ли вы с цензурой или давлением со стороны участников съемок или других заинтересованных сторон? Как вы реагируете на такие ситуации?

-8

Художник должен иметь полную свободу выражения, поскольку это основа творческого процесса. Давление и цензура могут исказить истинный голос, поэтому важно сохранять возможность открыто высказываться и слушать других. Думаю, нам необходимо стремиться к балансу, избегая предвзятости и какой-либо сегрегации, будь то по социальному статусу или другим критериям. Если больше людей смогут мирно выражать свои мысли и активно слушать собеседников, то наше общество может стать более спокойным. Личный опыт научил меня, что насилие и злость только порождают больше насилия и злости. Поэтому, сталкиваясь с негативом или цензурой, я предпочитаю искать диалог, надеясь на возможность достижения взаимопонимания, вне всяких попыток перейти на язык оппонента, содержащую в себе негативную коннотацию.