Найти тему
Азбука отцовства

Манипулирующие движения при социальных контактах на 10-12-ом месяце.

В 4-ом квартале первого года жизни ребёнок начинает реагировать на словесное обращение движениями рук, что является проявлением социальных отношений.

«Погладь папу!», «Покажи, как ты любишь маму!».

На эти обращения ребёнок погладит папу и обнимет маму за шею. Обучаем ребёнка движениям на словесные обращения. Нет надобности придерживаться лишь традиционных обращений. Можно выдумать и другие удобные обращения, за которыми следуют простые движения, например, подать руку дяде, помахать ручкой на прощание, похлопать в ладоши в знак благодарности, не только головой, но и ручкой показать «нет-нет-нет» и т. д.

Развитие игры.

Цель воспитания. Цель и методика развития т. н. манипулирующей игры были нами описаны в предыдущей статье (Развитие тонкой моторики руки). Подражающую игру, частично описанную нами в этой же статье, развиваем в 4-ом квартале таким образом, что предоставляем ребёнку как можно больше возможностей для наблюдения за людьми во время работы и в других условиях, давая ему возможность смотреть на поведение животных и функционирование машин. Прежде всего, однако, предоставим ребёнку возможность непосредственно участвовать в некоторых работах взрослых.

Возможность для наблюдения. Если мы хотим, чтобы ребёнок подражал, то до этого он должен что-либо почувствовать и наблюдать, чтобы было чему подражать; чем больше возможности для наблюдения имеет ребёнок, тем богаче его подражательная активность. На начальной стадии развития подражающей игры дети копируют лишь некоторые типичные изолированные движения, при помощи которых взрослые выполняют определённые задачи. Ребёнок повторяет лишь определённое случайное движение, которое особенно привлекло его внимание.

Далее мы приведём наиболее типичные ситуации, вызывающие внимание и интерес ребёнка, которые наиболее стимулируют развивающуюся подражающую игру ребёнка в конце 1-го года жизни.

Чаще всего ребёнок подражает некоторым движениям мамы, которые связаны с заботой о нём: это движения при кормлении, купании, умывании, одевании, укладывании спать, усаживании на горшок, игре с ребёнком и т. д. Можно добиться того, что ребёнок на 12-ом месяце кормит медвежонка из ложечки или бутылочки, баюкает его на руках, усаживает на горшок, купает, укладывает спать и т. д.

Следующей удобной ситуацией, стимулирующей подражание ребёнка, является работа по дому, например, приготовление еды, уборка, стирка, глажение, мытьё посуды и т. д. Ввиду этого во время приготовления еды мама может дать ребёнку небольшую кастрюльку и деревянную ложку, чтобы ребёнок копировал её движения при размешивании. При перемалывании кофе ребёнок может вращать какую-либо маленькую ручку. При подметании мама может дать ребёнку небольшую метёлку и совок, чтобы ребёнок повторял её движения с этими приспособлениями или небольшой салфеткой для вытирания пыли. Если нет маленького утюжка, достаточно дать ребёнку обыкновенный кубик, которым он будет копировать глажение тем, что будет водить им по пелёнке.

Также отец при различных ремонтных и обслуживающих работах пробуждает сильный интерес у ребёнка и стимулирует его к подражанию. Ребёнок интересуется деятельностью, в ходе которой распиливают пилой доски, забивают гвозди, закручиваются шурупы и т. д. С подобным интересом ребёнок наблюдает за работой различных специалистов, ремонтирующих или делающих что-либо. Ребёнок уже на 12-ом месяце повторяет удары молотком, движения при работе пилой и т. д. Поэтому в подобных ситуациях мы не уводим ребёнка, чтобы он не «мешал», а напротив думаем, как сделать, чтобы ребёнок наблюдал как можно больше за подобными работами и как можно больше видел.

Много примеров для подражания можно найти вне дома, например, по дороге в городе: ребёнок идет вместе с родителями делать покупки, а затем дома подражает увиденному.

Также пребывание на природе стимулирует ребёнка к подражанию. В садовой песочнице ребёнок повторяет многие отцовские движения при работе в саду, например, как он копал, нагружал, возил и т. д. Наблюдение за животными стимулирует ребёнка к подражанию лаю собаки, пению птиц, размахиванию крыльев курицы.

