Найти тему
Журнал МУЗилка

Девочка из «КуБы» Саша Балакирева. Путь от «Фабрики звезд» до оперы и аниме.

Оглавление

В середине 2000-х в медийное пространство один за другим врывались выпускники «Фабрики звезд». Шоу, ставшее поставщиком новых имен, являло очень разных по фактуре артистов. Многие «фабриканты», снискав популярность в моменте, со временем ушли в тень и пошли своим путем. Кого-то публика напрочь забыла, а кого-то фанаты проекта и телезрители «нулевых» по-прежнему помнят, хотя бывшие участники шоу давно не проявляются в массовой культуре. Такова наша сегодняшняя героиня – Александра Балакирева. Рыжеволосая девочка «рокерской фактуры» со своеобразным голосом, «кричащей», но интересной манерой исполнения, была участницей 5-го сезона проекта, который выходил в эфир как раз 20 лет тому назад, осенью 2004-го. После проекта она выступала в группе «КуБа».

За два прошедших десятилетия траектория музыкальной карьеры Саши Балакиревой кардинально изменилась. Певица, ещё на «Фабрике» казавшаяся неформатом попробовала себя в разных жанрах, даже в академической музыке. Такими причудливыми зигзагами и интересна её творческая судьба.

Дочь «металлиста» – студентка эстрадного училища. «Дофабричная» биография Саши Балакиревой.

Формировалась Саша в музыкальной реальности, на первый взгляд, совсем далекой от «Фабрики звезд». Отец уроженки столицы, появившейся на свет 25 апреля 1987 года, увлекался тяжелой музыкой, любил хэви-металл. Подростком Саша, по её воспоминаниям, была панк-бунтаркой. Мать девочки – стилист-имиджмейкер, работала с артистами и тоже умела петь.

Воспитание в творческой среде предопределили профессиональный путь Александры Балакиревой. Хотя во втором классе у восьмилетней Саши были совсем другие, приземленные мечты о будущей профессии: она хотела быть продавцом кондитерской лавки. Однако музыка взяла своё, в том же возрасте Саша ощутила своё пристрастие к пению, спонтанно решив принять участие в детском вокальном конкурсе. После успешного выступления родители отдали дочь в музыкальную школу. С ранних лет она не боялась сцены, комфортно чувствовала себя перед камерами.

В 16 лет, покинув стены общеобразовательного учреждения, Александра выбрала эстрадно-джазовое училище. Увлеченная рок-музыкой девушка поступила на эстрадный вокал. В интервью Саша вспоминала, что именно в стенах этого учебного заведения в ней, с подачи педагога по вокалу, пробудился интерес к классическим, академическим музыкальным жанрам.

«Первый мой педагог по вокалу имел консерваторское образование. Причем он окончил сразу два отделения: как композитор и академический певец. Он учил меня эстрадному вокалу, но также увлекался роком и привил мне любовь к этому жанру»,

- рассказывала Саша.

От преподавателя второкурсница музыкального училища Саша Балакирева впервые услышала словосочетание «Фабрика звезд», оказавшееся для неё судьбоносным.

«Рокерша» на «Фабрике звезд».

С появлением «Фабрики звезд» любители «настоящей рок-музыки», в те годы имевшие обыкновение «противопоставлять» себя попсе, воспринимали это шоу со скепсисом. В то же время интеграция элементов рока в поп-культуру и «музыкальный мейнстрим» - характерная тенденция. Так называемый «рокопопс» стал заметным явлением и феноменом музыкальной культуры начала нового века. Отсюда вполне логично, что почти на каждой «Фабрике звезд» были «околороковые» по эстетике участники.

«Всех подбирали по типажам, как мы теперь знаем от Лины Арифулиной (директора «Фабрики звезд» - прим. авт.). Девочка-рок, девочка-панк, девочка-гранж, что-то не вписывающееся в попсовый формат, поп-рок, вот этот образ девочки-рокера он же стал частью поп-культуры»

, - так о нише, которую заняла Балакирева и о её месте в «фабричном» контексте, по прошествии лет говорила Яна Чурикова, ведущая семи классических сезонов проекта на "Первом канале".

