Найти в Дзене
Княже Киевский

Какой мотоцикл выбрать первым? 15 моделей для новичков в 2024

В городских условиях мотоцикл дает неоспоримое преимущество в маневренности и скорости передвижения, поэтому из года в год количество владельцев двухколесной техники стремительно возрастает. В рядах мотолюбителей появляется все больше «первосезонников», многие из которых задаются извечным вопросом «какой мотоцикл купить первым?». Мы постарались обобщить все напутствия «бывалых», касающиеся покупки первого мотоцикла, в одном огромном обзоре. Разумеется, объединить все варианты (особенно среди б/у мотоциклов) не представляется возможным, поэтому мы ограничились новыми моделями и постарались предложить обобщённую выборку новых мотоциклов под самый разный бюджет и задачи. Для начала стоит определиться для чего вы покупаете мотоцикл. Куда вы планируете на нём ездить чаще всего? Скажем, ежедневно передвигаться по городу будет удобнее на малокубатурном скутере, чем на блистающем хромом круизёре, ведь имидж, особенно на 30-градусной жаре, в данном случае – ничто. Для езды в основном по асфал
Оглавление

В городских условиях мотоцикл дает неоспоримое преимущество в маневренности и скорости передвижения, поэтому из года в год количество владельцев двухколесной техники стремительно возрастает. В рядах мотолюбителей появляется все больше «первосезонников», многие из которых задаются извечным вопросом «какой мотоцикл купить первым?». Мы постарались обобщить все напутствия «бывалых», касающиеся покупки первого мотоцикла, в одном огромном обзоре.

Разумеется, объединить все варианты (особенно среди б/у мотоциклов) не представляется возможным, поэтому мы ограничились новыми моделями и постарались предложить обобщённую выборку новых мотоциклов под самый разный бюджет и задачи.

Назначение мотоцикла

Для начала стоит определиться для чего вы покупаете мотоцикл. Куда вы планируете на нём ездить чаще всего? Скажем, ежедневно передвигаться по городу будет удобнее на малокубатурном скутере, чем на блистающем хромом круизёре, ведь имидж, особенно на 30-градусной жаре, в данном случае – ничто. Для езды в основном по асфальтированным междугородним трассам имеет смысл обратить внимание на капотированные (облицованные пластиком) версии мотоциклов, а для плохих дорог лучше выбрать мотоцикл с длинноходной подвеской – он будет лучше справляться с неровностями на подъезде к вашему дачному участку.

Выбирать мотоцикл нужно сердцем, но в своём выборе рекомендуется также исходить из физических данных владельца. Не стоит, будучи двухметровым атлетом, рассматривать для покупки слишком малогабаритную технику и наоборот – важно не переоценить свои возможности, выбирая чересчур мощный или тяжёлый аппарат.

Дорогая экипировка и обилие электронных систем не гарантируют безопасности новичка, выбравшего Спортбайк первым мото
Дорогая экипировка и обилие электронных систем не гарантируют безопасности новичка, выбравшего Спортбайк первым мото

Чем легче мотоцикл, тем проще им управлять на небольших, а значит – подходящих для обучения скоростях. В дальнейшем большинство таких нюансов будут нивелированы опытом, но речь в данном случае именно о покупке первого мотоцикла на 1-2 сезона.

Классы мотоциклов

Мотоциклы можно условно поделить на несколько классов, в зависимости от их конструкции, внешнего вида и целевого назначения. Вот основные из них:

Дорожные

-2

Проще всего начинать с классических дорожных мотоциклов. На большинстве «дорожников» вам обеспечена правильная посадка и лёгкое привыкание к мотоциклетным органам управления. Зачастую дорожные мотоциклы имеют пластиковый обтекатель и иногда видом напоминают т.н. «спортбайки», хотя, разумеется, таковыми не являются.

Дорожные мотоциклы удобны при езде по городу и трассе и иногда называются «универсальными». Современные модели обычно оборудованы антиблокировочной системой (ABS), а иногда и системой курсовой устойчивости (TCS). Эти «электронные помощники» призваны облегчить управление байком и не допустить таких опасных ситуаций, как блокировка колеса при экстренном торможении, или, напротив – проскальзывание задней покрышки при разгоне («дрифт»). Впрочем, такие системы зачастую устанавливаются и на мотоциклах других классов.

