Из трех существующих в настоящее время мировых религий именно христианство имеет наибольшее число приверженцев. Зародившись в I в. н.э., оно довольно быстро распространилось по всей территории Римской империи и здесь превратилось в сложное и многогранное религиозно-философское учение. По многим позициям, касающимся ключевых догматических вопросов, даже внутри церкви не существовало единства. Для постижения всей глубины христианства не достаточно было одного лишь вдумчивого изучения священного писания. Нужен был еще колоссальный духовный опыт, приобрести который удавалось далеко не каждому. Не удивительно, что в толковании тех или иных вопросов даже между крупнейшими богословами иногда возникали ожесточенные споры. Так появлялись учения, которые, будучи во многом близкими к христианству, все же искажали его основные положения. Среди сторонников православной веры они получили название ересей. Некоторые из них имели достаточный потенциал, чтобы разрушить церковь изнутри и потому представляли для нее первостепенную опасность. Хотя отношение к еретическим учениям было резко негативным, надо отдать им должное: в ожесточенных спорах с их сторонниками крепли положения, на которых зиждилось истинное христианство. И каждая эпоха в истории Христовой веры была ознаменована своим еретическим учением, с которым приходилось бороться, иногда прибегая даже к силе оружия. Крупнейшей и опаснейшей ересью античности было монофизитство. В VIII в. миру явилась иконоборческая ересь. Наиболее же опасным еретическим учением классического средневековья стало т.н. богомильство. О нем мы и поговорим ниже.
1. Кто такие богомилы и как они появились?
Ересь богомилов возникла в Болгарии в X в. Первые и самые ранние упоминания о ней представлены в книге Козьмы Пресвитера "Беседа против богомилов". Свое наименование течение получило по имени священника Богомила, который был главным его идеологом, а вероятно и основателем. Особенности еретической догматики ясны нам не до конца. Во-первых, сами богомилы были движением закрытым. Его наиболее последовательные приверженцы старались избегать каких-либо контактов с окружающими за исключением своих единомышленников. Во-вторых, основной массив информации о богомильстве мы узнаем из сочинений его идейных противников. Произведения самих еретиков сохранились далеко не в полном объеме, да и те тексты, которые нам известны, лишь предположительно могут быть определены как отступнические. В-третьих, в средние века движение было чрезвычайно распространено. Считается, что оно охватило всю Европу. При этом в разных регионах между его представителями могли быть расхождения. Строго говоря, не совсем понятно, речь идет об одном движении или о разных религиозных течениях со сходными взглядами. Несмотря на то, что в деталях богомильская догматика нам не ясна, общее представление об их учении мы составить вполне в состоянии.
Богомильское учение является дуалистическим по своей природе. Его приверженцы исходили из того, что добро и зло существовали изначально, до сотворения мира. В основе Иудаизма и Христианства лежит легенда об искушении Адама и Евы, согласно которой зло возникло не вместе с мирозданием, а в результате человеческого первородного греха. Богомилы мыслили иначе. В основе их картины мира находился миф о Сатанаиле. Согласно последнему созданию всего сущего предшествовало столкновение между Богом и его старшим сыном Сатанаилом. Последний возгордился своим могуществом, бросил отцу вызов, потерпел поражение и был низвержен на землю, которая была не устроена и покрыта водой. Существовать в подобных условиях Сатанаил не мог и, будучи наделенным даром божественного творения (о чем свидетельствует окончание -ил), создал окружающий мир, живую и неживую природу, а также человека. Однако вдохнуть душу в свое творение он не мог и поэтому вынужден был обратиться к Богу Отцу. Тот сжалился над блудным сыном и наделил людей душой. Таким образом, власть над телом оказалась в руках Сатанаила, но бессмертные души людей принадлежали Господу. Падшего ангела подобное положение дел не устраивало и он вместе со своими сторонниками (а таковые тоже были) начал творить зло на земле, совращая людей с пути истинного. Именно он произвел от Евы Каина, который погубил ее доброго сына Авеля. Все прочие бедствия, описанные в Ветхом завете, богомилы считали делом рук Сатанаила. Именно он навел на землю потоп, спалил Содом и Гомору и через Моисея на Синайской горе дал людям дурной закон. В конце концов, не в силах лицезреть творимое зло, Бог послал на землю своего второго сына Иисуса, который был также начальником добрых ангелов и носил второе имя Михаил. Воплощение произошло через Божественное слово, которое вошло в деву Марию и вышло из нее в виде человека, лишенного, впрочем, физического тела. Иисус связал Сатанаила духовными цепями, исторг из врага остатки божественного могущества и, заключенного на цепи, низверг в тартар. Вся эта мифология резко противоречила Ветхому завету. Поэтому его Богомилы не жаловали. Они рассматривали ветхозаветные времена как эпоху господства Сатанаила и признавали лишь Новый завет. Однако и евангельское слово, как можно заметить, они толковали очень своеобразно. Помимо этого богомилы отрицали значимость целого ряда христианских атрибутов: литургии, икон, креста, культа Богородицы и святых и т.д. Но самое ужасное - они выступали против церковной иерархии и критиковали христианскую религиозную организацию, считая, что она погрязла во всевозможных грехах. С последним мириться было совершенно не возможно. Отрицание культа святых или литургии выводило еретиков за пределы церковной организации. Обвинения же в адрес христианской церкви делали богомилов ее открытыми врагами.