"Фабрикантка" Саша Балакирева
"Фабрикантка" Саша Балакирева

В 2003-2004 «Фабрика» пользовалась огромной популярностью у молодежи. С объявлением отбора на очередной сезон выстраивались очереди из желающих «круто попасть на ТВ». Саша же была как раз из тех, кто не видел ни одного выпуска, ни одного сезона шоу и в то время, по её словам «тусила с готами на Чистых прудах».

«У меня не было никогда кастингов до этого. Мне мой преподаватель сказал «А может ты сходишь»,

- вспоминает Саша о предложении педагога попробоваться на популярный проект.

Проходил набор на «Фабрику звезд-4», которой руководил Игорь Крутой. Придя на свой первый в жизни кастинг, Саша обнаружила, что забыла паспорт. Ушла и не стала возвращаться. Через полгода снова решила попробовать свои силы, уже в следующем, пятом сезоне, где художественным руководителем была Алла Пугачева.

Случайность сыграла на руку начинающей исполнительнице. Не забудь Саша в первый раз паспорт, всё могло сложиться иначе: в контекст четвертого сезона, каким он запомнился, артистка не вписывалась, и Игорь Яковлевич вообще мог не отобрать её на проект. А вот с руководителем 5-го сезона Саше повезло, так как Алла Борисовна всегда проявляла интерес к неформатным музыкантам и к исполнителям, эстетически близким року.

«У неё нюх на нестандартно талантливых»,

- говорила о Пугачевой ведущая Яна Чурикова.

Певица признавалась, что по ощущениям на «Фабрике» она была сильно не своей, тем не менее, прижилась в звездном доме. С коллегами по «Фабрике» Александра выстроила теплые отношения. На проекте она сдружилась с будущей победительницей Викторией Дайнеко, выпускницы пятой «Фабрики» поддерживали общение и в последующие годы.

Александра Балакирева с  победительницей 5 сезона "Фабрики звезд" Викторией Дайнеко
Александра Балакирева с победительницей 5 сезона "Фабрики звезд" Викторией Дайнеко

На проекте Александра дошла до финала проекта, запомнившись нетривиальным имиджем и яркими, разноплановыми номерами.

На одном из концертов ей довелось «заменить» художественного руководителя. В дуэте с Владимиром Кузьминым она исполнила знаменитый хит авторства Игоря Николаева «Две звезды», который, как все знают, в оригинале Кузьмин пел с Пугачевой.

Из дуэтов со звездами запомнилось выступление Саши с Андреем Губиным. Звезда 90-х, в то время уже подбиравшийся к закату карьеры, в общественном сознании был «олицетворением поп-кумира». «Рокерша» Саша, любившая «Muse» и «Led Zeppelin» была явно не из тех молодых девчонок, кто входил в ряды его поклонниц. Выбор партнера вызвал у девушки недоумение, узнав с кем её поставили в дуэт, Балакирева поначалу резко выражала несогласие.

«Я не буду петь с Губиным. Надо мной все друзья будут ржать. Это Губин. Я в шоке, как они догадались мне это дать»,

- сокрушалась жительница «звездного дома».

Тем не менее, дуэт состоялся. Губин, отличавшийся чувством такта, никак не отреагировал на нежелание юной певицы выступать с ним. На отчетном концерте Александра и Андрей исполнили его поздний хит «Время романтиков». Красивый высокий вокал Балакиревой украсил песню. Пишут, что перед выступлением артисты даже не репетировали вместе, а номер, которому предшествовало неприятие, оказался одним из самых ярких в пятом сезоне.

На «Фабрике» Александра органично показала себя в лирике. Сольно она выступила с красивой композицией «Обрученная с ветром» или «Пока тебя люблю». Написала произведение участница самой первой «Фабрики звезд» Юлия Бужилова. Певица, относящаяся к «подзабытым фабрикантам», не построила успешной исполнительской карьеры, но состоялась как автор и вокальный педагог, работала с участниками и выпускниками последующих сезонов.

В номере на совсем иную, дерзко-веселую по характеру песню «Я сделаю всё» Александра появилась в компании другой выпускницы «Фабрики звезд-1», которая стала её партнершей по дуэту «КуБа». Название группы, созвучное островному государству в Центральной Америке, составлено из первых слогов фамилий участниц – Анна Куликова и Александра Балакирева.

