Андрей МУСАЛОВ
Сегодня, в век цифровых валют, подделка бумажных банкнот постепенно утрачивает смысл. Но когда-то это было серьезной проблемой, досаждавшей целым государствам, в том числе и Российской империи. Лучшие умы страны бились над вопросом - как защить рубль от подделки?
Доллары подделывать нельзя. Остальные деньги - можно.
В 1881 году два французских сыщика вели поиск американского фальшивомонетчика Чарльза Беккера. В то время рынок Европы была заполонен поддельными ассигнациями. Поэтому борьба с фальшивомонетчиками было делом особой важности.
Сыщикам удалось найти дом Беккера, стоявший на окраине Нью-Йорка. Хозяина не было дома, поэтому сыщики сумели беспрепятственно его обыскать. В одной из комнат они обнаружили превосходно оборудованную типографию и несколько тюков, забитых итальянскими, французскими и русскими банкнотами. В разгар обыска явился сам Беккер. Сыщики скрутили его и доставили в полицейский участок. Однако местный шеф полиции выпустил фальшивомонетчика на свободу. Французским коллегам американский блюститель законов пояснил, что на территории США можно задержать фальшивомонетчика лишь за подделку американских долларов. Беккер этого не делал, а следовательно - не был виновен. Таким образом, в восьмидесятых годах 19 века подделывать валюту многих стран можно было фактически легально.
Бороться с фальшивомонетчиками в Европе пытались самыми разными способами, однако почти все они не давали результата. Фальшивомонетчики быстро учились и подделывали большинство валют. Поэтому, когда в 1892 году управляющий Петербургской экспедиции заготовления бумаг профессор Роберт Эмильевич Ленц сообщил главному инженеру французского банка о новом способе защиты, тот лишь скептически усмехнулся.
Однако новый надежный способ защиты кредитных билетов и ценных бумаг действительно оказался одним из самых надежных на тот момент. Речь идет о так называемой «орловской печати». Придумал этот способ Иван Орлов, главный мастер ткацкой мастерской Петербургской экспедиции.
Защита Орлова
Орлов немало размышлял над тем, как обезопасить деньги. В те годы наиболее действенным способом считалась печать кредитных билетов с особых форм, которые изготавливались на так называемых гильоширных машинах. Эти машины гравировали на печатных станках характерный узор из закономерно повторявшихся, пересекавших друг друга линий. Бумажные деньги выглядели как произведения искусства. Однако фальшивомонетчики высокого класса умели имитировать узор гильоширных машин вручную. Требовалось совершенно оригинальное решение. Позднее Орлов вспоминал: «Я видел перед собой что-то неясное, неопределенное, но и чувствовал инстинктивно, что можно найти выход из этого положения.
Орлов пришел к выводу, что процесс печатания должен быть полностью механизированным, делающий ручной труд слишком сложным и неэффективным. В 1885 году он предложил изготавливать кредитные билеты на специальной ткацкой машине из очень частой шелковой ткани. Образцы, представленные Орловым для комиссии Экспедиции заготовления ценных бумаг действительно были фактически недоступны для подделки. Однако Экспедиция отклонила это предложение - организация выпуска денег из ткани требовала коренной перестройки производства и была чрезвычайно затратной.
Орлов решил сосредоточить внимание на многоцветной типографской печати. Он засел за книги. Изучил литографию, стереотипию, фотомеханические способы воспроизведения. Спустя пять лет, в 1890 году, ему удалось-таки добиться требуемого результата. Однако теперь возникла новая задача - понадобилась соответствующая печатная машина. Большая ее часть была изготовлена в Санкт-Петербурге. Наиболее ответственные детали закупались за границей. Как ни странно наше оказалось лучше заграничного. «Часть машины, построенная у нас, - вспоминал Орлов. - Была выполнена удачнее и скорее, чем заграничная, в которой некоторые части я даже вынужден был переделать». После многочисленных доводок машина была готова к эксплуатации, и вскоре новые необычные деньги были отпечатаны.
Новый способ, по воспоминаниям профессора Ленца: «Был удивительно прост по своей идее и в то же время сложен в конструктивном отношении». Суть его заключалась в том, что различные по цвету, краски наносилась не по отдельности в последовательном порядке, как при обычной печати, а все одновременно. Орлов сумел добиться плавного и непрерывного перехода линии одного цвета в линию другого. Перехода совершенно незаметного глазу. Подделать вручную оттиски орловской печати вручную оказалось невозможно. Скопировать такую печать оказалось возможным лишь в середине двадцатого века, с появлением сложных и высококачественных копировальных устройств.
За границей известие о появлении орловской печати восприняли скептически. Тот же главный инженер французского банка заявил, что способ неприменим в массовом производстве. Однако уже в 1895 году появились новые русские деньги, которые были не только превосходно защищены от подделки, но и радовали глаз яркими оттенками. Народ, который всегда наиболее метко характеризовал те или иные деньги, назвал новые рубли «радужными».
