Николай Романов был старшим сыном наследника престола Александра Николаевича и сам был первым в очереди на престол после отца. Он родился 8 (20) сентября 1843 г. Рождение мальчика после того, как у Александра и его супруги Марии Федоровны была уже дочь, вызвало большую радость в семье. Малыша назвали Николаем, в честь деда, правящего императора Николая I.
Детство наследника престола
Император был очень взволнован рождением внука – ведь родился не просто великий князь, а престолонаследник. Он повелел своим младшим сыновьям, великим князьям Константину, Николаю и Михаилу, преклонить колени перед новорожденным племянником и поклясться ему в верности как будущему российскому императору.
Наследнику престола положено было делать военную карьеру, поэтому сразу после рождения малыш был назначен шефом двух полков – гусарского и уланского, и зачислен в десять гвардейских полков.
Николая чуть не с пеленок стали готовить к управлению огромной страной. Главным воспитателем наследника был генерал-адъютант граф Сергей Григорьевич Строганов, который ранее был попечителем Московского учебного округа. Для обучения цесаревича была составлена насыщенная и сложная программа, в качестве преподавателей были привлечены профессора Московского университета, а также выдающиеся ученые. Со всеми поставленными задачами юный наследник справлялся блестяще. Историк С.М. Соловьёв, обучавший наследника, как-то сказал:
«Если бы мне удалось хоть раз за десять лет подготовить студента, равного по развитию великому князю Николаю Александровичу, я считал бы, что исполнил свою профессорскую задачу».
Мальчик был всеобщим любимцем. И это не удивительно – он был хорош собой, умен, воспитан и имел приятный характер. В семье его звали Никса.
Императрица Мария Александровна старшего сына просто обожала, относилась к нему с большой нежностью. Граф С.Д. Шереметьев писал:
«Императрица любила его нежнее других и совершенно исключительно занялась им и гордилась его воспитанием. Характеры их были сходны. Николай Александрович гораздо менее походил на государя, чем на мать. С отцом они расходились во многом и друг друга часто не понимали».
Очень близкими, доверительными были взаимоотношения Николая со следующим по старшинству братом – Александром, который был моложе его на два года.
Цесаревич Николай Александрович
В 1855 году скончался дед Николая, император Николай I. Русский престол перешел к его отцу, императору Александру II, и юный Николай в двенадцатилетнем возрасте становится наследником Российского престола.
Официальное провозглашение цесаревичем произошло в день рождения Николая, 8 (20) сентября 1859 года, когда Николай Александрович в Зимнем дворце принёс присягу на верность Родине. После этого состоялся дипломатический прием, на котором наследник престола принимал представителей иностранных государств, а они знакомились с будущим русским императором. Молодой наследник свободно говорил с иностранными посланниками о политике, показал знания по многим вопросам и просто очаровал всех.
Знакомство с государством
Готовясь стать государем огромной страны, Николай Александрович совершил два путешествия по России. Первое состоялось в 1861 году, когда цесаревичу было 18 лет, и его сопровождал наставник, граф С.Г. Строганов. Это путешествие было небольшим: Казань, Нижний Новгород, Москва.
В 1863 году состоялось второе, уже большое путешествие цесаревича. Продолжалось оно 4,5 месяца, во время которого Николай проехал от Астрахани до Крыма, от Бердянска до Екатеринослава, посетил Харьков, Курск, Орел, Тулу. И везде он знакомился со своими будущими подданными. К нему допускали представителей разных сословий, он выслушивал просьбы, жалобы – так он лучше узнавал Россию. А Россия – его, будущего правителя. И этот многообещающий наследник престола очень нравился народу.
Это путешествие имело большое значение для Николая, потому что он увидел Россию своими глазами такой, какая она была в действительности. И если ранее его любовь к Родине была скорее абстрактной, то теперь он полюбил ее не только умом, но и сердцем. Раньше он любил Россию более за ее старину: он увлекался русскими былинами и народными песнями, многие знал наизусть. Теперь же он узнал Россию и современную и привязался к ней еще больше.
Мнения людей о цесаревиче
Преподававший цесаревичу государственное право профессор Б.Н. Чичерин так описывал впечатление, которое наследник престола производил на окружающих:
«Высокий, стройный, красивый, при этом умный, живой и приветливый, он мог очаровать и привязать к себе всех, кто к нему подходил. Вся окружающая его атмосфера дышала каким-то задушевным и возвышенным строем».
Другой его преподаватель, А.И. Чивилев, отмечал сердечность цесаревича и даже считал ее чрезмерной:
«Наследник великий князь Николай Александрович был умен, способен к труду мысли и сочувствовал всем высшим ее интересам, но слишком был мягок сердцем».
О русском цесаревиче, его уме, либеральных взглядах, привлекательной внешности и высоких душевных качествах вскоре стали говорить не только в России, но и за рубежом. Так, когда в 1862 году в Греции проводили плебисцит, на котором предлагали кандидатуры нового монарха, то Николай Александрович занял второе место.
Несостоявшаяся невеста
У Николая Александровича были очень теплые отношение с его троюродной сестрой, принцессой Ольденбургской Екатериной. Ее отец, Петр Георг Ольденбургский, был внуком Павла I и состоял на русской службе, семья жила в Петербурге. Екатерина была искренне влюблена в Николая, и его мать, императрица Мария Александровна, очень хотела, чтобы девушка стала женой наследника.