Круизеры

-3

Мотоциклы класса Cruiser, зачастую ошибочно называют «чоппер», но в отличие от классического chopper-а с удлинённой вилкой и жёсткой задней подвеской «хардтейл», круизёры вполне пригодны для ежедневного использования. Эти «лимузины» предназначены для неспешного передвижения по дорогам хорошего качества и пригородным магистралям. Впрочем, есть и «волки в овечьей шкуре»: бескомпромиссные power-круизёры, по разгону и управлению напоминающие спортбайки (правда и стоят такие «стероидные качки» под стать своим характеристикам – запредельно дорого).

Круизёры, из-за слишком свободной посадки и низкой маневренности – не самый лучший выбор в качестве первого мотоцикла, кроме того некоторые из них довольно тяжелы и широки для передвижения по узкому городскому междурядью. Но иногда эти байки настолько соответствуют стилю и харизме владельца, что кроме покупки круизёра иных вариантов не остаётся.

Скутеры

-4

Скутер является отличным транспортом для городской езды благодаря небольшим габаритам, наличию багажника под седлом и минимальному расходу топлива. На скутере нет необходимости работать коробкой передач, так как на большинстве моделей установлен вариатор.

Объём двигателей современных «мопедов» бывает от 50 см3 до... 800 см3 у новых моделей. Кроме того, среди свежих байков весьма распространена АБС. Но популярность скутеров в качестве первого двухколёсного средства несколько снизилась, так как для управления даже самыми простыми «полтинниками» с 2013 года требуется водительское удостоверение.

Внедорожные

-5

Вседорожный мотоцикл подарит то чувство свободы, о котором говорят бывалые мотоциклисты. Больше не нужно думать о качестве дорожного покрытия или его наличии в целом – длинноходная подвеска без проблем справится со всеми неровностями на вашем пути.

За проходимость придётся расплачиваться меньшей крейсерской скоростью на трассе, скромным бензобаком и высокой парусностью. Мы расскажем только о моделях двойного назначения – бескомпромиссные «эндуро» и «злые» кроссовые мотоциклы на первый сезон не подойдут совсем, кроме тех случаев, когда новичок нацелен использовать снаряд исключительно на закрытых площадках и готов возить мотоцикл до места «покатушек» в автоприцепе.

Спортивные

-6

Спортивные мотоциклы – правильный выбор для езды по треку. Но езда на «спортбайке» по городу может стать для новичка смертельно опасным занятием: согласно печальной статистике мото-ДТП большая часть аварий приходится на владельцев «спортов», не справившихся с управлением «взрывного» снаряда. А каждое падение на облегчённом «пластиковом» мотоцикле обходится горе-мотогонщику в весьма солидную сумму – редкий «спорт» можно оборудовать столь необходимыми новичку дугами безопасности, т.к. их монтаж зачастую требует нарушения целостности обтекателя.

Но эстетика и мощь спортивных мотоциклов так привлекают начинающих байкеров (и что скрывать – девушек, любящих мото), что мы рассмотрим несколько вариантов подходящих неопытному мотоциклисту и в этом классе.

Туристический

-7

Мотоциклы туристического класса можно условно поделить на вседорожный, люксовый и спорт-туризм.

Вседорожные туристы отличаются увеличенными ходами подвески, высоким дорожным просветом и неплохой ветрозащитой (при этом их использование на реальном «оффроуде» ограничено довольно большим весом). Люкс-туреры сочетают в себе комфорт пассажира и водителя, багажные емкости и большую массу, что положительно влияет на устойчивость при скоростной езде по прямой. Каталог опций таких байков обычно сравним с телефонным справочником, а цена находится далеко за пределами среднего бюджета на первый мотоцикл. Ну а спортивно-туристические модели отличает мощный двигатель, удобная посадка и недостижимо высокий ценник.

