История о том, как валашский князь Влад Цепеш, также известный как исторический Дракула, устроил неласковый приём турецким послам, хорошо известна. Однако она часто воспринимается как анекдот, без контекста. Но если учесть события, которые происходили незадолго до визита послов, история предстаёт в новом свете. Также не учитывается, что в словах Дракулы о «турецком законе» есть скрытый смысл.
Турецкая наглость
Влад Цепеш, исторический Дракула, прославился как борец с турками. Однако он не всегда был их врагом. В 1456 году, в начале второго правления, Дракула признал себя вассалом турецкого султана и обязался ежегодно платить дань в 10 000 золотых. Дракула даже сам привозил эту дань, пока не случился турецкий набег.
Одни историки относят набег к лету 1458 года, а другие – к лету 1460 года, но все сходятся в том, что это событие серьёзно повлияло на отношения Дракулы с турками.
Великий визирь Махмуд-паша, собрав 30 000 воинов, совершил нападение на сербские земли возле Дуная и так увлёкся, что зашёл на соседнюю территорию – в Валахию (Румынскую Страну), которой правил Дракула.
В результате Махмуд-паша увёл в плен около 5 000 влахов. Дракула, узнав об этом, быстро собрал своих воинов, настиг турецкое войско, когда оно возвращалось домой с добычей, и отбил пленных. Дракуле помог венгерский отряд, который тоже гнался за турецким войском, ведь сербские земли находились под защитой венгров.
Армия Махмуда-паши обратилась в бегство, однако великий визирь не доложил султану о своей стычке с Дракулой. Возможно, думал, что столкнулся только с венграми. Но более вероятно, что Махмуд-паша просто не решился доложить о таком. Султан ведь не приказывал нападать на землю Дракулы, поэтому о «досадном недоразумении» лучше было промолчать в надежде, что оно забудется.
Дракула, со своей стороны, воспринял всё иначе. Ведь он платил туркам дань в обмен на гарантию ненападения. И вот выяснилось, что султан деньги берёт, а гарантий не даёт. И даже если пожаловаться на самоуправство Махмуда-паши, султан, конечно, не стал бы наказывать своего великого визиря из-за «пустяка».
По турецким меркам ущерб Дракуле был нанесён небольшой – «всего-то» несколько тысяч человек угнали в плен. К тому же этих людей удалось вернуть. Султан вслед за великим визирем назвал бы всё досадной случайностью, но Дракула посчитал, что это наглость.
Несведущие турецкие послы
Ещё большей наглостью показался Дракуле визит турецких послов осенью того же года, то есть вскоре после истории с пленными.
Послы ни словом не обмолвились, что турецкая сторона сожалеет о летнем инциденте, однако заявили, что Дракула должен заплатить дань, как всегда. Но разве султан не обещал Дракуле мир и безопасность в обмен на дань? А что в итоге? Грабят, да ещё требуют денег!
Требования послов должны были разозлить Дракулу. Но между турецким набегом и визитом послов прошло не менее месяца. У Дракулы было время, чтобы без эмоций оценить всё с политической точки зрения. Он решил, что платить дань больше не будет, потому что это бессмысленно. Платишь или нет, а всё равно война.
Даже если бы султан после этого решил сам отправиться в Валахию и наказать непокорного вассала, подготовка к походу заняла бы месяцы – как минимум до будущей весны. А для Дракулы лучше было потратить 10 000 золотых на снаряжение своего войска – не отдавать эти деньги туркам.
Кроме того Дракула успел начать переговоры с венгерским королём Матьяшем Корвином о совместных военных действиях против турок. Король призывал Дракулу порвать с турками, прекратить выплачивать дань, а летний инцидент с Махмудом-пашой как будто стал сигналом, что время для разрыва отношений с турками пришло.
В своём письме к Матьяшу от 11 февраля 1462 года Дракула упоминает о давнем турецком посольстве, которое к нему приезжало:
Турки, свирепейшие враги креста Христова, направили (к нам) своё ежегодное посольство, дабы договор о мире и единстве, между Вашей Светлостью и нами заключённый, мы отвергли. А поскольку мы отказались, то сами турки с тех пор не пожелают иметь мира с нами.
Вот истинная причина, из-за которой Дракула перестал платить дань – договор с королём, но турецким послам это не озвучивалось. Поскольку послы были несведущими на счёт истории с Махмудом-пашой, не было смысла объяснять им что-либо.
Зашифрованный ответ Дракулы султану
В древнерусском «Сказании о Дракуле воеводе» написано, что Дракула порвал с турками по формальной причине – послы не проявили уважения:
Пришли к нему однажды турецкие послы и при входе поклонились по своему обычаю, а тюрбанов с голов не сняли. Он (Дракула) спросил их: «Почему так сделали: к великому государю пришли и такое оскорбление мне нанесли?» Они же отвечают: «Таков наш обычай, государь, в земле нашей так принято».
А ведь турки приезжали к княжескому двору уже не в первый раз. Дракула не мог не знать, что мусульмане не обнажают голову даже перед правителем. И всё же он спросил, заранее зная ответ, а в итоге объявил:
«И я хочу способствовать соблюдению вашего закона, дабы вы крепко его держались».
Послы не понимали, что происходит, но Дракула не стремился им ничего объяснить. Он хотел, чтобы эта беседа дошла до султана, а тот разгадал бы все намёки.
Дракула намекал султану, что турки соблюдают свои мусульманские законы выборочно. Когда дело касается головных уборов, соблюдают, а когда дело касается клятв – нарушают.
В исламе, как и в христианстве, нельзя нарушать клятвы. Однако клятва о мире была нарушена, когда турки разорили валашскую приграничную территорию. Поэтому Дракула и хотел, чтобы турки «крепко держались своего закона», ведь тогда не случилось бы стычки с Махмудом-пашой.
