О сколько силы в музыке твоей!
Она струится с мощной полнотою,
сливая вдохновенье с мастерством
и трогая сердца природным жаром.
Всем привет! В рамках продолжающегося на канале "БиблиоЮлия" марафона чтения романов из серии "ЖЗЛ" (ссылку на марафон прикрепил ниже, присоединяйтесь к нашей дружной компании) представляю вам последнюю из запланированных мной для чтения в этом мероприятии книг. Это современный биографический роман "Бетховен", написанный музыковедом и доктором искусствоведения Ларисой Валентиновной Кириллиной в 2009 году. Именно за этот роман Кириллина была названа редакцией газеты "Музыкальное обозрение" "Персоной года". Что мы знаем о Бетховене? Многие сейчас непременно вспомнят его "Лунную сонату", " К Элизе" или, в лучшем случае, "Симфонию № 5", в начале 2000-ых звучавшую из каждого второго мобильника. Но ведь Бетховен это не только один из гениев музыки, это ещё и один из ярчайших героев европейской культуры Нового времени, тесно связанной с эпохой Великой Французской революции, Наполеоновских войн и Венского конгресса. Давайте же вместе с книгой, причисляемой к жемчужинам "бетховенистики", погрузимся в яркий и противоречивый мир немецкого музыкального гения.
Благодаря Кириллиной, нам предстоит вместе с Бетховеном пройти его непростой жизненный путь: раннюю смерть матери, отца - алкоголика, мечтавшего побоями превратить сына в музыкального гения, подобного Моцарту, в тени славы которого Бетховену предстояло прожить всю жизнь (как раздражали музыканта высказывания критиков, "что его музыка обеспечивала лишь присутствие образованной аудитории, в то время как музыка Моцарта вызывала всеобщий энтузиазм и привлекала в театр толпы слушателей"(с), отъезд в Вену, считавшуюся законодательницей мод во всём, включая искусство, внезапную смерть Моцарта, учеником которого Бетховен мечтал стать, обучение у Гайдна, внезапно обрушившуюся славу великого импровизатора ("за фортепьяно Бетховен чувствовал себя как умелый полководец во главе победоносной армии"(с), многочисленные музыкальные творения, основной задачей которых стало стремление доказать своё право на законное место в ряду великих Гайдна и Моцарта, доказательство того, что единственный законный наследник музыкального трона после неизбежного ухода Моцарта и Гайдна - это он, Бетховен, непростые взаимоотношения с внезапно охладевшей к его творчеству чопорной венской публикой, считавшей музыку маэстро слишком тяжеловесной и длинной, таинственную инфекцию, приведшую к боли в ушах, доводящей музыканта до исступления и постепенно ведущей к полной потере слуха, которую Бетховен вынужден был длительное время скрывать даже от самых близких людей, боясь огласки, трагические отношения с Жозефиной Дейм, с которой Бетховен не мог узаконить отношения по причине их мезальянса, смертельный диагноз, заставивший свет судачить об алкоголизме музыканта... Баловнем судьбы, как тех же Моцарта или Гайдна, Бетховена не назовёшь, а учитывая, что большую часть жизни он прожил в нищете и мечтах разбогатеть (богатство при этом не было самоцелью, но было способно открыть дорогу к вожделенному счастью с Жозефиной), его становится даже немного жаль. А с другой стороны, он играл на фортепьяно перед самим Моцартом, и тот очень благосклонно высказался о его музыкальном таланте, ему посчастливилось дружить с великими Гайдном и Гёте, и лишь одно присутствие всех этих гениев эпохи в жизни нашего героя, способны перекрыть все жизненные неурядицы.
Личность Бетховена была бы непостижима без социального и исторического бэкграунда эпохи. Кириллина знакомит нас с повседневным бытом Вены того времени, пуританскими нравами её жителей (Жозефина страшилась огласки отношений с Бетховеном, ведь её репутация матери четверых детей покойного графа Дейма оказалась бы загубленной, и детей в этом случае отобрали бы органы опеки), объясняет, почему именно Австрия стала центром притяжения для многих людей искусства с мировым именем. Многим из них, правда, включая самого Бетховена, придётся на собственном опыте убедиться, что "у искусства свои законы, порой не менее жестокие, чем у светского общества"(с). Чопорная и избалованная венская публика отзывалась о творениях Бетховена, как о "музыке, после слушания которой кажется, что, как после распятия Господа, мир окутала тьма и сейчас разверзнутся гробы"(с), обвиняла её в "отсутствии благородной простоты и чрезмерно изобильном нагромождение идей, не всегда соответствующим образом отделённых и соединённых друг с другом"(с). Нет, на концерты Бетховена ходили, в конце их раздавались благодарные четырёхкратные овации (императорский двор при этом приветствовали тремя), но доходы от концертов иначе, чем унизительными назвать было нельзя. Всё это заставляло музыканта поступаться собой и писать в угоду публике более простые музыкальные творения, а также искать меценатов в лице "сильных мира сего". Впрочем, и с ними отношения не всегда складывались в силу противоречивости характера музыкального гения. В историческом бэкграунде повсюду вырисовывается фигура Бонапарта, которого сам Бетховен, как и многие в Европе, вдохновлённый идеалами Французской революции, поначалу сравнивал с великими римскими консулами. Увидев же, во что это идеалы вылились, став невольным заложником Наполеона, захватившего Вену, музыкант уже не видит в нём никого, кроме кровавого тирана. Судить о вздорности характера музыканта и его отношении к французам можно по эпизоду, в котором Бетховен отказывается играть на приёме для них в доме одного из своих меценатов, ярого франкофила, попросту сбегая с него, что навсегда рассорило его с его благодетелем. В другом эпизоде романа, Бетховен и Гёте, прогуливающиеся по набережной одного из курортных городов, встречают императорскую чету. Все присутствующие, включая великого поэта, раболепно склоняют перед ней голову, а Бетховен, гордо подняв свою, удосужился поприветствовать царственных особ лишь кивком, чем вызвал всеобщее порицание...
Вот таким он был, "неогранённый бриллиант" и "мятежный гений" Нового времени, романтик с обнажёнными нервами, при этом обделённый личным счастьем, философ в искусстве, глухой музыкант, сумевший расслышать далёкое будущее своего искусства. Спасибо Ларисе Валентиновне за возможность познакомиться с гением Бетховена, из всех книг, прочитанных в рамках марафона, книга оказалась наиболее близка к художественной литературе, от которой Кириллина ох как далека. Спасибо хозяйке замечательного Дзен канала "БиблиоЮлия" Юлия Комаровой за организацию этого замечательного мероприятия: без неё я вряд ли когда прочитал бы книги этой серии - публицистика как бы не совсем моё. А так открыл для себя новую ипостась литературы, глядишь ещё чего - нибудь прочитаю. В рамках этого марафона я прочитал биографии трёх великих людей, по - своему самобытных, противоречивых, но при этом, безо всякого сомнения, великих.