Одним из первых произведений в жанре " спекулятивная биология " была книга "После человека. Зоология будущего" написанная палеонтологом Дугалом Диксоном. В книге описывалась фауна земли через 50 миллионов лет. Она оказала очень большое влияние на развитие данного жанра. Позже Диксон написал книги про альтернативную эволюцию динозавров и про эволюцию человека в будущем. Он также участвовал в создании фильма "Дикий мир будущего " придумывая существ которые будут обитать на земле через 5, 100 и 200 миллионов лет. В 2010 году в Японии вышла его книга " Зеленый мир " в которой рассказывается про взаимодействие между инопланетной фауной и людьми - колонистами. Пока что она издана только на японском и информации о ней очень мало.
И вот на просторах интернета я нашел интервью английского палеонтолога Даррена Нейша с Дугалом Диксоном перевод которого я выкладываю в этой статье. Скажу сразу: перевод машинный. Возможны некоторые неточности перевода.
О книгах "После человека", "Новые динозавры" и "Зеленый мир": интервью с Дугалом Диксоном.
Несколько значительных лет назад – на самом деле в феврале 2007 года - я принял решение написать небольшую статью для Tet Zoo о спекулятивной зоологии. Это было посвящено биологии Годзиллы, и я опубликовал его с трепетом, опасаясь, что люди воспротивятся тому факту, что я рассказываю о воображаемом существе, а не о реальном. Мне не о чем было беспокоиться.
Оказывается, что все любят спекулятивную зоологию, тема настолько излюбленная, что с тех пор я неоднократно освещал ее на Tet Zoo (список ссылок приведен ниже).
Спекулятивная зоология сейчас настолько широко представлена в онлайн-сообществе, что мы можем говорить о движении спекулятивной зоологии, которое иногда выплескивается в мейнстрим и попадает на экраны телевизоров или кино. Более того, иногда происходят странные пересечения между умозрительными существами и реальностью. В книге Мехмета Козмена 2013 года "Все ваши минувшие дни" рассказывается о гипотетическом аномалокариде Джона Мезсароса, питающейся суспензией Ceticaris. Как некоторые из вас, наверное, знают, это воображаемое существо предвосхитило открытие подлинной раннекембрийского аномалокарида Tamisiocaris, описанной в Nature в марте 2014 года Винтером и др.. (2014) и включенной в недавно признанную кладу Cetiocaridae. Последняя группа была названа специально в честь создания придуманного Мезсаросом.
"Родителем" движения спекулятивной зоологии можно считать одного человека выше всех остальных, его несколько книг и бесчисленные идеи вдохновили практически все, что появилось с тех пор. Я имею в виду, конечно, писателя, художника, редактора, консультанта и провидца Дугала Диксона, автора огромного количества книг и обладателя пугающего количества наград, связанных с образовательной журналистикой и авторством.
Дугал был ведущим специалистом по спекулятивной зоологии с тех пор, как в 1981 году была опубликована его знаменитая, прекрасно иллюстрированная книга "После человека" (Dixon 1981). За этим последовали "Новые динозавры "(Dixon 1988), книга, рассказывающая историю параллельной Земли, где вымирание в конце мелового периода так и не произошло, и "Человек после человека" (Dixon 1990), фантастический и немного тревожный взгляд на возможное будущее человечества. Дугал также принимал активное участие в создании телесериала "Дикий мир будущего" и написал сопроводительную книгу (Dixon & Adams 2004). А еще есть "Зеленый мир" (Dixon 2010), о котором подробнее ниже.
Дугал родился в Шотландии, но живет здесь, на юге Англии. Мы неоднократно встречались, и я редко отказывался приставать к нему с вопросами о "После человека " и различных других его проектах. И вот недавно мне пришло в голову, что я действительно должен воспользоваться этим привилегированным положением.
Еще в августе 2013 года Дугал любезно согласился дать эксклюзивное интервью для Tet Zoo. Как вы увидите ниже, мы рассказали о предыстории " После человека" , обсудили вдохновение, стоящее за некоторыми из его созданий, и то, как появились сопутствующие иллюстрации, а также рассказали о проектах, которые еще не стали настолько известными в Европе или Америке.
