Найти в Дзене
Ещё один блог о кино

Как "стирали" её улыбку

Она уже не сопротивлялась. Да и как можно было сопротивляться двум вертухаям, тащившим ее по коридору к "кабинету" начальника - маленькому темному помещению, больше похожему на чулан.

И начальник, конечно, уже ее ждал. Молодую, красивую, улыбчивую...

Впрочем, улыбку-то ей уже стерли... И, наверное, навсегда.

5 сентября 1912 года в Москве 20-летняя начинающая поэтесса Марина Цветаева родила своему супругу, 19-летнему студенту Сергею Эфрону, первого ребенка.

Молодые родители долго выбирали имя для новорожденной девочки, наконец, сошлись на поэтическом - Ариадна. Марина и Сергей верили, что дочка, словно героиня древнегреческого мифа, станет путеводной нитью для их раннего брака, испытывавшего к тому моменту определенные трудности.

В семье малышку называли Алей.

Пока ситуация в стране была относительно спокойной, семья Эфрон жила вполне благополучно. Зиму проводили в Москве, лето - в Крыму, в Коктебеле, на даче Максимилиана Волошина, широко известной как "Дом поэтов".

"Дом поэтов" был знаковым местом для Марины и Сергея. Собственно говоря, здесь они и познакомились в мае 1911 года, здесь зародился их роман.

Сергей Эфрон с ранних лет страдал туберкулезом, и в Крыму его болезнь утихала, кашель почти исчезал. Взяв маленькую Ариадну, родители шли к морю, загорали, играли, словно дети.

Тот Крымский период Марина Цветаева впоследствии назовет счастливейшим в своей жизни.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон, родители Ариадны.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон, родители Ариадны.

Под крымским солнцем Ариадна быстро росла. Девочка была крепкая, веселая, общительная. С ранних лет Аля проявила живость ума, что невероятно радовало Марину.

Цветаева была уверена, что она родила гениального ребенка, который полностью соответствует гениальной матери.

С 1914 года положение семьи Эфрон стало неуклонно ухудшаться. С началом Первой Мировой войны Сергей отправился на фронт в качестве медбрата (в солдаты не взяли из-за слабого здоровья). Немного позднее Эфрону все-таки удалось поступить в юнкерское училище.

Вынужденное расставание с мужем поначалу привело Марину в полное уныние, но затем молодая женщина, подобно древнегреческой поэтессе Сапфо, нашла утешение в объятиях переводчицы Софии Парнок, считавшейся настоящей красавицей.

София Парнок.
София Парнок.

Слух об измене Марины с Парнок заставил Эфрона тяжело страдать, но все же он принял жену обратно, когда та в 1916 году все-таки рассталась с Софией.

13 апреля 1917 года Цветаева родила вторую дочь, Ирину. Это уже было совсем другое время, не благословенный, солнечно-крымский, 1912-й. После Февральской революции в стране каждый день проходили демонстрации, где-то раздавалась стрельба.

После Октября - еще хуже. Сергей, ставший офицером Белой армии, сражался с большевиками на Дону.

Марина с двумя детьми осталась в Москве. Связь с мужем практически прервалась. Вскоре наступили голод и холод. Цветаева, не приспособленная к трудностям, совершенно растерялась.

Свое раздражение, злость, Марина вымещала на детях. Особенно доставалось 2-летней Ирочке. Мать обзывала малышку дефективной, била ее, кормила сырыми капустными листьями и привязывала к ножке стула.

Аля, несмотря на то, что она была любимицей матери, тоже страдала из-за педагогических "экспериментов" Цветаевой. Позднее Ариадна вспоминала:

"Я записывала что-то в тетрадке и вдруг услыхала голос Марины: "Аля, Аля, иди скорей сюда!". Я иду к ней и вижу - на кухонной тряпке лежит мокрый червяк. А я больше всего боюсь червяков. Она сказала: "Аля, если ты меня любишь, ты должна поднять этого червя". Я говорю: "Я же Вас люблю душой". А Марина говорит: "Докажи это на деле".

Ариадна и Ирина Эфрон.
Ариадна и Ирина Эфрон.

В 1919 году Цветаева под видом крестной (стыдно было признаться, что настоящая мать), сдала дочерей в Кунцевский детский приют.

Здесь в феврале 1920-го от голода скончалась Ирина. Три года жизни всего было отмеряно на Земле этой девочке.

Ариадна выжила, в первую очередь, потому, что Марина иногда привозила ей что-то из еды - хлеб, сахарок, сушеную рыбку. Все отдавала Але, Ире Цветаева не давала ничего, что поражало воспитательниц детского дома.

В 1922 году Цветаева смогла вывезти Ариадну за границу. Сначала жили в Чехословакии, затем, с 1925-го года, - во Франции.

В эмиграции Марина воссоединилась с мужем, с которым больше двух лет не имела никакой связи. Оказалось, Сергей Эфрон выжил в ходе боев с большевиками, и еще в 1920-ом году эвакуировался в Константинополь.

Из-за долгой разлуки чувства между Сергеем и Мариной охладели. В 1923 году у поэтессы возник роман с белоэмигрантом Константином Родзевичем, близким другом Эфрона. Когда в 1925-ом году Марина родила сына Георгия (по-домашнему, Мура), многие, и Сергей в том числе, подозревали, что отцом ребенка являлся Родзевич.

Константин Родзевич.
Константин Родзевич.

Эфрон был не против развестись с Цветаевой. Когда Сергей все же решился сообщить Марине о своем намерении, женщина "две недели была в безумии". Эти две недели Цветаева совершенно не спала, почти ничего не ела.

Ради детей Эфрон решил остаться. Цветаева рассталась с Родзевичем, и переехала с мужем, Ариадной и Муром из французской провинции в Париж.

Жило семейство Эфрон в унизительной бедности, которую легко было спутать с нищетой. Сергей почти сразу после приезда слег из-за обострения туберкулеза, деньги для семьи добывала 13-летняя Ариадна, оказавшаяся талантливой рукодельницей: Аля вязала шапочки на продажу.

Нищая парижская жизнь угнетала Эфрона, прекрасно помнившего достойную жизнь в России. Несколько мучительных лет эмиграции - и ностальгия Сергея достигла такого уровня, что он, белоэмигрант, ярый сторонник "Белой идеи", был готов отправиться в Советы.

Эфрон стал говорить Марине, что Белая гвардия "воевала против своего народа", не прислушивалась к его чаяниям.

Ариадне Сергей говорил, что ему следует уйти из семьи, - так его дочери, сыну и жене будет легче. Девочка плакала, умоляла отца не поступать так.

Ариадна Эфрон.
Ариадна Эфрон.

Время, однако, шло. Ариадна превратилась в очаровательную юную барышню, настолько красивую, что Марина Ивановна то ли в шутку, то ли всерьез стала ревновать к дочери своих кавалеров.

Ариадна поступила в училище прикладного искусства, которое с успехом окончила. Затем барышня окончила высшую Школу Лувра по специальности "изобразительное искусство". Стала работать оформителем книг, переводчиком, журналистом.

Вместе с отцом, который стал сторонником левых взглядов, Ариадна печаталась в журнале "Наш Союз", который издавал так называемый "Союз возвращенцев на Родину". Среди многочисленных публикаций Ариадны были, в том числе, переводы стихов советских поэтов.

Мадмуазель Эфрон была обычной парижской девушкой, которую трудно было отличить от молодой француженки. Ариадна играла в теннис, ходила на вечеринки, обожала проводить время на пляже.

Все отмечали очаровательную улыбку девушки, ее веселость, непосредственность.

Ариадна Эфрон.
Ариадна Эфрон.

Между тем, Сергей Яковлевич Эфрон, как выразилась в одном из писем Марина Цветаева, "совсем ушел в Сов. Россию, ничего другого не видит, а в ней видит только то, что хочет".

В 1929 году была закрыта газета "Евразия", с которой Эфрон сотрудничал и от которой получал недурные гонорары. Это был тяжелый удар для Сергея Яковлевича, из-за чего его здоровье резко ухудшилось.

На собранные по "кличу" Цветаевой деньги, Эфрона отправили в русский санаторий в замке д’Арсин (Верхняя Савойя). Из санатория окрепший и поздоровевший Сергей Яковлевич вернулся "сущим большевиком": по всей видимости, там он и был окончательно "обработан" советской агентурой.

После Савойи Эфрон стал вести себя как шпион, надолго отлучался из дома, и постоянно намекал жене и дочери, что скоро они уедут в Советскую Россию.

В 1931 году Эфрон официально стал наводчиком-вербовщиком Иностранного отдела ОГПУ в Париже. В задачу Сергея Яковлевича входила вербовка бывших белоэмигрантов для различных заданий в Европе.

В середине 30-х Эфрон окончательно утвердился в решении перебраться в СССР. Сергей Яковлевич начал убеждать семью. Марина всячески сопротивлялась, а вот Ариадна прислушивалась к отцу.

В конце концов, Сергей Яковлевич смог убедить дочь, и перед матерью встал выбор: либо остаться в Париже, либо следовать в СССР вслед за семьей.

Ариадна Эфрон.
Ариадна Эфрон.

Первой в Союз отправилась Ариадна. Это произошло 18 марта 1937 года. 25-летняя барышня получила жилье в Москве, устроилась на работу в редакцию «Revue de Moscou»: этот журнал издавался на французском языке и был призван рассказать иностранцам о преимуществах Советов.

В октябре 1937-го в Ленинград на пароходе прибыл Сергей Эфрон.

Марина всячески оттягивала возвращение, но в 1939 году приехала в Союз вместе с сыном Муром.

Семье была предоставлена государственная дача НКВД в подмосковном поселке Болшево.

Казалось, эмигрантам-скитальцам улыбнулась удача, и наконец-то они смогут жить спокойной, благополучной жизнью. Увы, очень скоро семья Эфрон была разрушена до основания.

27 августа 1939 года на госдачу Эфрон пришли сотрудники НКВД. Сергей Яковлевич был уверен, что это за ним, но чекисты забрали Ариадну.

