Теперь давайте поговорим о переходах в сценарии. Именно первое поворотное событие при определенных мощностях дает толчок всему действию, благодаря чему история развивается. Но помимо поворотных пунктов есть и другие сценарные элементы. Так, переход одной сцены в другую называется сценарным ходом. Такие переходы и их логика должны быть не только понятны, но и напрямую связаны с мотивировкой поступков героев.
Помимо этого существует момент действия, то есть то драматическое событие, которое влечет за собой определенную реакцию, как правило, двигающую последующее действие, то есть продолжает развитие истории, сюжета, фабулы. Так, поворотные пункты – тоже часть момента действия.
Моменты действия делятся на 3 категории:
• Препятствие
Когда герой должен преодолеть разные сложности, чтобы достичь своей цели. Оно останавливает действие, чтобы герой мог принять новое решение и совершить новый поступок. Только после этого действие может продолжиться.
Пример:
Я - продавец. Я стучусь в дверь №1 и предлагаю свой товар, но мне говорят - «Нет». Я стучу в дверь №2 и получаю такой же ответ, стучу в дверь № 3 - и наконец мой товар покупают. В результате этого мой шеф меня повысит, и я не буду ходить продавать товар.
• Усложнение
В отличие от препятствия в данном моменте действия реакция героя будет позже. То есть чтобы преодолеть усложнение, герою потребуется целая серия действий, связанных между собой. Таким образом, благодаря усложнению может образоваться новая сюжетная линия, которая не тормозит, а двигает историю вперед и держит зрителя в ожидании, нетерпении.
Пример:
Рассмотрим усложнения в «Тутси». Майкл переодевается в женское платье и становится Дороти для того, чтобы получить работу. Работа - его единственное желание. В первый же рабочий день Майкл (Дороти) встречает Джули. Сразу ничего не происходит, но мы понимаем - что-то произойдет: мы понимаем, что Майкл (Дороти) влюбится в Джули. Майкл (Дороти) встречает Джули на 29 странице сценария, а ответное чувство со стороны Джули возникает лишь на 61 странице.
• Перевертыш
Это, пожалуй, самый мощный момент действия, так как он поворачивает события на 180 градусов. Перевертыши бывают внешними и внутренними и являются основным стимулом развития истории. Часто именно перевертыши становятся поворотными пунктами.
Пример:
В «Челюстях» жители курортного городка празднуют свое избавление от акулы-убийцы. Но сообщение Мэтта о том, что акула жива, переворачивает и круто меняет настроение жителей. Это пример опционального (внутреннего) перевертыша. Чувства жителей меняются от радости к страху.
Чтобы ваши сценарные переходы получились хорошими, а моменты действия были выстроены правильно, ответьте на эти несколько вопросов:
• Как Вы использовали моменты действия?
• Каким образом происходит развитие - с помощью действия или через диалог?
• Какие типы моментов действия присутствуют в моем сценарии?
• Препятствие, усложнение или перевертыш? Где они употреблены? Как часто?
• Сколько эпизодов в моем сценарии? Как они «работают» на историю?
• Хорошо ли выверен сюжет, все ли ясно?
До тех пор пока будет существовать связь между одной сценой и последующей - ваш сценарий будет существовать.
Больше материалов:
1