По совокупности факторов туристический мотоцикл – не лучший выбор для новичка, однако и здесь есть свои исключения…

Бюджет покупки и владения

Рассчитывая бюджет на первый мотоцикл нужно учитывать не только стоимость самого аппарата – необходимо подсчитать затраты на мотошколу и получение водительского удостоверения, а также на техническое обслуживание мотоцикла, его хранение и страхование гражданской ответственности.

Кроме того нельзя пренебрегать экипировкой. При этом, помимо защиты себя любимого, стоит также установить дуги безопасности либо т.н. «слайдеры» на своего железного коня. Всё это может стать для мото-новичка неприятным сюрпризом.

Примерная структура расходов:

Достойный шлем можно приобрести от 10 000 рублей

Перчатки – от 3 000 руб.

Куртка со встроенной защитой – от 10 000 руб.

Обувь – от 8 000 руб.

Брюки – от 8 000 руб.

ОСАГО – от 3 000 руб

Охраняемая стоянка от 2 000 руб./мес.

Защитные дуги / слайдеры от 10 000 руб.

Важно: парковка мото на любых официальных местах в Москве бесплатна!

Бесплатная парковка предусмотрена для многодетных семей и инвалидов на территории платной зоны. Для мотоциклов и электромобилей парковка также является бесплатной.

Постановление администрации Московского паркинга

Стоит учесть и транспортный налог, который зависит от объёма байка и составит примерно 5-7 тысяч рублей в год. Ну и что-то должно остаться на топливо и расходники, поэтому не стоит покупать первым мотоциклом дорогой спортбайк, рассчитывая посидеть ближайшие пару лет на хлебе и воде – денег и внимания подобный аппарат впоследствии также потребует немало.

Варианты мотоциклов, подходящих на первый сезон:

Реальность такова, что сесть и поехать можно на любом мотоцикле, абсолютно любой кубатуры. Однако важно понимать, что езда на мощном байке сопряжена с высоким уровнем риска и стоит начать знакомство с миром мото с «дружелюбных» экземпляров. Такие мотоциклы не преподнесут неожиданностей при резком открытии газа и будут предсказуемы в управлении и замедлении.

Мы подобрали несколько достойных вариантов на первый сезон в каждом классе мотоциклов и в разном диапазоне бюджета – от 150 до 750 тысяч рублей за новый агрегат из салона.

Дорожные

-8

Honda CB125

Фанаты Honda не оставят без внимания малокубатурный CB125. Этот мотоцикл является прекрасной альтернативой приснопамятному Yamaha YBR125 – при меньшей цене CB125 имеет чуть больше крутящего момента, обладает более лаконичным дизайном, а также встроенным индикатором выбранной передачи, что является крайне полезной опцией как для новичка, так и для опытного мотоциклиста.

Имея большие, чем YBR, габариты, малокубатурная Хонда выглядит и ощущается менее «велосипедно», что положительно влияет на комфорт передвижения. Ну а самого «Юбра» вам порекомендуют знакомые мотоциклисты, как универсальный ответ на все случаи жизни, которым он и являлся, когда стоил до 100 000 рублей.

-9

Bajaj Pulsar 200NS

В 2015 году индийский концерн Bajaj буквально ворвался на российский рынок с двумя новыми моделями – «нейкидом» Pulsar 200NS и его капотированной версией RS 200. Для новичков мы рекомендуем приобрести версию без пластика, ведь в случае падения минимальная облицовка на «голой» версии практически не пострадает, чего нельзя сказать о варианте с обтекателем.

Pulsar 200NS – спокойный дружелюбный мотоцикл, с современным инжекторным двигателем и антиблокировочной системой. Невысокое седло дает возможность чувствовать себя уверенно даже пилотам с небольшим ростом.

Стоимость Bajaj Pulsar 200NS в России начинается от 295 000 рублейи является самой доступной «двухсоткой» на рынке. Тем, кто предпочитает новым брендам проверенные, можно посоветовать KTM Duke 250. Австрийский «Дюк» – это отличная городская «зажигалка». За вполне обоснованную сумму вы получите легкий и манёвренный мотоцикл, который не даст себя в обиду в городской толчее.

Похожими характеристиками обладает Kawasaki Z250SL и его капотированная версия Ninja 250SL, а также «чекушки» от Suzuki – GW250 и GW250F в пластике. Ну а если очень хочется получить больше мощности за те же, что и у Bajaj, деньги – существует много новых китайских мотоциклов в подобной кубатуре.

