- 1. Конфуцианство — это религия?
- Мы имеем дело с многосоставным и постоянно меняющимся культурным явлением, у которого есть религиозный аспект.
- Оно подразумевает веру в особую миссию человека в этом мире, его неразрывную связь с родом и ответственность перед предками и небом, которое могло восприниматься как личное божество или как воплощение мирового порядка.
1. Конфуцианство — это религия?
Конфуцианство родом из Китая. Это целый комплекс представлений и верований. Конфуцианство включает в себя философские и религиозные компоненты, а также некоторые светские ценности.
Говоря о конфуцианстве, люди чаще всего выбирают только один аспект этого явления и редко охватывают его полностью. Так что «конфуцианств» в некотором смысле много. Кстати, термин «конфуцианство» в Китае не используют. В его названии на китайском языке (произносится как жусюэ) нет имени Конфуция, есть корень «жу», который входит в разные обозначения этого феномена и переводится как «учёный», «книжник»...
Мы имеем дело с многосоставным и постоянно меняющимся культурным явлением, у которого есть религиозный аспект.
Одна из сторон конфуцианства — религиозно-философское учение.
Оно подразумевает веру в особую миссию человека в этом мире, его неразрывную связь с родом и ответственность перед предками и небом, которое могло восприниматься как личное божество или как воплощение мирового порядка.
При этом можно быть одновременно конфуцианцем и совершенно нерелигиозным человеком, даже атеистом, и признавать свою ответственность исключительно перед современниками, а не перед предками или миропорядком в целом. Часто, говоря о конфуцианстве, имеют в виду социально-этическое учение, притом вполне секулярное, светское. И это тоже верно.
С другой стороны, в течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство выполняло роль государственной идеологии. Схожую функцию оно выполняло и в странах, в которые пришло из Китая, — Корее, Японии и Вьетнаме. В этой идеологии был религиозный компонент, но его нельзя назвать основным.
Под конфуцианством можно также понимать вполне секулярный комплекс убеждений и часто бессознательных установок, которые играют заметную роль в жизни обществ Восточной Азии. Говорят даже о «конфуцианских предпринимателях», имея в виду, что такие люди придерживаются строгого этического кодекса и не подведут партнера.
Институционализированной религией конфуцианство исторически не было. Среди интеллектуалов не прекращаются споры о том, насколько религиозно конфуцианство, религиозно ли оно вообще, должно ли оно быть религиозным или целесообразнее вообще исключить его религиозные стороны...
2. В кого верят конфуцианцы?
Религиозность ранних конфуцианцев была связана в первую очередь с культом предков и неба. Они верили в личное небо, а также участвовали в поклонении духам или душам умерших, но избегали высказываний о том, существуют ли те на самом деле.
В частности, для Конфуция многое значил древний правитель Чжоу-гун (Чжоу-гун жил в XI веке до нашей эры), который, как считалось, изобрёл систему чжоуского ритуала. Однако нет свидетельств о том, что философ считал возможным непосредственный контакт с его душой. Известно только, что Конфуций не раз видел Чжоу-гуна во сне...
А вот, например, Чжу Си, один из самых влиятельных конфуцианцев, был глубоко религиозным человеком, верил в возможность контакта с душами ученых предыдущих поколений, включая Конфуция. Он считал, что, если неуклонно следовать конфуцианским этическим правилам, изучать взгляды Конфуция и его учеников, можно сродниться душой с учителями прошлого, и те откликнутся на призыв во время жертвоприношений. И с ним были согласны многие.
Однако такой подход совершенно не обязателен. Некоторые конфуцианцы считали и считают, что небо несубъектно, а сознание человека после смерти полностью угасает. Один из самых ярких представителей этого направления мысли, Ван Чун (Ван Чун жил в I веке нашей эры), писал:
«Когда человек не родился, он ничего не знает. Умерший, он возвращается к основе незнания. Как же он может что-то сознавать?»
Для конфуцианцев с такими убеждениями моления небу и предкам имели символическое значение и были нужны для того, чтобы сохранить древние красивые обряды.
