Я тут приболела (как чувствовала, выбрала в этом месяце кешбэк на аптеки), хриплю, грущу и стараюсь отвлекаться на думы о приятном. На мечты о дальних странствиях... Да что там, я бы и от поездки выходного дня сейчас не отказалась. А у меня меж тем вышел текст о Кунгуре, который я нежно люблю.
Кунгур - это родина. Не моя, правда, отца, он там в школе учился. Старинный купеческий городок, тихий и уютно-провинциальный. Очень бедный, неприбранный, но все равно красивый. Каждый раз, когда приезжаю в Пермь, посещаю и Кунгур.
Туристы сюда, именно в город, понятное дело, приезжают чаще всего из Перми да и из соседних областей. Кому из жителей столиц может войти в голову отправиться за две тысячи километров, чтобы полюбоваться церквями на Сылве, я, честно, и представить не могу. Со всей страны едут все же не в Кунгур, а в Кунгурскую ледяную пещеру - поглядеть на это диво дивное. Иногда кто-то задерживается, чтобы погулять по центру. И обычно люди оказывается под сильным впечатлением. Не всегда, правда, эти впечатления приятные. Жуковский, например, посвятил Кунгуру эпиграмму: "Город - в яме, народ - пьяный". А Немирович-Данченко (не драматург и режиссер, а брат его) назвал Кунгур самым красивым городом русского Востока. Город и сейчас такой: противоречивый: разбитые дороги (да ещё и с карстовыми провалами на десятки метров), обшарпанные фасады, плохие кафе и и в то же время красивые необычные церкви, чудно вписанные в холмистый ландшафт, пляшущие улочки с приземистыми особняками, изгибы рек и горбатые мостики.
Однако интересна, конечно, не только форма, но и содержание - история города. Она так же затейлива, как уральский рельеф, она петляет в веках, отмечаясь то резкими скальными выступами, то карстовыми воронками, следует за рекой времени то безмятежно, то образуя дивные водовороты и вздыбливаясь на порогах. Даже сам город был основан не с первой попытки. Оно и понятно: место это никогда не было пусто, много кому оно было любо. Территория меж двух рек с высокими холмами, защищающими от ветра, и огромной пещерой привлекала многих. Жизнь кипела тут, если верить археологам, с V века до н.э. Позже тут селились финно-угорские племена, хаживали сюда из-за гор вогулы. К моменту появления здесь русских переселенцев тут жили иренские татары.
А русские приходили разными путями. Одни откалывались от дружины Ермака во время его легендарного похода в Сибирь или после возвращения из него, разбивая хутора на Сылве, Ирени, Шакве и Кунгурке. Другие спускались с севера — из Чердыни и Соликамска. Собственно, чердынские и соликамские воеводы, дворянин Прокофий Елизаров со стольниками Петром Прозоровским и Семеоном Кондыревым, и выкупили тут земли у местных татар да заложили в 1648 году в двух верстах от впадения Кунгурки в Ирень новый город. Название поселению дали, не мудрствуя, по уже устоявшемуся топониму предположительно тюркского происхождения: ункур — значит теснина, щель в скале, пещера.
Полностью статья по ссылке. Там ещё много любопытного. Про чай, Пугачева и аэростаты.