В любом случае, без лишних слов...
Даррен: Прежде всего, вы понимаете, насколько важной и вдохновляющей, насколько любимой и лелеемой была трилогия "После"?
Дугал: Конечно. Я получаю электронные письма от авторитетных профессионалов в мире биологии и палеонтологии, которые говорят, что моя работа вдохновила их 30 лет назад. Некоторые из этих людей были любителями или новичками, когда читали книги.
Даррен: Вы следите за движением спекулятивной зоологии – знаете ли вы о таких вещах , как SpecWorld (проект спекулятивных динозавров) или о существах будущего в "Первобытном мире" ?
Дугал: Я, конечно, видел "Первобытный мир".
Даррен: Я всегда думал, что хищник из будущего был вдохновлен вашими нелетающими летучими мышами (особенно ночным бродягой из "После человека")....
Дугал: О да, я уверен, что это не совпадение. Мне сказали, что у Тима Хейнса на книжной полке стоит экземпляр "После человека".
Даррен: Верно. Я несколько раз спрашивал его об этом (я некоторое время работал в Impossible Pictures несколько лет назад), и он всегда ловко уклонялся от ответа. Двигаемся дальше... можете ли вы вспомнить (это история долгих лет!), что послужило источником вдохновения для "После человека"?
Дугал: В детстве меня всегда поражала "Машина времени" Герберта Уэллса, особенно та часть в конце, где он отправляется в далекое будущее и все меняется: появляются гигантские крабы и так далее. В детстве я всегда отличался артистизмом. Помню, как в возрасте 8 или 10 лет рисовал комиксы, и один из них на самом деле был моим собственным пересказом "Машины времени".
Мне было весело создавать своих собственных будущих существ, которые произошли от современных, изображенных там на заднем плане.
Даррен: (недоверчиво) Ты придумал все это в детстве?
Дугал: Ну, да, не то чтобы в этом был какой-то научный смысл: это был просто фон для истории. На самом деле следующий этап – я был подростком, так что сейчас мы в 1960–х годах - наступил, когда я попал под влияние движения защитников природы, которое стало важным в то время. Мне особенно запомнилась кампания "Спаси тигра". Мы с отцом смотрели телепрограмму о сохранении тигра, он повернулся ко мне и сказал: "Зачем спасать тигра? Тигр вымрет. Все вымирает, другие вещи эволюционируют".
И я подумал – это очень бесполезный подход, но, по сути, это помогло мне лучше понять эволюцию, и я, по сути, понял, что он был прав: все действительно вымирает, на их место развиваются другие организмы. И я начал думать про себя – просто как о праздных размышлениях – если все действительно вымирает, что эволюционирует, чтобы занять их место? Перейдем теперь к концу 1970-х, я встретил своего друга, которого давно не видел, и он носил значок "Спасите кита".
Что ж, это снова породило всю идею. Я подумал про себя: предположим, кит действительно вымер, что могло бы эволюционировать, чтобы занять его место? Отсюда, конечно, и возникла идея о гигантских, китоподобных пингвинах из "После человека".
Даррен: Вортекс.
Дугал: Ах да, вы помните название, я впечатлен. Пару недель спустя я подумал: мне бы это пригодилось. Я мог бы написать популярную книгу об эволюции, но книгу, которая делала бы нечто совершенно иное. В других книгах популярного уровня эволюция использовалась для повествования о прошлом, но никто не взял весь процесс – наблюдаемые тенденции – и не спроецировал их на будущее. Я подумал: я мог бы это сделать. В то время я работал в издательстве – занимался энциклопедиями – и я знал, как преподнести издателю сумасшедшую идею, чтобы ее наверняка восприняли всерьез. Итак, я решил создать иллюстрированные развороты, фиктивный текст и так далее… Я поделился идеей с издателями, когда в следующий раз был в Лондоне, а остальное - история.
Даррен: Итак, очевидно, что концепция "После человека" была отличной идеей, которая вынашивалась у вас долгое время, но они ( издатели) поняли это сразу? Они понимают концепцию книги, которую вы намеревались создать?
