Дорогие читатели канала, Вы наверно, когда читали статью о Дацане Гунзэчойнэй в городе Санкт-Петербург, обратили внимание, что витражи в этом храме были изготовлены известным художником Николаем Рерихом. Сегодня я хочу рассказать Вам о посещении музея семьи Рерихов, филиала Государственного музея Востока в городе Москва.
Николай Константинович Рерих (1874—1947) был широко образованным человеком, значителен его вклад в искусство, как художника (живописец, график, театральный художник, монументалист), педагога, писателя, поэта, философа, а так же археолога, путешественника, предпринимателя и общественного деятеля.
С 1902 года Николай Рерих становится по-настоящему известным художником и принимает участие во всех основных выставках в России и Западной Европе, где его работы регулярно получают медали. С 1909 года принимает участие в Русских Сезонах в Париже Сергея Дягилева, где на долю художника выпадает шумный успех.
Активно занимается общественной деятельностью. Пытаясь предотвратить грядущие политические катаклизмы, с середины 1920-х годов, в качестве уже одного из самых заметных культурных деятелей современности, Николай Рерих регулярно встречается с высшими государственными деятелями ведущих стран мира (США, СССР, Японии). Однако идеи переустройства мира на базе духовно-культурных ценностей в первой половине XX века серьёзно не воспринимаются политиками.
С 1936 года Дом Рерихов находится в городе Наггар, долина Куллу, штат Химачал Прадеш, Индия, среди хвойных деревьев с зачаровывающим видом на горы. В Индии он занимается интенсивной творческой работой, как художник и философ, работает над фундаментальной теорией культуры, этики и эстетики. Продолжает начатую в 1934-35 годах фундаментальную эпопею очерков серии «Моя жизнь». Создаёт огромную галерею из нескольких сот небольших, но ярких и впечатляющих по колориту и образному решению высокогорных «пейзажей», которые, по сути, являются целой антологией широчайшего спектра тонких состояний природы и возвышенных состояний человеческой души, которые буквально завораживают зрителя.
Рерих был увлечен восточными философскими учениями, об этом свидетельствуют его непрерывные и длительные путешествия по Азии, в его картинах Восток является главной темой, увековеченной, прежде всего через заснеженные вершины Тибета. Николай Рерих уловил и рисовал гармонию между человеком и природой, которые в свете его картин кажутся не отдельными, а бездонно соединенными, почти как если бы они были единым сознанием.
В годы Великой Отечественной Войны он проводит в Индии персональные художественные выставки с продажей картин в пользу Красной Армии и советского Красного Креста. Постоянно выступает в печати со статьями в поддержку СССР. По окончании войны, предпринимает шаги к возвращению на Родину.
13 декабря 1947 года Николай Рерих скончался в своём имении в долине Куллу, где и был торжественно кремирован.
В итоге творческой жизни Н.К.Рерих оставил потомкам богатейшее художественное, литературное, духовное, философское и научное наследие, породившее довольно широкое международное духовно-культурное движение. Сегодня рериховские общественные организации работают в России, во многих странах Европы, Азии, а также в Австралии. В России действуют десятки рериховских обществ.
Супруга Николая Рериха Елена Ивановна, во всем разделяла его взгляды и была верным соратником. Их старший сын – Юрий Николаевич Рерих был учёным, востоковедом, лингвистом и исследователем Центральной Азии.
Второй сын Святослав Николаевич Рерих (1904-1993) тоже стал художником, являлся известным деятелем культуры, коллекционером восточного искусства, общественным деятелем. Он с детства занимался живописью, графикой, иллюстрировал книги, изучал языки, вместе с отцом ездил в археологические поездки. Переехав к родителям в Индию, полностью посвятил свое время художественному творчеству.
Святослав создает пейзажи, портреты, проводит персональные выставки.
Святославом Рерихом было написано более 4000 картин, многие из которых находятся в частных коллекциях разных стран. Его работы также представлены на выставке в Москве.
Его портреты проникнуты любовью, восхищением внешней красотой в сочетании с богатством и силой духа человека, необыкновенно жизненны и являются ярким разделом творчества художника. Объясняя своё увлечение портретной живописью, он говорил: «Почему я люблю портрет? Потому что люблю человека, пытаюсь нащупать гармонию между его внешней и внутренней красотой».
Святослав Рерих писал: «Мы должны искать красоту во всём. Я лично стараюсь отобразить то красивое, что я вижу. Поиски красоты - это то, что сблизит людей и спасёт мир; желание создать что-то более прекрасное - прекрасную жизнь, прекрасные отношения. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте». «Вся жизнь стремится к красоте, то есть к эволюции».
Надо сказать, что этот год является юбилейным – 150 лет со дня рождения Николая Рериха и 120 лет со дня рождения Святослава Рериха.
Эти два глубоко духовных человека старались сделать нашу жизнь лучше, прежде всего благодаря улучшению внутреннего мира самого человека. Надеюсь, Вы мои читатели находитесь в гармонии сами с собой. Спасибо Вам за лестные и неравнодушные комментарии, подписки, всего Вам самого наилучшего.