Представляю себе как многие читатели нахмурят брови....Ведь в наше время восток для наших людей равно мусульманство, которое вызывает у православных острую неприязнь. Не у всех, но у очень многих судя даже по моему окружению и по тому, что многие пишут на этом же дзене. Самое интересное, что видимо не все в курсе того, что мусульманская культура оказала довольно веское влияние на русскую культуру. Этому есть объяснение, начиная с длительного соседства с мусульманами на территории сначала Киевской Руси, потом Золотой Орды, Российской империи и Советского Союза и, заканчивая просто огромным интересом русских путешественников, обычных людей и деятелей искусства к культуре мусульманского востока, такой далекой и экзотической.
Для примера вернемся назад еще в 16 век, в котором восточное эстетическое начало явно преобладало во многих аспектах быта. Там был интересный факт. Начиная с Василия Третьего и кончая Борисом Годуновым, то есть ровно сто лет, весь 16 век – с 1505 по 1605 годы, – на русском троне восседали цари ярко выраженной восточной наружности. Сохранились портреты-парсуны Василия Третьего, Ивана Грозного. Помимо их личного сходства между собой, портреты обращают на себя внимание отчетливо не русским типом лиц. Парсуны Бориса Годунова не имеется, но на его портрете, написанном неизвестным художником во второй половине 18 го века черты лица имеют приметные восточные особенности, которые указывают на его татарское происхождение. Очевидно, устная традиция неслучайно веками сохраняла облик царя именно таким.
Таким ярким, колоритным носителям восточной типажности чрезвычайно подходило восточное же обрамление в виде одежд, оружия, мебели, ковров, всего бытового антуража. Они находились с ним в некоем органическом эстетическом единстве. Возможно в этом есть пусть не главная, но все же существенная причина популярности восточной темы в русской культуре 16 века.
В 1605 году на смену колоритным царским особам, по контрасту, пришел опять-таки ярко не русский, но на этот раз на западный манер, типаж – бритоликий «европеец» Лжедмитрий, с «босым лицом», как это называлось в старину. Такая смена антропологических типажей на русском престоле имела, конечно же, символический характер. И, конечно же, она сопровождалась столь же радикальной переменой быта и антуража. Век, закончившийся петровскими преобразованиями, знаменательно начался с агрессивной интервенции Запада и весь прошел под ее знаком.
Но вестернизационная миссия Лжедмитрия провалилась возможно по той причине , что первые лица государства попросту имели общие со всем народом вкусы и пристрастия, испытывали общую тягу к артефактам не русского Востока и были в одинаковой мере «отуречены» и «окызылбашены» в своих эстетических предпочтениях. В этом все слои русского населения были едины.
Смотрим дальше что было. На русском троне в 1613 году, в лице новой династии Романовых, наконец-то оказались русские люди, обладающие русским внешним обликом, что составляло резкий контраст с теми, кто правил Россией с 1505 и до 1606 года.
Но вот какое интересное дело. Отец будущего преобразователя-вестернизатора Петра Алексеевича – царь Алексей Михайлович Романов – представал на публике в торжественных выездах и парадах или в походе перед русскими войсками, одетый в зерцальный доспех или юшман, на голове его была надета ерихонская шапка, на руках – наручи. Все – турецкой, стамбульской работы.
Вся амуниция царя была заморской восточной. В руках или за спиной у царя был столь же роскошный щит. Или персидский или турецкий или иранский. У царя был большой выбор саблей, которые все были либо восточные, либо сделаны по восточному образцу. Царский лук и стрелы были упакованы в немыслимой красоты и богатства саадак, украшенный российским гербовым двуглавым орлом, но… сделанный в 1656 году на заказ в Стамбуле вместе с венцом, бармами, державой и скипетром. В правой руке Алексей Михайлович мог держать символ воинской и державной власти – булаву или пернат, один из тех, что подносились русским царям послами Турции или Персии.
Не будет ошибкой сказать, что новая – русская – династия Романовых активно формирует стиль своей эпохи; и этот «романовский» стиль – восточный по преимуществу.
За царем, естественно, тянулась вся знать, которая тоже старалась быть «стильной», не ударить в грязь лицом и покупала себе восточное вооружение. В нем и красовалась в выездах и походах.