Дугал: Да, я был очень взволнован проектом, и было много идей о том, как его можно увязать с более широкими усилиями по рекламе. Издатель сказал мне, что научно обоснованная радиопрограмма на Radio 4 была бы заинтересована в освещении истории, стоящей за книгой, и что рецензировать ее будет Барри Кокс (Профессор К. Б. Кокс, в то время из Королевского колледжа Лондона). Что ж, когда вышел обзор, давайте просто скажем, что это была тотальная работа по сносу. Коксу это не понравилось. И я подумал… ну, вот и все, я постарался изо всех сил. Однако, когда начали появляться другие обзоры, все изменилось – конечно, рецензия в " New Scientist" изменила мое очень низкое мнение о себе. BBC Wildlife и журнал "Smithsonian's magazine " также многое сделали для повышения авторитета книги, и у меня также были рекламные туры как в Великобританию, так и в США.
Даррен: Должно быть, это было очень захватывающе. Насколько я знаю, это было ваше первое "большое дело".
Дугал: Да. Это заставило меня задуматься: за этим будущее. То есть в книгах популярного уровня, в которых используются вымышленные примеры фактических процессов, определенно найдется место еще для нескольких. Вот почему мне пришла в голову идея для " Новых динозавров". И снова я хотел сделать то же самое, но на этот раз я стремился создать популярную книгу по зоогеографии, используя вымышленные примеры, чтобы показать, какими могли бы быть динозавры, если бы они не вымерли.
Даррен: Это поднимает вопрос, который у меня возник по поводу этой книги. Вы сначала придумали гипотетических животных или вами руководил зоогеографический аспект?
Дугал: Я думаю, в нем было бы немного и того, и другого (конечно, трудно вспомнить все детали после стольких лет). В конечном итоге именно продвижение зоогеографии – довольно незнакомого аспекта для стольких людей – стало основным толчком здесь. Однако, имея дело с этими книгами, я часто задаюсь вопросом, видят ли люди, которые их читают, просто книжки с картинками забавных животных?
Даррен: Я думаю, что это определенно верно, в какой-то степени, для некоторых людей... но не для тех, кто имеет значение! Довольно много людей говорили, что некоторые идеи, изложенные в "Новых динозаврах", предвосхитили современные открытия. У вас есть маленькие, лазающие по деревьям тероподы, пушистый покров у динозавров, ходячие наземные птерозавры…
Дугал: Помню, в то время я думал, что для того, чтобы это сработало, мне придется принять крайне левое крыло палеонтологии позвоночных, так что именно тогда я начал читать работы Бэккера и ему подобных, хотя я был большим традиционалистом (в том, что касается динозавров), когда это было необходимо.
Даррен: Так вы определенно были вдохновлены противоречивыми идеями революции динозавров во время этого проекта?
Дугал: О да, очень.
Даррен: Недавно появилась пара статей, в которых привлекалось внимание к этому. В Интернете есть статья Брайана Свитека, где он сказал, что вещи, которые считались довольно сумасшедшими в "The New Dinosaurs", теперь кажутся нормальными или, по крайней мере, довольно разумными, учитывая недавние открытия.
Дугал: Ну, у меня птерозавры бегают повсюду, как жирафы!
Даррен: Именно, да. Итак, животные из Новых динозавров не были случайным изобретением: они были экстраполяцией, основанной на том, что сказали Баккер и Пол. Тем не менее, в "Новых динозаврах" есть существа, которые не выглядят современно с точки зрения своей анатомии или поведения. Например, есть специализированный тираннозавр–падальщик – Проглот. Это не бэккерианский динозавр, это динозавр Беверли Холстед: это гигантский, медлительный, питающийся падалью тираннозавр.
Дугал: Помните, что вся "Новые динозавры" была в значительной степени познавательным упражнением в том же духе, что и "После человека". Меня интересовали закономерности и доведение закономерностей до крайности. Итак, в линии, ведущей к Проглоту, идея заключается в том, что мы наблюдаем закономерность, при которой передние конечности становятся все меньше и меньше, в конце концов исчезая.
Даррен: Если бы вам пришлось писать "The New Dinosaurs" сегодня, вы бы сделали это по-другому?
Дугал: Да, я бы так и сделал. Если вы просите конкретные примеры – трудно понять, с чего начать...