Современные публичные конфуцианские обряды также по большей части не подразумевают искреннего обращения к духам. Это реконструкторские мероприятия, которые демонстрируют, что власть и общество поддерживают традиционную культуру...
3. В чем главная идея конфуцианства?
С момента своего появления в VIII–V веках до нашей эры конфуцианство опиралось на веру в две нравственные ценности: человеколюбие и справедливость. В социальной практике они облекались в форму поведения, безукоризненно оформленного ритуалом.
Человеколюбие подразумевает любовь к людям и на эмоциональном, и на практическом уровне. Справедливость — это нечто ощущаемое должным в конкретной ситуации. Речь идет и о поведении, подчиняющемся внутренним требованиям человека к себе, и о положении дел в обществе, при котором все его члены исполняют свой долг...
Часто главной для конфуцианского общества идеей называют «три устоя и пять постоянств». Устои — это иерархические отношения между правителем и подданным, отцом и сыном, мужем и женой, а постоянства — человеколюбие, справедливость, мудрость, ритуал, доверие, то есть ценности, которым просвещенный правитель обучает народ.
Кроме этого, конфуцианство отличалось выраженным традиционализмом, который опирался на канонические тексты. Ещё Конфуций говорил о своей любви к древности.
Помимо важности упомянутой социальной иерархии, при которой государство уподоблялось семье, конфуцианство придавало и придает первостепенное значение образованию и его доступности для максимального числа людей.
4. Кто вообще такой Конфуций?
Конфуций, точнее Кун Цю, или Кун Чжунни (имя Конфуция происходит от латинизированной формы словосочетания «Кун фу-цзы», то есть «учитель Кун»), жил в VI–V веках до нашей эры и был потомком аристократического рода, который пришёл в упадок. Он нашёл свое призвание сначала в детальном изучении древних ритуалов и их реконструкции. Затем — в создании нового этико-политического учения.
Большую часть жизни он преподавал своим многочисленным последователям, которые хотели стать благородными мужами, то есть членами новой нравственной элиты. Эти достойные и просвещенные люди должны были заменить старую аристократию и начать править в Поднебесной...
Считается, что Конфуций сыграл ведущую роль в редактировании и составлении текстов, которые со II–I веков до нашей эры стали известны как «Пять канонов»: «Канон песен» («Ши цзин»), «Канон писаний» («Шу цзин»), «Записки о ритуале» («Ли цзи»), «Канон перемен» («И цзин») и летопись «Вёсны и осени» («Чунь цю»). Эти памятники священны для конфуцианцев...
5. У конфуцианцев есть ритуалы и обряды?
Нужно начать с того, что одна из главных конфуцианских ценностей — так называемый «ли», то есть ритуал. Это слово означает одновременно совокупность ритуально оформленной коммуникации в обществе, социальную иерархию и этические нормы, которые управляют поведением человека. В систему «ли» входили разные государственные, общественные и приватные ритуалы.
Уже первые конфуцианцы считали одной из важнейших задач восстановление системы ритуалов, которые существовали во времена эпохи Западная Чжоу XI–VIII века до нашей эры.
Дело в том, что становление раннего конфуцианства относится к бурному времени, когда государство и общество стремительно менялись. В древности, при Западной Чжоу, существовала система удельных княжеств, связанных вассальной зависимостью с центральным доменом чжоуского верховного правителя — вана. Отношения уделов с центром регулировались с помощью сложных ритуалов, которые включали обмен: со стороны вассалов — дань, а со стороны правителя — дары. Гарантией действенности системы ритуала был священный статус вана, который считался сыном неба. Однако ко времени деятельности Конфуция всё это ушло в прошлое...
Когда двору под ударами кочевников и восставших удельных правителей пришлось перенести столицу на восток, началась эпоха Восточной Чжоу. В этот период власть вана постепенно стала номинальной, а уделы приобрели самостоятельность. В новой социально-политической реальности многие ритуалы забылись, потеряв смысл. Это стало отправной точкой для реконструкторской деятельности конфуцианцев.
