В 1658 г. основатель классической комедии Жан-Батист Поклен (известный под псевдонимом Мольер) и его труппа были приглашены в Париж. Они выступили в Лувре перед королем Людовиком XIV и получили в свое полное распоряжение придворный театр. За три года работы на этой площадке Мольер написал свои лучшие пьесы, такие как «Смешные жеманницы» и «Тартюф». А теперь представьте, что король захотел увидеть новую пьесу, а она не готова.
Что будет делать великий комедиограф и его труппа, которым срочно нужно придумать новую постановку? Хотели бы вы оказаться на такой репетиции? Окунуться в эту атмосферу предлагает Театр «Школа Драматического Искусства» в спектакле, поставленном режиссером Олегом Малаховым. В основе — пьеса Мольера «Версальский экспромт».
Обычно спектакль начинается после того, как все зрители рассаживаются в зале. Эта постановка задумана иначе. Когда открываются двери для публики, действие уже идет. Зрители оказываются в зале, где актеры готовятся к репетиции. Кто-то разучивает слова, кто-то занят музыкой, кто-то оттачивает движения. Кто-то одевает костюмы и наносит грим – все лица актеров выбелены, а щеки украшены яркими румянами, что характерно для того времени.
Режиссер Мольер, которого играет Олег Малахов, напряженно следит за происходящим и раздает ценные указания. Ненавязчиво в процесс вовлекаются зрители, заполняющие в этот момент зал и занимающие свои места. Например, их могут попросить помочь что-то застегнуть или завязать.
Участвовать в постановке публика будет и дальше. Задумка такова, что в зале находятся не зрители, а актеры труппы. Любого могут вызвать и попросить сыграть небольшую роль, например, животного или насекомого. Это делает каждый новый спектакль отличным от предыдущих.
Мы видим театр, как мир полный страсти, драмы и интриг. Герои пьесы шумят, спорят и сорятся. Некий порядок в этот хаос вносят визиты господина с говорящей фамилией Досталь — жестокого критика Мольера, надменного и очень влиятельного. Он сообщает, что скоро прибудет король, желающий видеть новую пьесу. Забыв разногласия, вся труппа сплачивается вокруг единой цели – поставить новый спектакль, который правителю придется по вкусу.
Олег Николаевич преподает в Институте культуры и искусства МГПУ и является мастером актерского курса. В спектакле участвуют его недавние студенты. Харизматичные и талантливые девушки и юноши.
Особенно мне понравилась Анна Кутняк, которая не только хорошо играла, но и чудесно пела. Она профессионально владеет академическим вокалом и ее голос, безусловно, — украшение спектакля.
«Мольер. Экпромт» — интересная работа опытного режиссера и его одаренных учеников. Без объемных декораций, но красиво оформленный с помощью костюмов, деталей и света. Он немного сумбурный, что делает постановку более яркой и создает настроение, соответствующее сюжету, но может отпугивать тех, кто не терпит театральных экспериментов.