Даррен: Абсолютно. Очевидно, что теперь у нас так много пернатых теропод, что их даже называют обычными, плюс теперь даже у орнитоподобных есть нитевидные структуры. Одна из вещей, которая мне нравится в книге, это то, что в ней не просто изображен мир "только динозавров". Там есть млекопитающие, есть большие птерозавры, несколько плезиозавров. Одна из вещей, которые, я думаю, мы узнали о мезозое, которая делает его более интересным, это то, что это не просто "тематический парк динозавров": у вас есть и другие группы, и с тех пор, как книга была опубликована, с 1990-х годов, мы узнали, что, например, в Южной Америке позднего мелового периода мы наблюдаем огромное количество наземных или полуземных крокодилообразных, живущих бок о бок с тероподами.
Очевидно, что у крокодилов была своя богатая кайнозойская история, но если в конце мелового периода у вас были более сложные сообщества животных, а затем не было событий конца мелового периода, вы в конечном итоге получили совершенно другую кайнозойскую и современную биоту, возможно, с этими группами, совершающими безумные поступки, которых мы не видим на нашей временной шкале.
Дугал: Действительно. Тогда представьте, что с образованием южноамериканского сухопутного моста мы стали бы свидетелями миграции и диверсификации этих животных по мере их продвижения на север.
Даррен: Грегори Пол сделал обзор "Новых динозавров". Это отчасти критично, но в конце в основном говорится: “Молодец, чтобы сделать что-то подобное, нужны усилия, и я это уважаю”. Это дает ему повод изобрести своих собственных "современных" динозавров, не похожих на птиц, включая странных новых рогатых динозавров, беглых тираннозавридов...
Дугал: Да, я видел эту иллюстрацию.
Даррен: Возвращаясь к теме презентации этих книг издателям, в первую очередь, это означало бы, что именно ваши работы, ваши иллюстрации привели к успеху этих проектов. Я хочу сказать, что ... думая, скажем, о будущих животных из "After Man", мы знаем, что вы изобрели этих существ в качестве экстраполяции на основе существующих животных. И я видел ваши иллюстрации, модели, которые вы сделали; Я знаю, что вы очень талантливый художник.
Так почему же в этих книгах мы не видим ваших художественных работ, ваших иллюстраций? Вместо этого мы видим изображения этих животных, переосмысленные другими художниками (обычно художниками дикой природы): такими людьми, как Денис Овенден, Филип Худ и тому подобными. Решение об использовании произведений искусства этих людей принималось издателями?
Дугал: Да, это решение издателя. В начале производства "После человека" я сделал подробные иллюстрации для художников, чтобы они следовали ... а художники игнорировали их и рисовали любое старое существо, основанное на научной фантастике. Итак, мне действительно пришлось поставить их на колени: в итоге я создал черновые иллюстрации, которые были настолько подробными, что их просто нужно было заполнить чернилами, чтобы получить конечный продукт. Это позор. На самом деле, мои материалы должны были быть там, да.
Даррен: Где сейчас все эти ваши иллюстрации? Они все еще у вас? Учитывая, что издательский мир сейчас сильно изменился благодаря самиздату, электронным книгам, онлайновым PDF-файлам и так далее, мне просто интересно, думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы опубликовать их?
Дугал: Они все еще у меня. Что касается их публикации... Вообще-то я об этом не подумал.
Дугал: Итак, мы поговорили о "After Man", которая касается будущей эволюции, и о "Новых динозаврах", которая касается зоогеографии. Затем есть "Человек после человека" - проект, в котором я никогда не стремился участвовать, название которого изначально было сохранено для моего собственного проекта. И этот проект снова включал вымышленные примеры реальных процессов. Я подумал: хорошо, пусть нынешний мир рушится из-за перенаселения, голода и так далее, и идеи, что человечеству нужно избежать уничтожения. Что делает человечество? Изобретает путешествия во времени и перемещается на 50 миллионов лет в будущее, а затем создает цивилизацию. Тогда у нас будут все техногенные катастрофы, все экологические катаклизмы... они случаются снова и снова. Итак, я уже создал этот мир в " После человека", и теперь я собираюсь его разрушить ... Это должно было произойти в "Человек после человека". Но название "Человек после человека" было взято для другой катастрофы проекта.
