Как я уже говорила ранее, в раннюю эпоху коммунистического движения коммунизм и феминизм шагали рука об руку. Собственно, и по си поры существует социалистический феминизм и коммунистический - марксистский феминизм, в рамках которых поднимается вопрос о борьбе за права всех угнетенных, будь то по классовому, социальному или половому признаку. Многие известные женщины революционерки коммунистки были не менее известны и как феминистки. Да и революционные идеи освобождения угнетенных в плане классовом не могли идти в разрез с идеями освобождения женщин от приниженного и угнетённого положения в обществе. Так что СССР считали не только страной победившего социализма, но и страной победившего феминизма. И действительно многие моменты говорили именно об этом. Как минимум на первый взгляд.
Что же обсудим для начала социалистические достижения в плане полового равенства и освобождения женщин. Действительно под флагом революции и под идеей освобождения всех трудящихся от гнета эксплуатации, в том числе и при активном участии и идеологической поддержки ряда революционерок оказавшихся среди товарищей партийцев на далеко не низких местах, женщины получили заметное изменение своего образа жизни и получили множество возможностей, которые при царском строе им были не доступны. Эмансипация советских женщин шла под знаком "женщина тоже товарищ" и такой же советский человек. В первую очередь, как и следовало ожидать от прихода к власти трудового пролетариата, "зелёный свет" был дан в труде. Ну и про гражданские права никто не забыл. Те вопросы, которые на Западе феминистки продолжали требовать и не везде еще получили от своих властей: то же избирательное право, право учиться по любой профессии и, соответственно, работать, право занимать руководящие должности наравне с мужчинами - все это у советских женщин появилось. Женщины активно пошли в науку, заняли места за станками на производствах. Начиная с первых послереволюционных декретов: устанавливались права женин на образование, на равную зарплату за равный с мужчинами труд, право на развод. Эмансипация женщин подразумевала выход женщины из очень узкого и ограниченного мира, в котором единственная роль предназначавшаяся ей была любовь, семья и дети, в мир, где этот прежний мир становился лишь частью ее жизни более многогранной и многоплановой. Женщины-летчицы, женщины-врачи, женщины появились на руководящих постах и в политике. Женщина не только перестала быть зависимой и надеющееся на милость кормильца домохозяйкой, но и заняла достойное положение среди советских трудящихся. Это все, конечно, было замечательно и вызывало восхищенные вздохи феминисток на Западе, но идиллия была далеко не идеальной.
СССР действительно шел на опережение в сравнении с другими странами, в том числе узаконив право женщины на аборт, упростив процедуру развода, дав возможность получения образования и трудоустройства, вытаскивая женщину из домашнего быта в общественную и трудовую жизнь, но назвать эти шаги исключительно достижениями коммунистической идеологии было сложно. Коммунисты шли в первых рядах в этих вопросах, так как революционное мышление позволило с большей лёгкостью откинуть прежние представления и консерваторские взгляды, которые на том же Западе еще сдерживали подобные шаги. Но такие изменения были не столько актом связанным с феминистскими взглядами, сколько диктовались логикой нового времени и активной индустриализацией шедшей во всем мире. Государству были нужны новые рабочие руки, одних мужских уже не хватало. Женщины стали той рабочей силой, которой недоставало активно развивающемуся индустриальному обществу. Хоть и с некоторым запозданием, но подобные шаги были предприняты не только в СССР, но и вполне себе капиталистических странах, как США, Великобритания, Франция.