-10

BMW G310R

Ценителям немецкой надёжности можно посоветовать BMW G310R. Этот байк может стать не просто первым мотоциклом, но и по заверению компании – «входным билетом в мир BMW». Иными словами: после БМВ «жизни нет» и владелец будет обречен стать фанатом марки. И небезосновательно – удобная посадка, ABS и низкий расход топлива делают этот байк идеальным городским аппаратом.

Расходы на эксплуатацию G310R будут выше, чем на индийский Bajaj, зато лучший уровень качества сборки и комплектующих будет заметен даже невооружённым взглядом, а узнаваемость бренда в сравнении с «Баджажем» может сыграть решающую роль при выборе.

В качестве альтернативы можно рассмотреть городской нейкед KTM Duke 390, а также соплатформенный мотоцикл Bajaj Dominar 400, отличающийся более спокойным характером и классическими формами. Оба аппарата могут похвастать светодиодной оптикой, антиблокировочной системой, а также комплектующими ведущих мировых производителей.

-11

Honda CB650F

Уверенным в себе начинающим водителям можно обратить внимание на бестселлер от Honda – дорожный мотоцикл CB650F.

Этот байк отлично покажет себя при езде по городу – 87 японских лошадей позаботятся об этом. Мощность CB650F, в сочетании с его небольшим весом – довольно взрывоопасный коктейль для новичка, но если подойти к делу с головой – «Хонда» может стать верным другом на долгие годы и не подведёт в самом начале пути. К этому располагает всё – достаточная, но не избыточная мощность, минимум дорогостоящего пластика и потрясающий внешний вид.

В трудной ситуации на помощь неофиту придёт ABS, а адепты спортивного стиля или те, кому приходится часто ездить по загородным магистралям, могут рассмотреть версию CBR650F, оборудованную обтекателем и ветровым стеклом.

Похожие «дорожники» есть и у других мотобрендов. Среди них можно выделить такие популярные и распространенные на рынке модели, как Yamaha MT-07 и Kawasaki ER6-N (либо его капотированную версию ER6-F).

Круизеры

-12

Kawasaki Vulcan S

«Маленький» круизёр от концерна Kawasaki построен на платформе ER6 и использует тот же двухцилиндровый двигатель. Аппарат обладает спокойным характером с предсказуемой отдачей мощности во всем диапазоне оборотов и хорошим моментом «на низах». Благодаря высокому крутящему моменту можно тронуться практически не касаясь ручки газа, что, без сомнений, окажется полезным для тех кто впервые сел на мотоцикл.

Для «Вулкана» опционально доступна и антиблокировочная система. Кроме того, обилие запчастей и расходников, а также их невысокая стоимость делают этот мотоцикл идеальным первым байком для новичка.

-13

Suzuki Intruder C800

Новых круизёров начального уровня встречается не так уж и много, и часто их стоимость сильно выходит за рамки обозначенного бюджета, но есть и приятные исключения, такие как Intruder C800 и его брат-близнец Intruder M800

Простой V-образный двигатель имеет достаточный запас мощности для любой ситуации, а удобная посадка позволит с комфортом проезжать довольно большие расстояния. «Интрудер» не оборудован ABS, поэтому с тормозами нужно обращаться осторожно – падение на таком байке может влететь в копеечку для незадачливого «чоппериста». Справедливости ради – перетормозить «передком» на мотоцикле, центр масс которого расположен ближе к заднему колесу, не так просто, как на наклонённых вперёд спортивных моделях, также не оснащённых ABS. Да и сорвать колесо в занос или отправиться в незапланированное «вилли» будет также довольно трудно.

-14

Harley-Davidson Street 750

Тем, кто чтит традиции, стоит обратить внимание на модель Street 750 от легендарного американского бренда Harley-Davidson. Ведь «Харлей» является для россиян таким же синонимом слова «мотоцикл», как Xerox – для копировальных машин.