Каждое окружение предоставляет другие возможности для наблюдения: одни возможности у городского ребёнка, другие у деревенского. Обе среды, однако, предоставляют столько возможностей, которые достаточны для хорошего развития ребёнка в раннем возрасте, если эти возможности полностью использовать. Прежде всего это зависит от родителей, сколько стимулов получит ребёнок. Ознакомление ребёнка с жизнью в окружении является главным условием для развития подражающих игр, и напротив хорошо развитая подражающая игра является следствием богатого опыта.

Побуждение к подражанию. Недостаточно обеспечить ребёнку возможность для наблюдения за жизнью и деятельностью людей в окружении. Другим воспитательным принципом является то, что на первых порах мы должны помогать ребёнку, чтобы он научился подражать, т. е. наблюдаемая деятельность проявилась в его действиях. Ввиду этого необходимо активировать ребёнка к подражанию. Например, мама кормит 11-12-ти месячного ребёнка из ложки, а затем берёт медвежонка или куклу и символично кормит. Затем даёт ложку ребёнку и предлагает ему также накормить медведя. Тем самым мама перешла от кормления ребёнка к кормлению игрушки, а затем попросила ребёнка в тех же условиях продолжить кормление, облегчив ребёнку понимание этой деятельности. Если она проделает это 2-3 раза с ребёнком, то затем будет достаточно поставить возле себя игрушку, тарелку и ложку, чтобы ребёнок уловил взаимосвязь и начал самостоятельно кормить медведя.

Во время купания мама берёт в ванну куклу и купает её вместе с ребёнком: моет руки ребёнку, а татем кукле, моет задницу ребёнку, а затем кукле. В следующий раз она просит ребёнка, чтобы он самостоятельно выкупал куклу. Ребёнок быстро освоит игру и перед купанием будет сам разыскивать куклу, чтобы её он мог выкупать.

Если подобным образом отработать несколько подражающих движений, то ребёнок освоит принципы подражания и начнёт делать это без нашего вмешательства, когда его что-либо увлекло или заинтересовало. Репертуар подражающих движений разрастается у ребёнка очень быстро, подготавливая тем самым наступление т. н. ролевой игры (возникающей лишь на 3-ем году жизни), к ходе которой ребёнок повторяет не отдельные движения, а целое осмысленное поведение, показывая тем самым, что взял на себя чью-то роль (игра в маму, продавца и т. д.). Некоторые авторы утверждают, что ребёнок постепенно самостоятельно подойдёт к подражающей ролевой игре и нет необходимости заботится о развитии этой игры. Опыт старых детских домов, где не было хорошей воспитательной работы, свидетельствует, что подражающая игра, точно также, как и целый ряд других детских проявлений, спонтанно без стимуляции со стороны взрослых развивается очень медленно или вообще не развивается. Детям необходимы начальные импульсы со стороны старших детей и лишь, когда они освоят, к примеру, основы подражающей игры, то развиваются без особой помощи взрослых.

Родители при развитии подражающей игры иногда допускают ошибки: данная деятельность не должна носить формальных характер. Что является проявлением формализма покажем на конкретном примере. Мама наблюдала вместе с ребёнком за птицами в парке, дома она напомнила ребёнку о птицах и попросила показать, как они машут крылышками. Ребёнок понял и помахал руками. Затем она предложила показать, как птицы клевали зерно. Ребёнок не реагировал и по этой причине мама стучала сжатыми пальцами по полу со словами: «Так они это делали – покажи, что делали так!», призывая ребёнка к подражанию. Ребёнок смотрел на неё не понимая, но повторил движение формально., ничего тем самым не выражая, не вкладывая никаких чувств. Такое задействование ребёнка является формализмом, которое не имеет никакого воспитательного воздействия.

Развитие речи и мышления.

О том, как развиваем знание и опыт, которые являются важнейшими условиями для развития речи и мышления мы упоминали в статье о развитии тонкой моторики руки и игры. Показали, как ребёнок получает знание и опыт при соприкосновении с предметами; о развитии знаний и опыта при контактах с людьми будем говорить в статье о создании социальных взаимоотношений.

В этой статье продемонстрируем, как полученные ребёнком опыт и знания отражаются на развитии мышления и речи, и как содействовать развитию этих двух тесно связанных функций.