Даррен: Итак, "Человек после человека" изначально должен был оказать влияние на существ из ближайшего будущего "После человека"?
Дугал: Да. Что я сделал с этой концепцией несколькими годами ранее, так это создал инопланетную биоту для планеты земного типа в далекой солнечной системе, но на основе тех же биохимических процессов, которые создали жизнь сегодня. На самом деле это было сделано как дизайнерское упражнение, чтобы показать местной группе научной фантастики. Я разработал всю экосистему. Я подумал: я собираюсь использовать для этого сценарий "Человек после человека ". У меня будут корабли-колонии, отправляющиеся на эту планету. Это стало книгой под названием "Зеленый мир". Концепция заключается в том, что колонисты-люди прибывают в нетронутую природную среду и сразу же начинают все портить.
По своей структуре это серия коротких историй, рассказывающих о разных поколениях одних и тех же нескольких семей, тем самым выстраиваясь в своего рода династический эпос, охватывающий тысячу лет колонизации этой планеты. Планета превращается в дымящиеся руины, повторяя планету, которая осталась позади в начале истории. Все иллюстрации сделаны мной, для разнообразия (за исключением пары вещей, в которых использовались техники, с которыми я не знаком). Иллюстрации отражают идею о том, что читатель, по сути, подслушивает жизнь персонажей книги. Мы видим выдержки из полевых руководств, из трав и рецептов, предупреждающие знаки, объявления о вознаграждении, рекламу и тому подобное – идея в том, что, глядя на эту комбинацию изображений, вы составляете представление о том, на что похожа биота.
Даррен: Это здорово. И этот материал был собран? Я имею в виду, планируется ли его публикация?
Дугал: Это было опубликовано в виде книги, но только в Японии. Мои материалы чрезвычайно популярны в Японии. На самом деле мое имя имеет гораздо больший вес в Америке и Японии, чем здесь, в Великобритании.
Даррен: Я припоминаю, что видел по телевизору некоторые изображения из "Зеленого мира". Особенно мне запомнились существа Стриды.
Дугал: Верно - это было до того, как я собрал все воедино, поэтому отдельные части проекта появлялись то тут, то там. Была программа Би-би-си "Естественная история инопланетянина"...
Даррен: Да. В нем фигурировали прыгающая штативная штука и гигантская раковина?
Дугал: Совершенно верно. Как твой японский?
Даррен: (дурацкая шутка с именами кайдзю удалена). Давайте поговорим о "Диком мире будущего". Книга написана в соавторстве с Джоном Адамсом, не так ли?
Дугал: Да, Адамс (ныне Джоанна Адамс) - продюсер телевизионных документальных фильмов с очень хорошим послужным списком, который всегда хотел сделать проект, основанный на концепции эволюции, спроецированной в будущее. Итак, когда это начало выкристаллизовываться в его голове около 15 лет назад, он собрал нескольких консультантов, у которых могли быть идеи в этом направлении, таких как Р. Макнил Александер и Джек Коэн. И Джек спросил: “Вы читали "После человека” Дугала Диксона?". Так вот, там было упомянуто мое имя, и, следовательно, я стал частью проекта. Меня пригласили в качестве консультанта, но из-за всех этих других консультантов моя роль превратилась в роль дизайнера, изобретающего животных, которые были предложены этой группой консультантов. В итоге я спроектировал всех животных по их описаниям и передал эскизы в анимационную студию. Поскольку я признанный писатель, мне также пришлось написать вступительную книгу.
Итак, я ничего этого не начинал и был всего лишь наемным работником.
Даррен: Ах. Я воображал всегда, что они видели, после того, как мужчина, подумал: “из этого получился бы отличный сериал”, но потом обнаружил, что из-за авторских прав или какой-то другой причине – они были не в состоянии использовать исходного существ и, следовательно, пришлось изобретать новые, похожие, но немного разные.
Дугал: Ну, есть ограничение такого рода. К тому времени DreamWorks SKG купила права на "После человека" и продала его, так что мы ничего не могли поделать с оригинальными животными, что фактически означало, что нужно было изобрести целый набор новых зверей.