В КуБе

В пятом сезоне «Фабрики звезд» художественному руководителю Алле Пугачевой в качестве продюсеров и авторов материала помогали возглавлявшие предыдущие сезоны шоу Максим Фадеев и Игорь Матвиенко.

Игорь Игоревич продюсировал первый сезон, где участвовали Бужилова и Куликова. На «Фабрике звезд-1» Аня Куликова, чей папа был музыкантом пугачевского «Рецитала», занимала нишу ту же «девочки-рокера», что и Саша в пятом сезоне.

Матвиенко вынашивал идею создать группу с участием Куликовой и решил объединить эстетически близких девчонок в дуэт, предложив Александре контракт.

Группа "КуБа": Александра Балакирева - вокал, Анна Куликова - гитара. бэк-вокал.
Группа "КуБа": Александра Балакирева - вокал, Анна Куликова - гитара. бэк-вокал.

«КуБа», рожденная по ходу проекта в 2004-м году, в последующие несколько лет была довольно популярным коллективом, часто появлялась в телеэфире, выступая на концертах и фестивалях.

Дуэт «фабриканток» разных сезонов, запомнился двумя разными по стилистике хитами.

Надрывным голосом Балакиревой под гитарный аккомпанемент Куликовой зазвучала трогательная баллада «про маленького мальчика» на музыку основателя проекта Игоря Матвиенко. Слова композиции вышли из-под пера прославленного поэта-песенника, выходца из барыкинского «Карнавала», автора хитов «Морального кодекса», Игоря Николаева и других знаменитых исполнителей – Павла Жагуна.

Солистка Александра Балакирева в составе группе сама проявилась в качестве автора.

«Кошки, мышки, как по прочитанной книжке, мышки, кошки меняются только обложки»,

- текст этой композиции, на музыку Игоря Матвиенко написала сама Саша Балакирева. Песня вышла в 2007 году. На неё сняли клип.

С этой песней девушки вновь вышли на «фабричную» сцену, когда в эфире «Первого» шел седьмой сезон проекта под руководством братьев Меладзе. Двое его участников - Бикбаев и Соколовский - объединились в группу «БиС». Названные по схожему принципу дуэты, мужской и женский, выступили вместе, спев хит «КуБы» «Кошки-мышки».

В этот же год «КуБа» выпустила свой единственный мини-альбом «Маленькое счастье», состоящий из шести треков, среди них хиты «Кошки мышки» и «про Маленького мальчика». Заглавная композиция «Маленькое счастье» также довольно известна среди поклонников проекта.

Группа «КуБа» официально просуществовала 5 лет. Девчонки разбежались в 2009. Саша Балакирева исчезла из поля зрения широкого слушателя, однако музыкальную деятельность не прекратила. Отправившись в сольное плавание, певица, как она сама выразилась, «сознательно ушла в подполье».

Голос аниме

Вторым большим увлечением, наряду с музыкой, Саша называет аниме – японскую мультипликацию. С получившим всемирную популярность направлением современной японской культуры ей довелось соприкоснуться, приняв участие в записи саунд-треков к фильмам в качестве закадровой вокалистки. В 2012 она записала русские версии песен к культовому в рядах поклонников жанра сериалу «One Piece. Большой куш».

Относительно недавняя её заметная работа – «Красавица и дракон», аниме адаптировано на русский язык в 2022 году. Александра подарила певческий голос главной героине Сайду Нейта, исполнив все песни.

Она же в выступила и в роли переводчицы, значится автором русского текста некоторых песен, в частности «За миллион дорог» с музыкой Тайстей Ивасаки.

На «Главной сцене». Возвращение на ТВ

На телеэкранах зрители вновь увидели Александру спустя 11 лет после выпуска с «Фабрики». В 2015 Александра вновь появилась на музыкальном телепроекте, на этот раз на канале «Россия-1». Проект назывался «Главная сцена». В отборочном этапе Александра исполнила хиты русского рока: основанную на стихотворении Агнии Барто «Любочку» группы «Маша и медведи» и «Потерянный рай» из репертуара «Арии». Члены жюри отметили нестандартность исполнительницы.

«Эльфик, заблудившийся в лесу»,

- так сформулировал своё впечатление Владимир Владимирович Пресняков. Все четверо судей: Валерий Леонтьев, Михаил Боярский, Владимир Пресняков и Диана Арбенина сказали артистке «Да», пропустив в следующий этап, где Саша спела хит «Останусь» группы «Город 312». На этом её участие в проекте завершилась.