Восстановить торжественные обряды, которые оформляли взаимодействие высшей чжоуской знати, было уже невозможно из-за отсутствия соответствующей социальной реальности, но можно было по крайней мере вернуться к локальным ритуалам, которые использовались при дворе удельных правителей, а также оформить с помощью ритуалов, изобретенных по образцу древних, частную жизнь.
В число этих частных ритуалов входили жертвоприношения предкам рода. Культ предков всегда был важен для конфуцианцев. Почтительность к родителям, которой придавал большое значение Конфуций, — это продолжение культа предков в семье. Родители — такие же предки, как умершие прародители, поэтому должны чувствовать уважение потомства. Были и другие многочисленные конфуцианские обряды. Например, надевание шапки — ритуал, когда-то оформлявший совершеннолетие мужчины из высших слоев общества.
Заметная часть конфуцианского ритуала — его музыкальное сопровождение. Во время обрядов, которые совершали аристократы при Западной Чжоу, звучал оркестр, в котором ведущую роль играли громоздкие дорогостоящие колокола и барабаны. А вот конфуцианцы выбирали для своих приватных ритуалов в первую очередь легкие цитры (струнный инструмент) и флейты, которые были гораздо доступнее.
Когда конфуцианство стало государственной идеологией в императорском Китае, конфуцианцам пришлось стать организаторами и распорядителями при некоторых важных церемониях, например при жертвоприношениях небу. Ещё один набор обрядов был связан с поклонением Конфуцию, которое тоже было частью государственного культа. При этом в конфуцианстве нет священнослужителей и ритуальных специалистов.
В современном Китае к большим формальным конфуцианским церемониям относится жертвоприношение Конфуцию в его родном городе Цюйфу провинции Шаньдун.
В организации церемонии уже почти двадцать лет принимает участие правительство страны...
6. Существуют ли конфуцианские церкви?
Конфуцианские храмы существуют, и не только в Китае. Правда, их не очень много — около трёх тысяч во всем мире.
Первый храм был просто родовым святилищем, где поклонялись Конфуцию. Появился вскоре после смерти философа на месте его дома в Цюйфу. Там хранились личные вещи Конфуция: одежда, шапка, цитра, книги и повозка. В начале II века до нашей эры в этот храм прибыл император, основатель империи Хань, чтобы совершить торжественное жертвоприношение: заколоть быка, барана и кабана. С тех пор императоры иногда приезжали в Цюйфу, чтобы принести жертвы Конфуцию (сейчас эту традицию продолжают представители Коммунистической партии Китая). С конца I века нашей эры во время поклонения стали исполнять музыку, которая сопровождалась церемониальными танцами...
С III по VI века Конфуцию приносили жертвы во время торжественных церемоний в высших учебных заведениях. В VII веке при столичной академии впервые устроили специальное святилище, где молились Конфуцию и Чжоу-гуну как покровителям просвещения. Затем их культы разделились. При учебных заведениях стали строить храмы, посвященные одному Конфуцию.
Его культ набирал силу. Императоры жаловали философу всё новые почётные титулы. К концу существования империи храмы совершенномудрого первоучителя находились уже во всех административных центрах, начиная с уездов. Вместе с Конфуцием в некоторых местах поклонялись и поклоняются его ученикам и конфуцианским философам, жившим в последующие века, в том числе Чжу Си.
Одно из самых известных святилищ Конфуция появилось в XVI веке. Оно расположено рядом с бывшей императорской академией Гоцзыцзянь в Пекине. Раньше в этом храме приносили жертвы Конфуцию императоры трех династий — Юань, Мин и Цин. Сейчас там открыт музей.
В 1910–20-е годы, во время так называемого "движения за новую культуру" (движение, которое существовало в Китае в первые десятилетия XX века. Его последователи критиковали китайские традиционные ценности и предлагали новый путь, основанный на прогрессивных идеях. Движение сопровождалось антирелигиозными настроениями), конфуцианцы заговорили о необходимости убрать из учения элементы религии. В этот период были хорошо слышны голоса тех, кто видел в них причину упадка государства и общества в маньчжурской империи Цин.
