Режиссура массовых сцен. Принцип организации и построения пролога и финала в массовых праздниках и зрелищных музыкальных программ.
Прежде чем начать ответ на этот вопрос, стоит напомнить, что массовость – это специфика нашей профессии. Зачастую мы работаем на тысячи зрителей, соответственно к такому количеству зрителей, на огромные установленные площадки не может явится один, хоть и талантливые артист. Вершкошвский пишет: «одна из важнейших особенностей режиссуры массового праздника состоит в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, художественно осмысляемую. Режиссер массового театра работает, в первую очередь, с реальным коллективным героем». В книге Туманова «Режиссура массового праздника и театрализованного концерта» можно найти такие слова, дающие нам наиболее четкое понимание необходимости массовых сцен в нашей профессии: «Праздник! Он стал неотъемлемой частью нашей жизни, закономерным социальным явлением. Всенародные торжества, посвященные годовщинам Великой Октябрьской социалистической революции, 1 Мая, дню рождения В. И. Ленина, Дню Победы... В селах широко отмечают дни первой борозды и урожая, начало учебного года и многие другие события. В праздничные вечера на главные магистрали наших городов выходят тысячи и тысячи людей для того, чтобы влиться в общий поток ликования, почувствовать себя частицей того огромного и величественного, имя которому,— народ!»
Теперь рассмотрим подробнее работу с массовыми сценами в нашей профессии.
В спортивных праздниках: В основе любого эпизода лежит масса.1200 чел. Все участки разбиваются на колонны по 40 -30 человек, во главе колонны направляющий и замыкающий(наиболее сообразительный). Каждая колонна имеет свой список с номером участника. Каждой колонне прописан маршрут движения. Сначала до мельчайших деталей мы должны продумать каждое их движение для себя, а затем уже давать команды колоне. У любой массовой композиции есть выход, исполнение, перестроение в какой-то рисунок, когда соло масса аккомпанирует. Главный двигатель действия – масса,
Праздник на открытом воздухе: в драме в массовке каждый персонаж индивидуален, мы такой принцип тоже используем, но редко, у нас действие условное, пластические образы, у нас массовка создает единый образ, участники нашей массовки лишены индивидуальных отличий (и в костюме, и в пластике). Чаще всего де это деление на группы, у которой есть старшие (с которыми обычно репетируют, а остальные повторяют за ними).
Принцип организации и построения пролога и финала в массовых праздниках и зрелищных музыкальных программ.
Режиссер с помощью сценария должен объединить эту массу зрителей, помочь им сосредоточиться на стержневой теме действия. Раскрытие темы начинается с пролога. Этому может служить художественное оформление территории праздника, музыкальное оформление, объединяющее его части и диктующее его ритм, слово, в частности поэтическое, направляющее мысли участников массового праздника в русло, намеченное режиссером. Подготовив, таким образом, участников праздника, режиссер и сценарист должны повести их по намеченному сюжету за своей основной мыслью, раскрытию которой должны служить и исполнительские, актерские силы, и те приемы, которыми будет достигаться их приближение к зрителю, и многое другое, зависящее от развития авторской и режиссерской фантазии.
Задача финала — закрепить в сознании зрителей то для чего был организован праздник, к чему стремились постановщики: чувство гордости за свою страну и народ, желание новой встречи, ощущение удовлетворения от проведенного дня.
Вот такая драматургия логического развития представления, построения образного «его ряда от пролога через развитие и кульминацию к финалу должна стать основой сценарного построения массового праздника.
В свое время была найдена очень удачная форма театрализованного пролога массового праздника на стадионе. Пролог включал костюмированные выходы литературных, театральных и киногероев; все впечатляло яркостью красок, образностью картин той эпохи, обстановки, в которых действовали и жили герои. Но затем прологи начали механически копироваться, повторяться, превратились в обычный прием, штамп и не вызывали уже прежнего интереса зрителей. В то же время точно найденный образ, удачно помещенный в драматургическую ткань представления, вызывает энтузиазм тысяч зрителей, заставляет их плакать или смеяться.
В частности, одним из, способов повышения заинтересованности зрителя массовым праздником является включение его в действие. Достигается это путем максимального сближения исполнителей и зрителей. Уже давно служат этому движущиеся платформы и грузовики, превращаемые в сцены.
Приведу пример из книги Туманова о непосредственном постановочном варианте пролога и финала в зрелище:
50-летие советской власти
Занавес, постепенно раздвигаясь, открывал скульптурные группы, расположившиеся на сцене по барьеру оркестра и на боковых площадках. Первая из них — матросы и красногвардейцы, рабочие 1917—1918 годов, буденовцы, бойцы гражданской войны. За ними другая группа — строители первых пятилеток, ударники, рабфаковцы. Новая группа — те, кто принимал участие в Великой Отечественной войне, бойцы Советской Армии, партизаны, герои тыла. И, наконец, люди наших дней: рабочие, колхозники, студенты — участники строительства коммунизма в нашей стране.
Торжественное музыкальное вступление переходит к теме революции. На огромном экране появляется надпись:
«Все, чего мы достигли, показывает, что мы опираемся на самую чудесную в мире силу — на силу рабочих и крестьян» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 44, с. 234.).
Вспыхивает первый факел. Звучат стихи о 1917 годе, и это время как бы оживает на сцене Кремлевского Дворца съездов.
Сцену заполняют рабочие в кожанках, крестьяне «в лаптях, солдаты в папахах, матросы в бескозырках с пулеметными лентами через плечо, студенты... В центре этой ожившей скульптурной группы — артист в образе Владимира Ильича Ленина — вдохновителя и организатора Великой Октябрьской социалистической революции. Народ приветствует вождя криками «Ура!».
Вновь вспыхивает факел, возвещающий о приходе 1918 года— начала гражданской войны. Звучит рассказ диктора о людях, вставших на защиту завоеваний революции. В лучах прожекторов возникает скульптурная группа, олицетворяющая участников обороны молодой Республики Советов.
Так, в прологе год за годом оживает история страны. Победно нарастает музыка. И вдруг резко обрывается... В полной тишине звучит голос диктора: «1924 год. В этом году не стало Ильича, но слово Ленина, дело Ленина, сердце Ленина всегда с нами!» Эти слова подхватывают гудки заводов, паровозов, фабрик. Как горящее сердце вспыхивает факел. Вновь нарастает в оркестре революционная тема, переходящая в песню А. Александрова «Святое ленинское знамя», исполняемую сводным хором и оркестром Большого театра Союза ССР под управлением Г. Рождественского. К концу песни, завершающей пролог, вспыхивают все 50 факелов. Звучат слова диктора о трм, что этот концерт посвящен тем, кто мужественно боролся и борется за счастье народа.
Концерт логически завершала величественная песня о ленинской партии, под руководством которой наша страна совершала свой героический и победоносный пятидесятилетний путь,— песня В. Мурадели «Партия — наш рулевой». Ее исполняли все участники концерта.
Таким образом, была сделана интересная и успешная попытка расширить рамки театрализованного концерта путем ввода в его программу драматургии, осмысленной большими этапами жизни народа, выраженную различными видами искусства и дополненную документальным материалом. Все это расширяло рамки театрализованного концерта до масштабов большого, подлинно всенародного, праздничного представления.