Подстать царю и его окружению были и их лошади. «Один из иностранных свидетелей царского выезда писал: “Конского такого наряду и украшения столь драгоценного… ни у каких государей не обретается». Это он наверно не видел еще султанского выезда. Но все же это много о чем говорит.
Помимо верховых, в царской процессии участвовали и «выводные» лошади, иногда свыше сотни, служившие лишь для ее украшения. Сбруи лошадей были также по восточному роскошны.
Дело в том, что предметы конского убранства составляли заметную часть драгоценных даров, направляемых русским царям турецкими султанами и персидскими шахами, китайскими императорами и бухарскими эмирами. Попадая в казну, в Оружейную палату, они поражали воображение русских мастеров и служили им образцами для подражания. Золотые седла, седла из золоченного серебра, покрытые бархатом или атласом , расшитые цветами и усыпанные жемчугом, изумрудом и бирюзой поразят кого угодно. Поэтому если русский царь выезжал на лошади, чье убранство было сработано русскими мастерами, оно делалось под впечатлением от подобных подарков, с которыми стремилось сравняться по роскоши и красоте.
Мусульманские черты нашли свое отражение также в русской архитектуре. К примеру, в православных соборах можно часто увидеть стрельчатые арки, которые впервые появились в архитектуре мечетей около 1000 лет назад. Вспомните как выглядит Покровский собор на Красной площади в Москве. Ое был возведён был по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани, является, по мнению учёных, копией казанской мечети Кул Шариф. По своему стилю храм уникален и непривычен для русского зодчества. Других подобных строений средневековой русской архитектуры до нас не дошло.
А боярские хоромы видели когда нибудь? Они между прочим тоже были заимствованы из исламской архитектуры. Само название «хоромы» созвучно с арабским словом «харам», которое означает «запретный», или турецким «гарем», имеющим то же значение.
Аналогично мусульманскому дому с его женской запрещенной частью гаремом в русских хоромах дом также был разделен на две части: жилые хоромы (или горница) и повалуша. Повалуша, служившая для приёма гостей, всегда стояла особняком от жилых комнат, соединяясь с ними сенями, исполнявшими роль прихожей.
Жившие в таких хоромах русские бояре и воины-богатыри придерживались мусульманского стиля не только в планировке жилища, но и в дизайне доспехов и одежды, которая украшалась аятами из Корана и мусульманскими молитвами – дуа. Это не удивительно, ведь оружие и доспехи для русской армии покупались у мастеров Халифата, так как считалось в те времена наилучшими. Либо частично изготавливалось по турецкому образцу русскими специалистами.
Причём русские оружейники копировали не только функциональные особенности оружия, но и дизайн, тщательно срисовывая арабскую каллиграфию.Скорее всего, данные надписи, непонятные русскому человеку, считались своего рода заклинаниями, приносившими победу воинам Ислама.
Оружие с аятами Корана считалось элитным, его носили не простые воины, а цари и князья. Про царей выше уже написала.
Примером большого внимания к искусству Востока можно привести
использование восточных орнаментальных мотивов в изготовлении павловопосадских платков. «Медальоны», «огурцы» или «бобы», «опахала», наряду с изображением цветов стали характерными рисунками павловопосадской шали. Причем эти орнаментальные мотивы используются в декоре как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.
А еще а еще...Все мы знаем бело-голубую гжельскую керамику, производство которой считается русским народным промыслом. Для меня стало новостью , что эта керамика точная копия турецкого искусства. Производством бело-голубого фаянса с уникальным дизайном прославился османский город Изник еще с конца 15 го века. А фаянсовую посуду с голубым рисунком в подмосковной местности Гжель, объединявшей несколько деревень, стали производить относительно недавно – в XIX веке.
Сегодня изникская керамика является визитной карточкой Турции. В одном лишь Стамбуле ею украшены более 40 мечетей, гробниц и дворцов. Бело-голубую посуду, статуэтки и декоративную плитку можно найти в любой сувенирной лавке.
Приводить можно еще море примеров как Восток пронизал нашу жизнь со всех сторон, но в одной статье все не уместить. А тема очень увлекательная. Потому что интерес к восточной экзотике не утихает с тех давних времен. К восточной теме обращались русские художники, композиторы, балетмейстеры и поэты. А сколько путешественников написали увлекательные впечатления о посещении арабских стран. Поэтому я открываю новую рубрику "Русский Восток" и приглашаю вас почаще заглядывать на мой канал.