На этом фоне интересную попытку предприняли ученики конфуцианского реформатора Кан Ювэя. Следуя против течения, они попытались создать конфуцианскую Церковь как институциональное объединение, ориентируясь на известные им христианские церкви. Штаб-квартира новой Церкви находилась в Пекине. Организаторы собирали пожертвования. Поначалу организаторам удалось открыть больше сотни храмов, где должны были проводиться еженедельные службы. Они в том числе разработали одеяния для богослужений. Но это предприятие не нашло в Китае широкой поддержки, и к 1930 году его свернули, а некоторые интеллектуалы, которые ассоциировали себя с конфуцианством, даже возмутились.
В начале XXI века движение за создание конфуцианской Церкви возродилось. За то, чтобы организованное конфуцианство стало государственной религией в Китае, выступает Цзян Цин. С 2010-х годов с его подачи в КНР организовали сеть храмов, которые относятся к так называемой Святой церкви Конфуция. Их создатели планируют вести миссионерскую деятельность внутри Китая и за его пределами. Их цель — добиться для нового учения статуса государственной религии, подобного тому, каким пользуется Церковь Англии. По плану Цзян Цина, конфуцианская религия должна сохранить китайский национальный дух. Впрочем, Святая церковь Конфуция занимает в современной конфуцианской культуре довольно маргинальное положение.
7. Можно быть одновременно и буддистом, и конфуцианцем?
Быть одновременно буддистом и конфуцианцем удавалось многим, но такой "опции" по умолчанию нет.
Взаимоотношения между буддизмом и конфуцианством имеют долгую и болезненную историю. С одной стороны, уже с IV–V веков китайское конфуцианство, которое к тому времени уже несколько столетий было государственной идеологией, начало осознавать, что позиции сравнительно недавно пришедшего в Китай из Центральной Азии буддизма серьезно укрепились. У буддизма была поддержка и народа, и власти. Тогда конфуцианство приступило к планомерному подрыву позиций буддизма.
С другой стороны, поскольку в этот же период конфуцианство занималось преимущественно социально-политическими проблемами и уделяло очень мало внимания религиозным вопросам, многие конфуцианцы нашли выход в создании дополнительной буддийской идентичности и всячески доказывали, что буддизм не противоречит конфуцианству. Обе эти позиции так или иначе проявлялись в истории Китая позже...
Так, Сунь Чо, ученый, который сначала вёл жизнь даосского отшельника, а потом поступил на государственную службу (то есть стал практикующим конфуцианцем), в трактате «Иносказательные рассуждения о дао» писал:
«Будда воплощает дао (дао - «путь» по-китайски, категория китайской философии). <…> Чжоу-гун и Конфуций — это и есть Будда; Будда — это и есть Чжоу-гун и Конфуций. Сие всего лишь суть именования внешнего и внутреннего».
Чжоу-гун и Конфуций к этому времени постепенно приобрели практически божественный статус. Конфуций восхищался древним правителем и хотел продолжить его дело, так Чжоу-гуна стали считать основателем конфуцианства.
Пример из противоположного лагеря — взгляды конфуцианца Хань Юя, который считал, что буддизм — это варварское, неприемлемое для Китая учение. Он отталкивался от распространенного представления о том, что для иноземцев принципиально недоступен высочайший уровень китайской культуры, а выбирать некитайское — значит заведомо выбирать худшее. Правда, Хань Юй считал, что непосредственно для конфуцианства буддизм вреден не столько из-за своего происхождения, сколько из-за того, что он, наравне с даосизмом (даосизм — китайское традиционное учение о дао, то есть пути, которое имеет элементы религии и философии), увлекает в свои сети слишком многих интеллектуалов и заставляет их забыть о чистоте первоначального учения Конфуция.
Единого решения, которое подходило бы для всех конфуцианцев, никто так и не нашёл. Один из самых видных конфуцианских теоретиков XX века Лян Шумин, который специализировался на философии культуры и философии истории, всю жизнь оставался верующим буддистом. А современный конфуцианский активист Цзян Цин, который придерживается радикальных консервативных взглядов, считает, что китайский конфуцианец не имеет права выбирать иноземные религии, будь то буддизм или христианство...