Переговоры были долгими, но в итоге мать Екатерины, принцесса Терезия Нассауская, отказалась дать свое согласие, так как очень не любила императрицу. Молодым людям пришлось расстаться, Николай подарил несостоявшейся невесте перстень с бирюзой, с которым она не расставалась.
Путешествие в Европу
В 1864 году наследник отправился в новое путешествие – заграничное. Цели у путешествия были две: продолжение образования, для чего граф С.Г. Строганов составил насыщенную и интересную программу. Второй целью было знакомство с невестой.
Николай Александрович посетил Германию и Голландию, затем направился в Копенгаген, там он познакомился с дочерью датского короля Христиана IX, принцессой Дагмар. Девушке было 16 лет и она была прелестна. Секретарь цесаревича так описал ее:
«Тонкий и изящный стан, маленькая выразительная головка, глубокий взгляд, одновременно добрый и ласковый».
Молодые люди друг другу понравились. Николай прожил в Дании три недели, и, получив согласие родителей, попросил у отца руки его дочери. Принцесса тоже была согласна, и в 21-й день рождения цесаревича, 20 сентября 1864 года, состоялась помолвка. В Петербурге это событие отметили 101 пушечным выстрелом. Но всеобщая радость была преждевременной.
Неожиданная болезнь
В начале октября цесаревич отправился в Венецию, и вдруг ощутил себя не совсем здоровым – он чувствовал очень сильную, непонятно откуда взявшуюся усталость. Он решил продолжать путешествие, побывал в Милане, Турине, поехал в Ниццу и там понял, что серьезно болен. Как вскоре выяснилось, сказалось давнее падение.
Четыре года назад цесаревич принимал участие в скачках на ипподроме в Царском Селе. Николай Александрович упал с лошади и сильно ушиб спину. Он старался держаться мужественно, не показывать, как сильно его беспокоит ушибленное место, продолжал тренироваться, учиться. Поэтому его падению большого значения не придали. И сейчас, спустя несколько лет, то старое падение напомнило о себе.
В Ниццу к цесаревичу прибыла мать. И хотя приступы болезни периодически накатывали, они с императрицей отправились во Флоренцию, а сам цесаревич был настроен оптимистично:
«Теперь я у берега, Бог даст, отдохну и укреплюсь зимой в Италии, затем свадьба, а потом новая жизнь, семейный очаг, служба и работа…»
Во Флоренции у цесаревича проявились сильнейшие боли в спине, из-за чего он слег. Консилиум врачей долго не мог поставить диагноз, вначале решили, что у него ревматизм и назначили ему массаж. Целый месяц его лечили массажем, но становилось все хуже, и только тогда поняли, что у цесаревича идет воспалительный процесс в области позвоночника.
Его перевезли в Ниццу. В начале апреля здоровье Николая еще более ухудшилось. К нему выехал великий князь Александр Александрович. Браться были очень дружны, их письма были полны взаимной нежности, и цесаревич не раз говорил матери, что даже не знает, кого он любит больше — «Сашу или Дагмару».
Вскоре к больному сыну выехал император с сыном Владимиром Александровичем, по дороге к ним присоединились принцесса Дагмар с матерью.
Ранняя кончина
Николаю Александровичу становилось все хуже. К сильным болям в спине прибавилась еще и сильнейшая головная боль, от чего он впадал в забытье. После одного из таких приступов, придя в себя, он произнес фразу, ставшую пророческой:
«Мне казалось, что я нахожусь на «Александре Невском» и он везёт меня далеко-далеко в путешествие».
Очередной консилиум врачей, среди которых был и профессор Пирогов, признал, что у наследника туберкулезный менингит и спасения нет. 11 апреля ему стало еще хуже. Его причастили и он стал со всеми прощаться. Вечером началась агония. Через несколько часов мучения, в ночь на 12 апреля, наследник российского престола скончался. Его последняя фраза была: «Стоп машина!». Все последние часы от него не отходили брат Александр и невеста Дагмар.
Тело цесаревича сначала перенесли в русскую церковь, затем на фрегате «Александр Невский» доставили в Кронштадт. 28 мая в Петропавловском соборе состоялось торжественное погребение. Цесаревичу Николаю Александровичу был только 21 год.
Память о цесаревиче
Ранняя смерть молодого наследника престола потрясла не только семью Романовых, но и всю Российскую империю. Скорбели о нем и за границей. В 1867 году в Ницце, на месте кончины цесаревича, была заложена часовня-памятник. Ее освящение состоялось через год, в присутствии горячо любящего его брата, будущего императора Александра III.
В 1903—1911 годах по проекту архитектора М.Т. Преображенского в память о цесаревиче был построен первый в Ницце пятиглавый русский собор святителя Николая Чудотворца.
Император Александр III своего сына и наследника назвал в честь любимого брата Николаем – это будущий император Николай II. Хотя на самом деле Николаем II должен был стать его дядя.
Князь П.А. Вяземский на смерть наследника написал стихотворение, в котором назвал Николая Александровича
«минутным гостем,
ангелу подобным,
блеснувшим на Земле,
но не Земли жильцом».
Об отце и матери цесаревича Николая: