Город-герой Керчь пережил много славных и трагических моментов в своей истории. Крайний из таких - Великая Отечественная война, как неотъемлемая часть Второй мировой войны.
Вечная слава бойцам Красной армии во время Керченско-Эльтигенской десантной операции. В бывшем поселке Героевское (сейчас это уже административная граница города Керчь) есть музей посвященный истории десанта и один из экспонатов, который бросается в глаза, это мотобот.
На памятной табличке написано что это катер ПВО-24. Я изначально думал что это название проекта мотобота. Но это оказалось не так.
16 ноября 1943 года вслед за ударной группой кораблей вышли из Кроткова северная и южная группа. Как раз в северной группе и был наш мотобот. Её состав: «СКА-03», «ПВО-10», «ПВО-14», «ПВО-18», «ПВО-24», «ПВО-25», «КАТЩ-5385».
Так что ПВО-24 эно название мотобота, а сам проект 165 — это десантный мотобот типа ДБ.
Его строили в Гороховце и Дзержинске по чертежам, разработанным в Горьковском ЦКБ-51.
Основные характеристики:
- водоизмещение: 18,94 т;
- размеры: длина — 14,6 м, ширина — 3,6 м, осадка — 0,6 м;
- скорость полного хода: 8,5 уз;
- дальность плавания: 300 миль;
- силовая установка: 115 л. с., 2 вала;
- вместимость: до 60 десантников с личным оружием;
- вооружение: 1х1 37-мм зенитный автомат 70-К, 1х1 пулемет ДШК - для варианта катера ПВО.
Потоплен ПВО-24 в Керченском проливе 26 ноября 1943г. таранным ударом немецкого корабля. Бой оказался последним для 11 десантников и почти всего экипажа во главе с командиром Н. Карповичем. Чудом остался жив тяжелораненый краснофлотец-пулемётчик А. Салов.
В 1977 году катер был обнаружен и поднят на поверхность, а затем силами комсомольцев судостроительного завода «Залив» имени Б.Е. Бутомы мотобот восстановили. В ноябре 1979 года состоялось торжественное открытие памятника, где мотобот предстал не в виде «разрушенного и поверженного бойца, а устремлённого в атаку непобедимого воина».