Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края...
Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".
НИКОГДА НЕ БЫЛО, И ВОТ ОПЯТЬ! МИНИСТЕРСТВО ОНКС ПРИШЛО В ПОКА ЕЩЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ с инициативой о внесении поправок в закон "Об основах культурного законодательства". Предложение - заменить в названиях культурных учреждений слово "национальный" на "государственный".
Человеку свойственно скрывать свои недостатки. Кто-нибудь может объяснить, почему представители "Гражданского договора" со товарищи любят демонстрировать свое убожество с таким сладострастным удовольствием? Чтобы не быть голословной - проект в парламенте представил замминистра, а по факту министр культуры Даниел Даниелян. Ладно что с высокой парламентской трибуны жалко мямлил. Назвал Национальный Академический театр оперы и балета "драматическим", а Национальный Академический театр им. Сундукяна "народным", или наоборот. И вконец, бедолага запутался в собственной высокой компетенции. Потом взбодрился и отбарабанил: "Высоко ценя государство и государственные ценности, мы предлагаем заменить слово "национальный" на слово "государственный"!
Эстафету специалиста и изысканного стилиста продолжила депутат парламента, "гражданская договорница" Тагуи Казарян: «... Мы везде заменяем слово "национальный" на слово "государственный", и это последовательная политика. Я хочу подтвердить, что у нас есть такая тенденция - мы заменяем слово "национальный" на слово "государственный", поскольку в лингвистическом вопросе возникает вопрос путаницы. "Государственный" точнее выражает то, что мы хотим выразить".
На финишную черту вышел уже председатель парламентской комиссии по вопросам культуры, еще один знаток, Сисак Габриелян - с очередной речевкой о верховенстве государственности.
Лилит Галстян, депутат от фракции "Айастан", некогда представившая в НС проект закона об особом, "Национальном" статусе очагов культуры, проявляла чудеса долготерпения: "Национальный может одновременно быть государственным, а вы противопоставляете их друг другу. Это неверно".
Но не у каждого нервная система устроена таким образом, что позволяет подобный жанр комедия-хорор выдержать, и глядя на это шоу говорящих попугайчиков, хотелось побольнее стенку прибить...
ВСЕГО 10 МЕСЯЦЕВ НАЗАД СЛОВО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ" НЕ ВЫЗЫВАЛО У ВЛАСТИ ТАКОЙ ИДЕОСИНКРАЗИИ. Ведь всего 10 месяцев назад этот статус был ею предоставлен уже и пока еще Национальному театру кукол им. Ов. Туманяна.
"Почему я должен узнавать об этой грандиозной затее из прессы? Почему с нами никто ничего не обсуждает? Они что, всерьез думают, что разбираются? - говорит творческий руководитель театра кукол и председатель совета директоров культурных учреждений Рубен Бабаян. - С Даниелем Даниеляном разговаривать бессмысленно, я позвонил Сисаку Габриеляну. Он что-то понес про то, что определение "национальный" нарушает равенство между учреждениями культуры, мол, а если какой-нибудь "ненациональный" театр делает хорошие спектакли, и прочую ересь. "Национальный" - это статус! Который, в свою очередь, повышает статус государства. И почему бы им не начать с себя - "Государственный парламент Армении"? Или Национальная сборная Армении по, допустим, футболу - пускай выступает "государственная сборная", повеселим мир".
Вот есть Национальный театр в Мюнхене, немецкое название Nationaltheater München - один из самых известных оперных театров в мире. Не "Национальный театр Германии", а просто - Национальный театр. Или Центр Жоржа Помпиду в Париже - официальное называние Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, на французском - Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou. Это в Европе. Национальный центр исполнительских искусств в Пекине - National Centre for the Performing Arts. Это в Азии. Национальный центр искусств (NAC), фантастический проект, запущенный еще в середине прошлого века правительством Канады - это в Америке. Такие примеры можно множить до бесконечности. И нигде, ни в одной стране, ни на одном континенте, выходит, не ценят, не укрепляют, не считают священной свою государственность. И только говорящие попугайчики из "Гражданского договора", беспрецедентные и все обнуляющие, пекутся об армянской государственности. От которой, с такими подходцами и под их щебет, может вообще ничего не остаться...
Что касается ораторского перла Тагуи Казарян насчет "в лингвистическом вопросе возникает вопрос путаницы". Действительно, в том мире, где существует культурная политика, где давно и благополучно сформировано законодательное поле, позволяющее искусству успешно существовать в частном секторе, слово "Национальный" тождественно слову "Государственный". Если в стране из многих сотен театров на содержании государства менее десяти - это особый статус. И статус этот - "Национальный". Театр на содержании народа, нации, ибо именно они, а не партия и правительство, формируют бюджет государства. Comédie-Française, Национальный театр Франции, например, государство финансирует от и до, финансирует независимо от того, как театр делает кассу, независимо от того, успешен он или не очень в данном временном отрезке. Потому что существует он уже 350 лет, потому что это театр Мольера и Людовика XIV, потому что это национальная честь и гордость Франции!
В Армении ни государственных, ни национальных очагов культуры в том смысле, в каком это подразумевается европейскими критериями, не существует. У нас они бесплатно существуют в государственных зданиях да получают жалкую субсидию. Многомиллионные вложения в серьезной валюте, которые идут в Национальные, то есть в государственные очаги культуры не у нас, у нас идут совсем в другом направлении...
Так что приоритетом государственности бряцать не стоит. Если закон будет принят - это не "забота о равенстве в милой сердцу государства культуре". Это очередной шаг к уничтожению - критериев, истории и статуса национальной культуры, а в конечном итоге - статуса государства.
"Когда власти начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли"... Когда власти начинают говорить о государстве, знай: где-то что-то опять разрушают.
Подписывайтесь на наш канал!