На Лубянке молодой женщине было предъявлено обвинение в шпионаже на иностранную разведку. К Ариадне были применены пытки, в ходе которых публицистка "сдала" своего отца.

Ариадна Эфрон после ареста.
Ариадна Эфрон после ареста.

Особое совещание назначило Ариадне срок - восемь лет лагерей. Вскоре 27-летняя женщина была этапирована в Севжелдорлаг в Архангельскую область.

Эфрон была лишена права переписки, поэтому о судьбе родителей она ничего не знала.

А судьба Марины и Сергея была страшной. 16 октября 1941 года по обвинению в шпионаже отец Ариадны был расстрелян на спецобъекте "Коммунарка". Марина Цветаева, оказавшаяся в эвакуации в Елабуге, покончила с собой от тоски и нищеты.

Ариадне в лагере приходилось туго. Все еще очень красивая, она стала объектом пристального внимания начальника. Ариадне обещали сносную жизнь, если пойдет на попятный.

Однако упрямая женщина наотрез отказалась. Сидевшая с Ариадной женщина вспоминала, что начальник приказал каждую ночь доставлять к нему в кабинет "упрямую бабу".

"Как же она кричала, как кричала! Мы затыкали уши, но все равно все слышали".

Ариадна Эфрон.
Ариадна Эфрон.

Весной 1943 года оперотдел лагеря предложил Ариадне стать так называемой "стукачкой". Эфрон ни о чем подобном не желала и слушать. Упрямую заключенную перевели на лесоповал.

Всем было понятно, что слабая здоровьем, исхудавшая Ариадна долго не протянет. Актриса Тамара Сланская, сидевшая вместе с дочкой Цветаевой, каким-то чудом отправила письмо на волю:

«Если Вы хотите сохранить Алю, постарайтесь вызволить её с Севера».

Тревожные строки предназначались переводчику и журналисту Самуилу Гуревичу - с этим мужчиной Ариадна жила "на воле" в гражданском браке.

Гуревич предпринял все усилия, чтобы спасти Алю, и это ему удалось. Эфрон была переведена с Севера в Мордовию, в Потьминские лагеря.

Здесь режим был не таким строгим, Ариадне, наконец, разрешили писать письма на волю. Впрочем, возможно, женщина предпочла бы не знать, что за то время, пока она находилась в Севжелдорлаге, она потеряла всех: отец расстрелян, мать повесилась, брат Мур погиб на фронте в 44-ом.

На свободу Ариадна Эфрон вышла в 1948 году. Это была уже не та веселая девушка-француженка.

Улыбка, всегда озарявшее лицо Ариадны, погасла.

Ариадна Эфрон в "Потьминских лагерях".
Ариадна Эфрон в "Потьминских лагерях".

Увы, на свободе Эфрон не задержалась. Уже через год Ариадну повторно арестовали, но, к счастью, отправили не в лагерь, а в пожизненную ссылку в Красноярский край.

В селе Туруханск дочь Цветаевой работала художником-оформителем местного дома культуры.

Реабилитация Ариадны произошла в 1955 году: в ходе пересмотра дела Эфрон, оказалось, что в нем отсутствует состав преступления.

Наконец-то Ариадна смогла вернуться в родной город, в Москву!

Женщине выделили квартиру в Мерзляковском переулке, она активно сотрудничала с газетами и журналами, писала литературоведческие книги, мемуары.

С самоотверженным гражданским мужем Самуилом Гуревичем воссоединиться так и не удалось: мужчина был расстрелян в 1951 году. Больше замуж Ариадна Сергеевна не выходила, детей у нее не было.

Дочь Цветаевой стала главной хранительницей творческого наследия своей матери.

В литературных кругах Ариадна Сергеевна пользовалась непререкаемым авторитетом, с ней были счастливы побеседовать многие знаменитые писатели.

Обычная, размеренная жизнь успокоила сердце Ариадны, и даже вернула ее потрясающую улыбку.

Ариадна Сергеевна Эфрон.
Ариадна Сергеевна Эфрон.

Ариадна Сергеевна зимой жила в Москве, а лето проводила в Калужской области, в Тарусе.

Здесь, на даче "Песочное", Марина Цветаева и ее сестра Анастасия провели детство - прекрасное и беззаботное.

Ариадна Сергеевна построила в Тарусе небольшой дом, где жила в одиночестве, принимая время от времени гостей - поклонников Цветаевой.

26 июля 1975 года в Тарусе у Ариадны Сергеевны случился инфаркт, шестой по счету. "Скорая" прибыла быстро, но спасти дочь Цветаевой врачи не смогли.

Ариадна Эфрон, на жизнь которой пришлось столько тяжких испытаний, но которая с большинства фотографий смотрит на нас с улыбкой, оставила этот мир в возрасте 63 лет.

-------

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться - это важно для развития канала. Также заходите на мой канал через вкладку "Подписки" - это очень важно.

Всем добра! Моя книга:

"Цветы со шрамами" - трагические, трогательные, вдохновляющие истории о судьбах женщин в русской истории.

Викторианский детектив "Садовник"