Даррен: Итак, вместо гигантских пингвинов у нас гигантские нелетающие олуши...
Дугал: Совершенно верно. Они придумали гигантских пингвинов, но потом юристы ... нет, нет, вы не можете!
Даррен: Получилось ли что-нибудь из проекта DreamWorks?
Дугал: Нет. DreamWorks в конце концов отказались от него, а затем его подобрала Paramount. Это все еще доступно для выбора; на самом деле опция может быть продлена в этом месяце, мне нужно выяснить, что там происходит.
Даррен: На Земле " Дикого мира будущего", Амазония теперь представляет собой пастбища, то, что в настоящее время составляет весь Бангладеш, теперь затоплено, образуя великое Бенгальское болото...
Дугал: Да, и это полностью отличается от того, что я делал в " После человека". География в "После человека" изменилась из-за тектоники плит, но различные растительные зоны и биомы – я подумал, что сохраню их как можно ближе к современным, поскольку читатель, столкнувшийся со всеми этими новыми и ужасными животными, по крайней мере, узнает фон.
Даррен: В "Диком мире будущего" есть четырехкрылые птицы, называемые ветрокрылыми, которые специализируются для полетов над Гималайским плато.
Дугал: Они были созданы Филом Карри, консультантом, предоставляющим орнитологическую экспертизу в рамках проекта. Я был поражен: палеонтолог предлагает гипотетическую эволюцию, нечто столь радикальное, как четырехкрылые птицы. Я подумал: давайте попробуем, это будет впечатляюще.
Даррен: Я всегда задавался вопросом, было ли совпадением, что ветрокрыл был создан примерно в то же время, когда был описан микрораптор?
Дугал: Нет, это ( создание ветрокрыла ) было до этого ... если только Фил не знал о микрорапторе до этого.
Даррен: Ну, я думал, что ветрокрылые были такими странными, такими откровенными – зачем кому-то создавать четырехкрылую птицу? – совпадение здесь было бы замечательным, но с тех пор я вспомнил, что в начале 20 века существовала концепция тетраптерикса. Другими словами, идеи о четырехкрылых летунах появились задолго до открытия микрораптора.
Дугал: Я должен закончить здесь, сказав, что Джо Адамс и вся команда были загорелись желанием работать над широкоэкранной версией " Дикого мира будущего " с Warner Bros (я думаю) и увеличили финансирование телесериала " Дикий мир будущего 2 ". Однако на большом экране "Аватар" поднял планку так высоко, что Warner Bros (я думаю) выбыли из игры. Что касается малого экрана, то канал Discovery объявил, что они собираются прекратить снимать документальные фильмы; вместо этого они переходят к "танцующим шеф-поварам" и "знаменитостям-идиотам", и поэтому финансирование на это прекратилось. Не самый удачный год!
Даррен: Есть идеи на будущее? Что дальше? Вы говорили о Зеленом мире.
Дугал: Да, это издание на английском языке должно появиться.
Даррен: " После человека" несколько раз переиздавался - есть несколько разных дизайнов с разными обложками. Недавно я видел один из них с "Ночным бродягой" на обложке. О, есть какие–нибудь мысли по поводу фильма 2013 года "После Земли"?
Дугал: я даже не видел его, но мне рассказывали люди, которые видели ее, что она никак не связана с "После человека". В любом случае, он более или менее затонул без следа.
Итак, вот оно. Я надеюсь, вам понравилось это расшифрованное интервью, и я надеюсь, что оно дало интересную – и новую – подоплеку нескольким проектам Дугала, все из которых послужили источником вдохновения для очень многих из нас. Это интервью не состоялось бы без сотрудничества Дугала, и я искренне благодарю его за терпение, доброту, время и помощь.
------------------------------------------
На этом статья заканчивается. Оставлю я под конец несколько ссылок.
Ссылка на оригинал :
Веб - сайт Дугала Диксона :
Ссылка на проект Павла Волкова "Путешествие в неоцен":
Ссылка на проект по спекулятивной биологии " Спек" в котором рассказывается о том что было бы если нептичьи динозавры не вымерли в конце мелового периода:
Ссылка на проект по спекулятивной биологии " Снайад":