Друзья, НП ГЛОНАСС предложило Минпромторгу создать базу данных системы «Автодата». Проект давнишний и не такой очевидный. Чем это нам грозит? Откуда будут брать деньги на чиновничьи хотелки?
Давайте разбираться. Поехали!
Белоусов бдит
На фоне усиления присутствия автопроизводителей из Китая в России обострилась проблема сохранности и трафика утечки автомобильных данных к иностранным компаниям. Да, сейчас товарищи из поднебесной пока технически ограничены в сборе интересующей информации. НО!
Это не означает, что угрозу не надо обозначать сейчас. Вероятность такого сценария очень высока. Минпромторг, Минтранс и НП ГЛОНАСС (еще до кучи восемь организаций, включая «Яндекс» и МТС) должны были предоставить до 11 февраля 2025 года правительству развернутый доклад в рамках реализации поручения №753-П9-АБ. Тогда его контролировал вице-премьер Андрей Белоусов (нынешний министр обороны РФ).
Известно, что член правительства еще 13 апреля 2023 года потребовал от представителей Минпромторга и Минтранса усилить работу по проекту «Платформа «Автодата» с учетом предложений, подготовленных НП ГЛОНАСС.
Напомним, что у компании есть 2 варианта развития проекта:
- либо Минпромторг дает исчерпывающие меры по стимулированию подключения к платформе транспортных средств по всей РФ;
- либо Минпромторг делает «Автодату» частью национального проекта «Экономика данных».
Конкретные меры стимулирования по подключению к платформе неизвестны. Пока речь идет о добровольном характере регистрации ТС на проекте. Прямое обращение в НП ГЛОНАСС, Минпромторг, Минтранс со стороны ряда СМИ по этой теме осталось без комментариев.
Угроза из Китая
Друзья, не будет преувеличением сказать, что на фоне эксплуатации машины электронные датчики накапливают массу сведений о состоянии тех или иных узлов конструкции. Подключенные к электронным сервисам автопроизводителя автомобили имеют связь с внешними информационными системами.
Если у государства нет контроля над этим потоком данных, то потенциально ситуация может дорасти до разглашения чувствительной информации, в том числе персональных данных водителя. И это факт!
В настоящее время СТО и дилеры собирают нужные им сведения о ремонте ТС без информированного согласия собственника. “Странным” образом эти данные становятся объектами продажи таких агрегаторов как Avito.ru, Drom.ru и других.
Таким образом, возможно нанесение реального материального ущерба для хозяина автомобиля. Забавно, но представители Avito, комментируя ситуацию ограничились формальной констатацией соблюдения закона о персональных данных и отсутствия какого-либо вреда в ходе сбора и разглашения таких сведений. Ответ со стороны ресурса Drom.ru остается неизвестным.
Глобальная угроза возникла на фоне изменения структуры предложения на авторынке в 2022 году. Западные автопроизводители ушли из страны и заметно ослабили свое влияние. В ответ компании из КНР нарастили свои объемы продаж в РФ. При этом Пекин особо не скрывает, что использование средств сбора информации и отправка их к своим производителям напрямую влияет на усиление конкурентных преимуществ китайских брендов. И это государственная политика.
Сейчас в ЦОДах (центры обработки данных) в КНР накапливаются терабайты информации о машинах, эксплуатируемых в России. Экс-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев осторожно высказывается, что явного негативного эффекта от этого не наблюдается. Нужно различать являются ли сведения собственностью производителя.
Да? Проблем нет! А вот если речь идет о личных данных, то тут надо погодить. Тут свой веский голос должна подать уже Москва. Без формального одобрения/неодобрения из Кремля ничего не изменится, уверены эксперты.
Демонизировать Китай не надо. Этой практики придерживаются почти все автопроизводители, страховщики или компании по телеметрии. Пока можно не напрягаться ведь в китайских машинах не активируются сим-карты из КНР, а это значит информационный поток из РФ крайне слаб. А если сборка машин производится в РФ, то тут уже вступают в силу российские стандарты безопасности.
Примечательно, что официальный представитель китайского бренда автомобилей Geely дипломатично отказался от комментариев.
Вот это поворот
Что известно о российской базе данных? Оператор платформы «Автодата» - ООО «Автодатаспейс». В составе компании расклад по влиянию следующий:
- 42,82% - принадлежит НП ГЛОНАСС;
- 29,42% - ООО «ТЭК «Трансальянс-Центр»;
- 27,76% - фонд Национальной технологической инициативы.
Сам проект возник в 2021 году. А сама идея витала в воздухе долгих 8 лет. Почему так долго? Все дело в сборе информации о машинах и водителях, в том числе параметров геолокации.
Законопроект об «Автодате» регулярно критиковали «Яндекс», АО «Глонасс» (оператор российской системы экстренного реагирования на ДТП), «КаМАЗ», Volkswagen и др. Также пока скептически к этому относится и Минпромторг. Именно это ведомство “заморозило” проект до 2025 года.
Есть некоторые сведения, как оно может быть. Если все звезды сойдутся на политическом небосклоне. Для начала, «Автодата» должна была подключиться к информационным системам автоконцернов. Потом вектор сместился на прямой контакт водителя и базы данных.
С этой целью будет необходима установка некоего устройства, которое бы собирало сведения через диагностический интерфейс OBD. Сейчас проектом занимается ИТ-группа «Рексофт». В теории оператор будет обслуживать несколько миллионов абонентов.
И тут самое главное возражение скептиков. Зачем? Поскольку есть «Эра-Глонасс», «Платон» и прочие. Помимо избыточности продавцов воздуха, кто будет платить за установку устройства? Опять хозяин авто? Напрямую или косвенно, ведь автопроизводитель будет обязан ставить его на ТС.
Пока речь идет о затратах за счет платформы, вступается за проект его разработчик. Директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова предполагает, что раз чиновники предполагают включить «Автодату» в нацпроект «Экономика данных», то можно говорить о намерении привлечь бюджетное финансирование.
Но стоит ли привлекать народные средства на сырую идею - вопрос открытый.
Такие вот пироги!