Благодаря своему изобретению, Орлов стал всемирно знаменит. На Чикагской и Парижской выставке его машина была признана «крупнейшим достижением техники». А вскоре большинство европейских стран перешло на печать валют «русским» многокрасочным способом.
В период с 1894-го по 1912 годы с применением радужной орловской печать производились банкноты в 5, 10, 100 и 500 рублей. Некоторые из них, например сторублевые «катеньки» и пятисотрублевые «петеньки (соответственно, с портретами императрицы Екатерины-II и императора Петра-I) и сегодня выглядят подлинными произведениями искусства.
Немного о самом Орлове. Иван Иванович Орлов родился в 1861 году в селе Меледино в семье крестьянина. Вскоре отец умер, мать ушла в город на заработки. Став постарше, Иван также отправился на заработки в Нижний Новгород. Долгое время работал в трактире. Благодаря купцу-меценату, ему удалось устроиться в Кулибинское ремесленное училище. Здесь он обнаружил талант к рисованию и интерес к технике.
По окончании ремесленного училища, Орлов поступил в Строгановское училище технического рисования. После «строгановки» поступил мастером на одну из московских ткацких фабрик. Затем перебрался в Санкт-Петербург, где устроился в Экспедицию заготовления ценных бумаг на должность ученого рисовальщика. Спустя несколько лет работы в Экспедиции Орлов сумел стать главным мастером ткацкой мастерской. Помимо изобретения орловской печати, на его счету были и другие изобретения: приспособление для уменьшения, или увеличения рисунков - пантограф и усовершенствованный регулятор для ткацких станков.
Во время революции и гражданской войны Орлов отошел от работы в Экспедиции и уехал в родное село Меледино. Там он учительствовал, обучал односельчан грамоте. Однако, в 1918 году по просьбе уездного Совдепа Орлов вновь вернулся в Москву, на родное предприятия, которое было переименовано в фабрику «Гознак». На «Гознаке» Орлов проработал до самой смерти в декабре 1928 года.
В 2002 году на "Гознаке" была выпущена коллекционная бона, посвященная Ивану Орлову. Она была щедро украшена образцами изобретенной Иваном Ивановичем "орловской" печати.
Из чего же из чего?
В советский период фальшивомонетничество было относительно редким явлением. Надо заметить, что многокрасочная "орловская" печать позволяла новым рублям успешно противостоять подделке. Разумеется, купюры пытались подделывать, но сделать это было непросто. Фальшивомонетчики могли работать только вручную, так как в СССР все копировальные приборы регистрировались в "органах" и находились под их пристальным контролем. Фальшивки рублей были нарисованы вручную и легко распознавались. Особенно сложны были для подделки бумага и полоска иной окраски, постепенно сливающаяся с общим фоном банкноты.
После распада СССР подделка российских банкнот стала довольно распространенным явлением. Поэтому их производители прилагали большие усилия для совершенствования защиты.
К 1995 году окончательно сложилась «рецептура» изготовления российских бумажных банкнот. Как и у банкнот большинства стран мира (кроме США), российские банкноты многокрасочны, в среднем – десять красок. С увеличением номинала количество красок растет. При производстве используются три вида печати: высокую (в том числе орловский способ), плоскую (включая высокий офсет на машине «Симултан») и глубокую (металлография).
Красочная пленка тщательно закрепляется на бумаге и обладает стойкостью к истиранию (поэтому показателю хуже держаться участки, на которых использовалась металлографическая печать), высвечиванию в солнечных лучах, воздействию растворителей (спирт, бензин, ацетон). Единственное, что плохо переносят денежные красители – щелочные растворы.
Основные компоненты денежных красителей являются высококачественные пигменты и делающие прочную пленку связующие (олифы и смолы). Краски могут содержать специальные добавки. При воздействии соответствующих реактивов и ультрафиолетовых лучей они позволяют выявить подлинность банкнот.
Особое требование к качеству бумаги. Она должна обладать большим запасом прочности на разрыв и излом. Так разрывная длина такой бумаги составляет 6000-7000 метров. То есть если взять кусок длиной в 6000 тысяч метров он должен растянуться на метр и только потом порваться. Бумага должна выдержать 2000-3000 двойных перегибов. Для ее изготовления используются хлопковые и пеньковые волокна с добавкой древесной целлюлозы. Бумага проклеивается как в глубину, так и на поверхности.
Несмотря на хорошую защищенность российские рубли, особенно крупных номиналов, довольно часто подделывали с помощью различных принтеров. Но этот способ не позволяет воспроизвести некоторые качества настоящих российских банкнот.
Несильно изношенные банкноты издают при сгибании характерный «хруст». В темных местах гравюры, где слой краски достигает 40 и более микрон благодаря металлографии возникает рельеф, который можно ощутить на ощупь. Разумеется, следует обращать внимание на водяные знаки и защитные нити, которые практически никогда не подделывают.