Александра признавалась, что никогда не стремилась к широкой популярности, а на «Главную сцену» её привело желание «быть услышанной», и эту задачу исполнительница выполнила.

Cольные песни

После распада «КуБы» Александра выбрала развиваться самостоятельно, экспериментировала со звучанием, запускала новые песни и проекты в сотрудничестве с артистами разной степени известности.

По окончанию контракта с Матвиенко запустила совместный проект с рок-музыкантом, гитаристом и саунд-продюсером Олегом Изотовым. Совместно был выпущен трек «Cosmoboogie», появившийся на альбоме Изотова 2011 года.

Именно в этот период она стала развиваться как автор, поэтесса-песенник.

«Я сидела днями с этими листочками бумаги, не хотела сотрудничать с другими сонграйтрами», -

признается Саша в интервью.

Судя по интервью Александры, планы на совместный проект с Изотовым были масштабные, однако нежелание Саши исполнять чужие песни и неудовлетворенность партнера её авторским материалом стали камнем преткновения.

В 2012 году певица выпускает трек «Я знаю» совместно с Александром Филинковым и его поп-рок группой «FILLIN».

Автор и исполнительница запускает свой проект под названием «Balash». В год появления артистки «На главной сцене», в 2015, она представляет песни «После тебя» и «Скажу тебе да».

В этом же году выходит совместный альбом Балакиревой с Максом Берестовым «Разные», сочетающий элементы рок и поп-звучания.

Сборник 2018 года «Пчелиные слезы», объединяющий композиции трех певиц: Александры Балакиревой, Полины Федосеевой и Анны Гнедюковой, для Саши получился эклектичным и богатым на эксперименты. Дерзкие, энергичные и даже немного хулиганские треки, как, например соседствуют с лирикой и с элементами академической музыки.

Самая свежая на данный момент сольная работа Александры – атмосферная баллада «Тикают», ярко раскрывающая краски её голоса. Сингл с этой композицией вышел в 2023-м году.

Оперная дива

Для певицы, чья карьера балансировала между эстрадной и андеграундом, поворот в оперное пение, с одной стороны, кажется неожиданным, а, с другой, вполне закономерным. Как известно, рок и классика – отлично уживаются с друг с другом, что в очередной раз продемонстрировала в своих музыкальных экспериментах Саша Балакирева.

Александра Балакирева. Современное фото
Александра Балакирева. Современное фото

К опере она пришла постепенно, интерес, зародившийся ещё в годы учебы в колледже, перерос в осознанное желание попробовать себя в этой нише. В интервью Александра рассказывала, что её первый педагог, готовивший, в том числе, и академических певцов, с ней работал как с «эстрадницей», а вот следующий преподаватель как раз разглядел в голосе Александры оперный потенциал. Желание выйти на оперную сцену певица подкрепила профессиональным образованием. Она отучилась на соответствующем отделении ГИТИСа.

Академическая ипостась карьеры «экс-фабрикантки» успешно развивается. В её послужном списке исполнение ведущих партий в знаменитых произведениях: арий Татьяны в «Евгении Онегине», Виолетты в «Травиате», донны Анны в «Дон Жуане» и другие.

История российской поп-культуры помнит немало примеров артистов, исполняющих «немассовую музыку», которые в какой-то момент оказывались в фарватере музыкального мейнстрима и остались в памяти широкого слушателя. Для девяностых - нулевых, когда палитра отечественной поп-культуры была максимально эклектична, такие случаи особенно характерны. История «фабрикантки» Саши Балакиревой отчасти об этом. Среди выпускников «Фабрики звезд» оказалось немало тех, кто бросил попсу и шоу-бизнес, выбрав себя в другой музыке.

«Мне было 17 лет»,

- так просто и ясно Александра отвечает на вопрос, почему она в своё время выбрала «попсу». В то же время о «Фабричном» опыте девушка не жалеет, считает что её попадание на проект было не случайным.

Материал написан в развлекательных целях на базе информации открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.

О других выпускниках "Фабрики звезд" их судьбах и песнях, читайте в материалах рубрики "Фабрика звезд и фабриканты"