8. Как быть хорошим конфуцианцем?
В целом это зависит от того, как вы понимаете слово «конфуцианец».
Наверное, настоящий конфуцианец воплощает в своем поведении основные конфуцианские ценности: этот человек доброжелателен и вежлив, помнит о том, что семья — это основа общества и государства, а внутри семьи гармонию может обеспечить только тот, кто самосовершенствуется; на службе всеми силами помогает достойным правителям, а недостойных, если есть какая-то надежда на их исправление, увещевает; знаком с канонами и руководствуется советами древних мудрецов.
Но вот дальше начинаются расхождения. Например, в императорском Китае не было однозначного ответа на вопрос о том, должен ли конфуцианец находиться на государственной службе. Большинство считало, что должен, но были и такие, кто находил не менее привлекательной и полезной жизнь ученого отшельника, возможно, даже лично обрабатывающего собственный сад. Некоторые последователи конфуцианства, полагали, что хороший конфуцианец — да и вообще настоящий конфуцианец — не станет иметь ничего общего с буддизмом и буддистами. Другие придерживаются противоположной точки зрения.
Иногда конфуцианское домашнее образование получали и женщины. Для них всё было более однозначно, хотя конфуцианским женщинам в традиционном обществе приходилось непросто. Идеальная конфуцианская женщина поддерживает согласие в семье, всегда почтительна к родителям (своим и мужа). Это целомудренная супруга и добродетельная мать, знающая все тонкости ритуалов и в поведении безукоризненно следующая наставлениям сначала отца, затем мужа, а в случае смерти последнего — сына...
9. А фэншуй Конфуций придумал?
Ведущей функцией искусства фэншуй (буквально «горы и воды»), или геомантии, первоначально было определение благоприятного места для могилы. Геоманты искали удобные сухие места для погребения, чтобы тело сохранялось как можно дольше.
В усложнённом виде система фэншуй направлена на то, чтобы любое человеческое вмешательство в ландшафт учитывало все его особенности, не нарушая гармонии между небом и землей. Она оказала немалое влияние на традиционную китайскую архитектуру.
С искусством фэншуй связано существующее и сегодня устойчивое верование, согласно которому удачный выбор расположения могилы может магическим образом привести к процветанию целого рода...
В простейшем виде фэншуй появился задолго до Конфуция.
Формы, отдаленно напоминающие сегодняшние, это искусство, напротив, начало принимать значительно позже, в III–IV веках. Конфуцианцы относились и относятся к фэншуй по-разному: или принимают его как часть картины мира, или, напротив, свирепо критикуют за суеверие. Зато мастера-геоманты с удовольствием пользуются космологическими построениями конфуцианцев эпохи Сун.
10. Сколько людей сейчас исповедуют конфуцианство?
Подсчитать сложно. Человек может соглашаться с основными философскими идеями Конфуция или участвовать в церемониях и при этом не называть себя конфуцианцем.
По данным исследования, проведенного в 2007 году, конфуцианцами себя считали примерно 4 миллиона взрослых жителей Китая. Есть они в Южной Корее, Вьетнаме, Японии, Сингапуре, Малайзии и других восточноазиатских государствах, а также в странах с диаспорами из традиционного конфуцианского региона.
Многие люди, которые называют себя конфуцианцами, как правило, имеют высшее образование и живут в городах. Интересно, что, в отличие от всех остальных религий, доля женщин не превышает долю мужчин ...
Более подробно о Конфуции и конфуцианстве можно узнать из полезной литературы, небольшой список которой приведён чуть ниже ... 💖
Источники и полезная литература :
1. Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. — М., РАН, 2002.
2. Кобзев А.И. Конфуцианство // Новая философская энциклопедия : в 4 т., М. : Мысль, 2010.
3. Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., Наука, 1982.
4. Переломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. — XXI в.). — М., Институт Дальнего Востока РАН, 2009.
5. ТВ «Культура». Лекция А. Маслова «Споры о Конфуции»