В «Сказании» говорится, что Дракула, заявив о своём стремлении способствовать соблюдению турецкого закона, велел своим слугам взять небольшие железные гвозди и прибить тюрбаны к головам послов – чтобы крепче держались. В таком виде он отпустил послов, а напоследок сказал им:
«Идите, скажите государю вашему: он привык от вас, его слуг, оскорбление терпеть, мы же не привыкли».
Это тоже можно считать намёком на действия Махмуда-паши. Великий визирь поступил вопреки воле султана, заключившего мир с Дракулой. Это явное оскорбление для султанской власти, но султан всё «терпел» от своего слуги, если не собирался наказывать.
Вот что Дракула стремился донести до султана, пусть даже послы, которые донесут эту мысль, сами ничего не поймут.
Не шутка, а разговор о вере
Конечно, удивительно, что послы с гвоздями в головах не умерли, не потеряли сознание, а сохранили способность ходить и говорить. С медицинской точки зрения такое маловероятно.
И всё же толщина костей свода черепа составляет 0,5-0,8 см. Возможно, гвозди были не просто маленькие, как говорится в «Сказании», а как кнопки. Или тюрбаны оказались не прибиты, а приклеили к головам так, что отдерёшь только вместе с волосами.
Также может быть, что Дракула велел вбить гвозди в головы не всем послам, а только тем, кто возглавлял посольство. Должны были остаться те, кто смог бы рассказать о случившемся, ведь Дракула хотел, чтобы турецкому султану передали всю беседу. Она была серьёзным посланием с важным подтекстом, а не одной из шуток Дракулы.
Дракулу совсем не веселила история о том, как 5 000 человек чуть было не попали в турецкое рабство. И с турецкими послами, вспоминая о летнем инциденте, он разговаривал не шутя.
Этот разговор – отголосок традиции Средних веков, когда свои действия принято было обосновывать цитатами из Библии. Особенно если дело касалось политических решений, вопросов войны и мира. Нашёл подходящую цитату – значит, прав.
Слова Дракулы «и я хочу способствовать соблюдению вашего закона» это почти цитата из Евангелия от Матфея (глава 5, стих 17), где Христос говорит: «Не нарушить закон пришёл Я, но исполнить». То есть ответ Дракулы турецким послам – скорее, разговор о вере. Дескать, вы блюдёте законы своей веры, только когда вам это удобно, а я всегда соблюдаю и вас этому научу.
Это подтверждается текстами других вариантов «Сказания». В одном из этих текстов вместо слова «обычай» прямо употреблено слово «вера». А в другом тексте ответ Дракулы послам ещё ближе к цитате из Евангелия:
«Не хочу я вашего закона нарушить, но тем паче хочу утвердить».
Дракула не просто взбунтовался против султана, а объявил, что вспомнил о своём долге христианина, то есть собрался участвовать в крестовом походе против мусульман-завоевателей. К тому же военные действия, о которых Дракула договорился с венгерским королём Матьяшем, это была не просто война с турками, а крестовый поход.
Султан ничего не понял
При турецком дворе не поняли намёков и подтекстов. Для султана история с послами стала полнейшей неожиданностью.
Напомню, что великий визир Махмуд-паша мог либо не знать, что был атакован Дракулой, либо намеренно скрыл этот факт от султана и рассказал только про нападение венгров.
Чиновники при турецком дворе тоже ничего не узнали, поэтому, как всегда, направили посольство, чтобы получить дань, но Дракула встретил послов совсем не так, как ожидалось.
Если б при дворе знали о том, что у Махмуда-паши случилась стычка с Дракулой, то послы просто отказались бы ехать. Они же не сумасшедшие, чтобы ехать за данью к бунтовщику. Требовать дань у взбунтовавшегося вассала – наглость и вызов, на который всегда следует жёсткий ответ.
В Европе тоже ничего не поняли
Символизм поступка Дракулы в отношении турецких послов остался непонятен также и христианам-католикам в Европе. Это подтверждается немецкими памфлетами о Дракуле и поэмой Михаэля Бехайма «О злодее…».
В памфлетах история о Дракуле и послах пересказывается очень кратко и вместо турецких послов фигурируют «саксы» – немецкие жители Трансильвании, которая в то время была частью Венгерского королевства. Как известно, Дракула долго враждовал с жителями Трансильвании, но вражда была совсем иного рода и совсем не похожа на противостояние с турками.
При такой подмене весь подтекст, вложенный Дракулой в беседу с послами, оказался полностью стёрт. Получилась просто история о злой шутке и о беспричинной жестокости, а ведь история о Дракуле и послах – это не то и не другое.
В поэме Бехайма «О злодее…» разговор Дракулы с послами пересказывается подробно, но вместо турок фигурируют итальянцы. И опять весь смысл истории из-за этого меняется. Это разговор не с представителями султана, нарушившего клятву, а со случайными людьми. История начинается так:
Из юго-западной земли
однажды к Дракуле пришли
учтивые посланцы.
И, право, не было вреда
в том, что не сняли, как всегда,
беретов итальянцы*.
___
* Цитируется по переводу В. Микушевича
Если бы европейская общественность понимала, что личность послов – важная деталь, турецкие послы вряд ли превращались бы в саксонцев из Трансильвании и в итальянцев.
Получается, что истинный смысл беседы с турецкими послами оказался понятен только людям, близким Дракуле по менталитету, то есть православным христианам, что и подтверждается древнерусским «Сказанием». Ведь в «Сказании» эпизод с послами передан без подмен.
Автор статьи: Светлана Лыжина