Рассказ второй: «Как Лёха менял проклад ГБЦ на Газели»
Как обычно, я приехал на работу к восьми утра. Поздоровавшись со всеми коллегами, я направился к раздевалке, чтобы переодеться. Вскоре я налил себе чашку горячего кофе, чувствуя, как моё тело постепенно просыпается. Кофе был настоящей отдушиной, позволяющей настроиться на рабочий лад.
После того, как я немного "подзарядился", спустился к своему рабочему месту. В сервисе царила привычная атмосфера: где-то из угла слышался звук гайковерта, удары молотка — во всем цеху кипела работа. Я улыбнулся, наблюдая за этим, и, подойдя к своей инструментальной тележке, начал проверять инструменты.
В это время к воротам подкатил эвакуатор, на котором была привезена Газель. Механик Сергей выглядел немного обеспокоенным, подошёл ко мне и протянул заявку на ремонт, в которой было написано: "Газы в расширительном бачке и выбрасывает антифриз".
— У Газели серьезные проблемы, — начал Сергей. — Антифриз выкидывает из расширительного бачка, и кажется, что в системе образуются газы.
Я сразу насторожился: такие симптомы могли указывать на серьезные проблемы с головкой блока цилиндров. У меня возникла любопытство — какие именно неисправности таит в себе эта Газель?
— Давай посмотрим, что там, — ответил я, направляясь к капоту. — Признаки указывают на возможную пробитую прокладку ГБЦ.
Открыв капот и прогрев двигатель, я внимательно осмотрел двигатель. Антифриз хлестал с приличной силой, и из системы охлаждения доносились странные звуки, как будто сам мотор пытался заговорить. Это было словно загадка, которая ждала своего разрешения.
— Тут явно что-то не так, — произнёс я, осматривая расширительный бачок, где наблюдались характерные пузырьки. Это могло происходить из-за давления, вызываемого попаданием газов в систему охлаждения.
Я начал исследовать, оценивая состояние других компонентов системы. Заметив следы масла в антифризе, я понял: это подтверждает мои подозрения. Зная, что важно удостовериться в своих выводах, я решил провести несколько тестов на давление в системе охлаждения и проверить компрессию в цилиндрах.
— Но не переживай, Серег, — сказал я с понимающей улыбкой на лице. — Это исправимо. Давай соберем данные и разберёмся с проблемой.
Теперь я готовился к более детальной проверке. Всё это было мне знакомо, и я чувствовал себя уверенно. Мне всегда нравилось разбираться в таких сложных задачах — это была моя работа.
Собрав инструменты, я приступил к тестированию. Первым делом подключил манометр к системе охлаждения и проверил давление. Стрелка показала слишком высокие значения.
— Что-то тут не так, — подумал я, записывая результаты. В голове крутилось: может, это серьёзная проблема?
Перешёл к проверке компрессию в цилиндрах. Я отсоединил свечи зажигания и подключил компрессометр. Каждый цилиндр, как будто, рассказывал свою историю. Когда я закрутил прибор в третий цилиндр, его показание шокировало: ноль атмосфер! Знал, что это может быть серьезной проблемой. Двигатель УМЗ-4216 — это надёжный агрегат, но и он требует внимания. Всякое бывает, даже у старичка!
Теперь мне нужно было снять головку блока и осмотреть её. Я подготовил необходимые инструменты и сосредоточился на разборке. В этом не было ничего сложного.
Начал со снятия защиты двигателя, затем слил антифриз. После этого отсоединил патрубки охлаждения. Далее я отключил вакуумные шланги и датчики, не забывая помечать детали, чтобы не путаться. Патрубок воздушного фильтра тоже пришлось снять для более удобного доступа.
Затем принялся отворачивать впускной и выпускной коллектор. Это было настоящим испытанием: болты порой оказались так затянуты, что приходилось прилагать усилия, чтобы их отвинтить. После нескольких минут напряжённой работы мне всё же удалось их снять.
После этого я отвернул клапанную крышку, снял рампу и форсунки и перешёл к снятию оси коромысел. Я знал, что штанги лучше пометить, чтобы потом не терять много времени на регулировку клапанов. Привычная методичность позволяла мне не спешить и выполнять работу качественно.
Когда удалось снять головку блока, я сразу заметил, что прокладка была повреждена. На самой головке также были следы нагара, что указывало на перегрев. Это подтверждало мои подозрения о необходимости ремонта и фрезеровки.
Отвернув с головки лишние детали, я передал её нашему "Уважаемому", который повёз головку блока в ремонт.
Теперь же настало время проверить поршни и кольца.
— Надо удостовериться, что всё в порядке, — подумал я, осматривая детали.
Когда я заглянул внутрь, то увидел, что поршни находятся без люфтов, а на гильзах задиров нет! Блок тоже выглядел вполне нормально, без следов повреждений. Это был хороший знак. Я знал, что если все основные детали в порядке, процесс ремонта пойдёт быстрее.Теперь оставалось только дождаться возвращения головки.
Составил список запчастей и расходников.
Когда все необходимые детали прибыли, я приступил к финальному этапу работы. Установка новой прокладки — это всегда требует аккуратности. Сначала я тщательно очистил поверхность головки и блока от остатков старой прокладки. Затем, установил новую прокладку и затянул болты головки с указанным моментом.
После усовершенствования системы охлаждения и установки всех компонентов, я включил двигатель. Он завёлся без проблем, и я прислушивался к его исправной работе. Газель снова готова к дороге.
— Готово! — радостно воскликнул я. Сергей подошёл и похлопал меня по спине:
— Отличная работа, Лёха! Эта Газель снова в строю.
Я улыбнулся. Каждая машина — это не просто механизм, но и чья-то история.
Так день продолжался, и каждый момент подчеркивал, как я люблю свою работу и как каждое задание — это возможность сделать что-то значимое для людей, придавая их автомобилям надежность и долговечность.
© Статья защищена авторским правом.