Street 750 – байк начального уровня в линейке Harley-Davidson. Небольшая высота по седлу и высокий руль обеспечат комфортную посадку для водителей самого разного роста и комплекции, а ременная передача позволит забыть о чистке и смазке цепи.

«Входной билет в мир Harley-Davidson» обойдется вам дороже BMW-шного, а если бюджет позволяет, можно купить харизматичный и более современный Street Rod

Скутера

-15

Honda PCX150

Проверенный мировой бестселлер — модель Honda PCX150, массово присутствует как на дорогах азиатских стран, так и на улицах европейских городов. PCX разгоняется до 120 км/ч и уверенно себя чувствует на любой городской автостраде. На большом комфортном сидении можно с удобством преодолевать значительные расстояния, а наличие багажной емкости позволяет повысить грузоподъемность скутера.

Альтернатив модели не так уж и много – разве что Yamaha NM-X. «Нмакс» стоит дороже и при этом имеет на 25 «кубиков» меньше, зато по дизайну не так отдаёт «азиатчиной».

-16

SYM Joymax 300

Этот максискутер чрезвычайно популярен среди российских скутеристов. Сочетание мощного двигателя с хорошей ветрозащитой «Джоймакса» будет удобным не только при передвижении по городу, но и по трассе. Добавьте к этому комбинированную тормозную систему, большую багажную емкость под сиденьем, а также дефлектор обдува и весьма конкурентную цену за новый аппарат и получите отличный выбор как для новичка, так и для бывалого райдера.

На первый сезон такой «лимузин» подойдёт практически под любые требования – мощность, как у полноценного мото, комфорт, сравнимый с автомобильным и возможность изучить азы управления довольно массивным двухколёсным транспортным средством без долгого обучения езде «на ручке».

Для тех, кто предпочитает японские бренды корейским есть отличные альтернативы: Suzuki Burgman 400 и вариант от Kawasaki под названием J300.

-17

Vespa GTS Super 300 I.E

Для фанатов итальянской классики у дилеров Vespa можно отыскать модель GTS Super 300. Отличительной особенностью Vespa является цельнометаллический корпус, выполняющий функцию рамы. В модельной линейке итальянцев есть и более бюджетные модели с меньшим объёмом двигателя, однако ввиду суровости нынешнего законодательства в отношении мопедов, покупка люксового скутера объемом 50 см3 не вполне себя оправдывает.

Если же итальянский дизайн воспринимается только в сочетании со сверхсовременными технологиями – можно открыть для себя Piaggio MP3 – относительно бюджетный (для трёхколесного чуда техники), но, пожалуй, максимально подходящий на первый сезон байк даже для новичка-паникёра, бросающего руль в любой непонятной ситуации. В случае с MP3 он просто сможет вернуться к управлению позднее.

«Старшего брата» MP3 – Gilera Fuoco 500 весьма трудно отыскать в России, но если повезёт найти такой – внимание и должный уровень безопасности на дороге будут обеспечены.

Спортивные

-18

Aprilia RS4 125

Компактный и дерзкий мотоцикл Aprilia RS4 125, несмотря на скромную по меркам класса мощность в 15 л.с., дарит несравнимое чувство контроля и легкости управления. Байк отлично рулится из-за низкого центра тяжести, а небольшая высота по седлу делает его удобным в том числе и для девушек.

Раскрыть потенциал этого мотоцикла можно на небольшом мототреке или картодроме, куда новоиспеченный владелец Априлии обязательно захочет заглянуть. Дизайн выполнен в стиле «старшего брата» RS4 – Aprilia RSV4. Из технических преимуществ – возможность переключать передачи без выжима сцепления благодаря «квикшифтеру». А вполне вменяемый ценник позволит приобрести RS4 125 даже в салоне официального дилера.

Кроме того, в классе спортивных малокубатурников стоит посмотреть австрийский KTM RC 125. Чуть более тяжёлый КТМ в базовой комплектации оснащён антиблокировочной системой, линзованой оптикой и регулируемой подвеской WP и доступен по цене.

-19

Kawasaki Ninja 300

Трёхсотка от Kawasaki увидела свет в 2012 году и сразу стала одним из самых популярных мотоциклов для начинающих. Этому способствует потрясающий внешний вид, наличие опциональной системы АБС и большой выбор расцветок начиная от классического зеленого и заканчивая несвойственными для Кавасаки оттенками: перламутрово-бордовым или матовым антрацитом.

