В мире продуктового ритейла традиционное внимание всегда уделяется расположению торговых точек на въезде в спальный микрорайон по правой стороне дороги. Первоначально это кажется логичным и правильным решением. Но всегда ли это работает в современных условиях? Давайте обсудим.
В эпоху становления нашего нового государства, когда предприниматели, размещая торговые объекты, не особо учитывали градостроительные СНИПы, а руководствовались основными принципами:
1.Трафик (пешеходный, автомобильный);
2.Правило правой руки ( Въезд в спальный микрорайон, правая сторона дороги);
3.Быстрый захват инициативы (Расположиться первыми в торговом ряду и привлечь внимание ярче всех).
Со временем торговые сети заполнили всё доступное пространство. Магазины под одним брендом с аналогичным ассортиментом и товарным запасом стали обычным явлением и начали конкурировать между собой за покупателей.
Для детального анализа успеха размещения торговых точек на помощь пришли Геоинформационные системы (ГИС). Это позволило выявить интересные закономерности, когда привычные правила "правой руки" и "первый и громкий" не всегда работают. Снова на первый план выходят принципы, заложенные градостроителями еще в советскую эпоху.
Оказалось, что для жителей микрорайонов важнее фактор удобства подхода и подъезда к торговой точке. Это включает в себя:
- Центральное расположение с доступной и большой парковкой;
- Удобные пешие маршруты;
- Другие элементы комфортного доступа.
Интересно отметить, что результаты ГИС-анализов показывают, что торговые точки на въезде в микрорайон могут иметь меньший товарооборот по сравнению с точками, расположенными внутри микрорайона.
Ниже представлены пара скриншотов из ГИС, визуализирующих данную закономерность. Отчетливо видно, что точки на въезде в микрорайон демонстрируют гораздо меньшие показатели по товарообороту, чем их конкуренты, расположенные глубже в микрорайоне.
*Не стоит воспринимать эти наблюдения как абсолютные правила. "Правила правой руки" и другие подобные закономерности также имеют своё место. Важно учитывать множество факторов и уметь с ними грамотно взаимодействовать.