2. Распространение богомильской ереси
Еретические воззрения богомилов были просты и доступны сознанию широких слоев населения, поскольку сводили все вопросы мироздания к извечному противостоянию добра и зла. Эта идея была не новой. Она присутствует в зороастризме, а также в языческих верованиях различных народов, причем далеко не только европейских. Дуалистические воззрения формировались в разных частях света, причем независимо друг от друга. В частности, А.Н. Веселовский, являвшийся в XIX в. одним из наиболее видных знатоков проблемы, в своих работах, посвященных истории русского духовного стиха, обнаруживал следы дуалистических воззрений даже у северо-американских ирокезов.
Широкие слои населения не вникали в тонкости христианской догматики, а дуалистические воззрения были для них вполне естественными. Тем более, что многие этнические сообщества особенно на востоке, юге и севере Европы лишь недавно приняли крещение и еще не вполне отошли от политеистических воззрений своих предков, в которых как правило в той или иной форме присутствовало противопоставление подземного царства и небес. Возможно, именно это стало причиной довольно широкого распространения богомильской ереси на континенте. Долгое время существования их религиозной организации было практически незримым. Отчасти этому способствовало то, что богомилы придерживались довольно суровой конспирации. Сообщество делилось на две степени посвящения. Первая категория богомилов жила обычной мирской жизнью и контактировала с окружающими. Представители второй напротив не имели права даже вступать в диалоги с людьми, не разделявшими их воззрений (за исключением случаев обращения в свою веру). Так или иначе, в XII в. близкие к ним течения существовали не только в Византии, но и в других регионах Европы. В частности, в Лангедоке возникло религиозное течение альбигойцев, которое восприняло дуалистические принципы богомильского учения. В Италии еретики были известны под названием патаренов, а в Германии их именовали катарами. Терпеть надругательства над христовой верой, а также критику в свой адрес со стороны отступников ни восточная, ни западная христианские церкви не могли. Уже в XI-XII вв. начались гонения на еретиков. Надо сказать, что сами богомилы, под каким бы названием они не выступали, вовсе не были безропотными жертвами, склонными подставлять врагу "другую щеку", и неплохо сопротивлялись противнику. Настолько неплохо, что во Франции для решения проблемы даже пришлось собрать войско и организовать против них полноценный крестовый поход. Крестоносцы истребили альбигойцев, правда не полностью. То, что они не доделали, к концу XIII в. завершила святая инквизиция.
Византийские власти в своей борьбе против еретиков проявляли куда большую деликатность. В частности, в 1110 г. им удалось выйти на след ересиарха Василия Врача и заставить его признаться в своих воззрениях. После этого богомил был приговорен к сожжению на костре, однако исполнение приговора откладывалось в течение восьми лет. Все это время император Алексей Комнин пытался добиться от него раскаяния и убедить его, что от своих взглядов необходимо отречься. Разумеется, правитель не достиг в этом успеха и Василия пришлось сжечь. В 1211 г. и 1359 г. собирались два антибогомильских церковных собора. Однако это не помешало проникновению еретиков на Афон. На Руси богомилы также оставили свой след. Высказывалось мнение (впрочем, не вполне убедительное), что именно к богомильству принадлежали волхвы, упоминаемые в известиях Повести Временных лет под 1071 г. Отголоски их учения можно увидеть также в еретическом движении стригольников. И те, и другие выступали с резко критическими суждениями в отношении христианской церкви. Последние упоминания о богомилах относятся к XVII в. Однако сами дуалистические идеи никуда не исчезли и продолжают существовать до сих пор.
3. Можно ли называть богомильство ересью?
Мы подходим к главному вопросу нашей статьи: корректно ли называть богомильское учение еретическим? Для того, чтобы дать на него ответ, следует разобраться в том, какие категории вероотступничества вообще существуют в христианстве. Их всего две: раскол и ересь. Под раскольничеством подразумевается отступление от принципов и устоев христианской религиозной организации, которое не затрагивает вопросов догматики. Ересь напротив касается догматических вопросов, связанных с вероучением. Возьмем, например, Великую схизму 1054 г., которая привела к разделению ранее единой христианской церкви на западную (католическую) и восточную (ортодоксальную). Константинопольский патриарх Михаил обвинял римского папу в том, что тот нарушает таинство евхаристии, использую пресный хлеб. Для него последний был еретиком. В то же время римский папа Лев IX не считал, что использование квасного хлеба при евхаристии недопустимо и обвинял константинопольского патриарха в том, что тот сеет церковную смуту. Для него восточный владыка был раскольником. Однако в случае с богомильством ситуация совсем иная. Оно противоречит христианскому вероучению не на уровне принципов церковной организации, и даже не на уровне догматики, а на уровне мифологии и космогонии. Богомилы не просто иначе смотрели на христианские догматы, у них была совершенно иная религиозная картина мира, в которой важнейшее место занимало не предание о первородном грехе, а предание о низвержении Сатанаила. Таким образом, перед нами совершенно иное религиозное учение, которое полностью отличается от христианства. Впрочем, считать богомильство окончательно оформившейся самостоятельной религией также нельзя. Не имея поддержки и признания со стороны властей тех государств, где находились их организации, они так и остались тайной сектой до конца своего существования.