Ninja 300 обладает феноменальной проходимостью в тяжелом трафике. Максимальная скорость мотоцикла достигает 180 км/ч по GPS, а спортивный обтекатель отлично защищает водителя от ветра. При этом бензобак «Ниндзи» не уступает по объему более серьезным аппаратам и на одной заправке можно проехать чуть больше 400 километров.

Стоит учитывать, что несмотря на спортивный вид и богатое спортивное прошлое его старших братьев, Kawasaki Ninja 300 – дорожный мотоцикл с прямой посадкой.

В том же ценовом диапазоне лежат Honda CBR300RA, также оснащенная ABS и пластиковым обтекателем и 300-ка YZF-R3 от компании Yamaha, схожая по характеристикам с «Ниндзей» и «Сибером».

Туристические

-20

Kawasaki Versys 650

Особняком в классе туристов стоят вседорожные кроссоверы. Ярким представителем данного вида является модель Versys 650. Эластичный рядный двигатель не оставит вас без поддержки в трудной дорожной ситуации, а манёвренности этого «турэндуро» позавидуют многие городские байки.

Длинноходная подвеска позволит не обращать внимание на недостатки дорожного покрытия, а отличная эргономика, прямая посадка и достаточная ветрозащита вкупе с антиблокировочной системой позволят без проблем соединить маршрутом самые дальние точки на карте.

В качестве альтернативы можно рассмотреть KTM 390 Adventure, BMW G310GS или китайские Zontes 350-T, Cyclone RX401 или Benelli TRK 502.

-21

BMW F800GT

Если вы грезите о ровных европейских автобанах и преодолении огромных расстояний с комфортом F800GT будет правильным выбором. Ременная передача позволить забыть об обслуживании цепи а развитый обтекатель не даст набегающему воздуху доставить существенных неудобств в «дальняке». Обилие электронных помощников на F800GT сделают езду в тяжелых условиях безопаснее.

В базовой комплектации «баварец» оснащен рулевым демпфером, ABS и электронно-регулируемой подвеской ESA. Кроме длительных путешествий этот мотоцикл также прекрасно подходит для города, так как габариты «бумера» не сильно отличаются от среднестатистического дорожника.

Любителям классики

-22

YBR125

Если повезёт, при обучении на категорию «А» в одной из российских мотошкол можно познакомиться с иконой мотомира – мотоциклом Yamaha YBR 125, в простонародье «Юбр». Если же удача отвернётся – сдавать экзамены придется на чём-то вроде Stels SB200 (в лучшем случае) или печальном «Минске» лохматых годов.

Задайте мотоциклистам вопрос: «что купить новичку?» и скорее всего получите в ответ: «YBR 125». Популярность данного аппарата среди советчиков легко объяснима. Он отличается повсеместной распространенностью, простотой конструкции и легкостью управления. Добавьте к этому низкую массу, невысокую стоимость обслуживания а также устойчивый спрос на вторичном рынке и получите идеальный первый мотоцикл для города.

-23

Honda CB400

Давным давно… А впрочем – всего лишь каких-то 30 лет назад, когда некоторые из сегодняшних «первосезонников» ещё катались с родителями в люльке Урала, сошёл с конвейера последний экземпляр иконы российского вторичного рынка – CB400 Super Four. Разумеется, модификации «Сибихи» выпускались и позднее, но чаще всего говоря CB400 подразумевают именно «Супер-фуру».

Мотоцикл, в своё время, разумеется был хорош. Его выживаемости позавидует любая дворняга, а стойкость, с которой он переносит лишения, создала ныне разрушенную легенду о сверхнадёжности Хонды. Раньше можно было даже хранить в «Сибихах» деньги – доходность от владения байком превышала проценты по среднему банковскому вкладу! Но время никого не щадит, и аппараты, пробег которых пошёл уже по N-ному кругу, не становятся из года в год всё краше и дороже, как бы того не хотели продавцы.

На этом все мой дорогой читатель, желаю и тебе найти свой первый мотоцикл