Женское равноправие было выгодно советскому государству ровно в той степени, в которой соответствовало интересам советского государства, а точнее
той степени, в которой соответствовало интересам и представлениям правящей партийной верхушки. С приходом к власти Сталина, многие аспекты "женского вопроса" получили заметный откат в сторону "традиционализма". Нет, участие женщин в трудовой и общественной жизни по-прежнему приветствовалось и восхвалялось. Однако созданные после революции "женские комитеты", которые занимались вопросами защиты прав женщин и помощью женщинам в решении различных вопросов вхождения в советское общество и решения существовавших проблем, были закрыты. Сталин просто сказал: "В СССР женский вопрос решен" - все, что еще делать с этим дальше? Женские организации распустили. Контроль за осуществлением прав женщин стал государственным. И женщины тут же получили звучную и громкую пощечину от государства в виде запретов на аборты. Началась активная пропаганда "первостепенного женского предназначения - материнства". При всем при том, что женщин активно призывали "плодиться и размножаться", не менее активно их же продолжали звать к участию в общественной и трудовой жизни. Несмотря на то, что государство взяло активный курс (на очередной, ой что-то знакомое!) подъем рождаемости, женские руки по-прежнему оставались востребованными на производствах. "Профессия домохозяйки" хоть и считалась вполне законным явлением, но была где-то в области презираемого варианта, что-то близкое к "лентяйке". В результате женщина оказалась загнана между молотом и наковальней. С одной стороны, государство требовало от советской женщины активного участия в общественно-трудовой жизни, работать да еще и быть ударницей желательно, иначе ты если не тунеядка, то как минимум ленивая бездельница, с другой стороны - государство же взывало к "первостепенному предназначению" и "заботилось о демографии (ну блин!)" Не просто взывало и заботилось, а запрещало аборты вплоть до уголовного дела и тюремного заключения, вводило налоги на бездетность и малодетность, даже на семьи имевшие одного или даже двух детей. Тем временем мужчины переставшие быть (еще с революционных реформ и освобождения женщин от исключительно домашней роли) кормильцами и добытчиками, разделять женские хлопоты не спешили. Несмотря на то, что женщины, как и мужчины, стали равноправными работниками в обществе, в рамках семьи продолжали (да и по си поры продолжают более чем активно) бытовать представления, что такие вещи, как уборка, стирка, готовка, забота о детях (не в смысле погладить по голове и время от времени поиграться, а регулярно пелёнки стирать и сопли вытирать) это занятие исключительно женское. Нет, государство делало шаги, чтобы облегчить положение работающих женщин, в частности снять с них заботу о детях на момент их рабочего времени, открывались ясли, детские сады, места в них распределялись бесплатно для работниц. Спасибо советскому государству, что женщинам не нужно было стоять за станком с ребёнком привязанным к спине. Однако закончив рабочую смену, женщина забирала ребенка из детского сада и шла домой: готовить, убирать, стирать, заботиться о детях и о муже. Какого бы то ни было намека на то, чтобы советский мужчина призывался откинуть чуждые советскому человеку буржуазные предрассудки и разделил домашние хлопоты с женой, даже в голову не приходили заботящимся о народе и советских женщинах партийным чиновникам. Конечно, в качестве альтернативы предлагались услуги "домов быта" и вариант питаться в недорогих столовых, но на уровне населения хотя и считалось, что воспользоваться всем этим незазорно время от времени, но скорее по причине недостатка времени и срочности исполнения того или иного. Постоянное же ведение образа жизни с регулярными обедами в столовых и тому подобным воспринималось скорее как "мажорство и выпендреж". Да и было не так дешево в сравнении, скажем, с домашней готовкой, а советский человек никогда не был человеком с излишними средствами.
В более поздний период делались, конечно, попытки несколько сбалансировать положение женщины в обществе и в вопросах материнства. Очередной "демографический вопрос" со временем стих. Запреты на аборты отменили. К советским людям обращались через плакаты и прочую агитпропаганду, с призывами пользоваться самолетами аэрофлота бытовыми учреждениями ради освобождения женщин от кухонного рабства, но прям в широкий всплеск интереса масс к переходу на общественные бытовые услуги и питание в столовых не произошел. Вернее, пользоваться-то пользовались, что не снимало наличие "домашних обязанностей", которые "традиционно" висели на женских плечах. Да еще и с установкой "женщина должна быть хозяйственной" . Начиная со слов Сталина, что "женский вопрос в СССР решен", какие-либо намеки на недовольство женщин своим положением или на необходимость решить какие-либо гендерные вопросы ставилось в позицию чуть ли не антисоветчины, ну как так Советский Союз дал женщине все, о чем она может только мечтать и думать, иначе кощунство и пропаганда загнивающего Запада! Необходимости в существовании феминизма как женского движения на территории СССР официально не было. Марксистский феминизм побелил (вроде бы как согласно официальной установки), а буржуазный феминизм нам чужд и враждебен! Так что СССР был страной "победившего феминизма", в которой официальное существование феминизма было по сути если не под запретом, то считалось делом не нужным (и иное мнение не могло существовать).
Другие мои ресурсы:
Сайт движения "Вечевая Республика"
Сайт правозащитного фонда ФППД "Факел Свободы"
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :