Разберемся почему мы читаем медленно и как это исправить
6 Причин медленного чтения:
1) Мысленное проговаривание слов
2) Регрессии или возврат к уже прочитанному
3) Низкое внимание, отвлечение во время чтения
4) Неразвитое периферическое зрение
5) Неразвитое быстрое восприятие текста
6) Отсутствие гибкой работы с текстом, которая позволит читать быстрее и запоминать лучше.
А теперь разберём подробнее каждую причину и как с ней бороться. В нашем курсе по скорочтению мы работаем над всеми 6-ю причинами, благодаря чему вы максимально комплексно осваиваете навык.
1) Мысленное проговаривание слов
Дело в том, что когда мы читаем наш внутренний диалог проговаривает все слова и соответственно мы не можем читать быстрее скорости, с которой проговариваем слова.
Вот так происходит восприятие текста с проговариванием: Текст — Глаза — Рот — Ухо — Образ — Память
Приглашаем на бесплатный марафон по скорочтению, где научим читать вас в 2 раза быстрее и запоминать ещё лучше!
🎁 БОНУС: Теория по скорочтению
Избавиться от проговаривания на 100% невозможно, но уменьшить его просто необходимо. И как только вы научитесь отключать внутренний голос процесс восприятия текста будет иметь следующую форму: Текст — Глаза — Образ — Память. Ваша скорость чтения возрастёт в разы.
Одно из самых простых и эффективных упражнений по избавлению от проговаривания — это счёт от 10 до 1 во время чтения: читая текст, одновременно мысленно вам нужно считать от 10 до 1. Вначале смысл текста будет вами упускаться, но позже придёт и понимание. С тренировками вы научитесь воспринимать текст по схеме Глаза-Образ, то есть без проговаривания текста.
2) Регрессии или возврат к уже прочитанному
Из-за плохой концентрации и рассредоточенности взгляда мы часто отвлекаемся от текста и приходится его перечитывать. Теряя при этом много времени, нужно научиться читать без регрессий и тогда вы будете делать это более внимательно, зная что шанса перечитать не будет.
Лучшее упражнение по избавлению от возвратов это слежение карандашом или пальцем по тексту. Этим методом пользуются многие рекордсмены по скорочтению. Попробуйте читать с указателем: водя карандашом по тексту, задавайте темп чтения и вы увидите как ваша скорость возрастёт.
3) Низкое внимание, отвлечение во время чтения
Неспособность долго быть сосредоточенным на тексте, из-за этого страдает скорость чтения и усвоение текста. Фокусировка и концентрация внимания нуждаются в тренировке.
Большинство упражнений в нашем курсе развивают внимание. Одно из таких упражнений это картинка с названием цветов, которые написаны разными цветами, к примеру слово «синий» написано красным цветом. И вам необходимо не читать слово, а назвать цвет, которым оно написано.
4) Неразвитое периферическое зрение
Три скорости чтения: слово — фраза — вертикаль
Скорость 0. Э т о ч т е н и е п о о д н о й б у к в е. Н а э т о й с к о р о с т и п о н и м а н и е с м ы с л а п р о ч и т а н н о г о у р е б е н к а р а в н о н у л ю. В з р о с л ы е у м е ю т с к л а д ы в а т ь о т д е л ь н ы е б у к в ы в с л о в а, п о э т о м у в ы п о н и м а е т е с у т ь п р о ч и т а н н о г о. Д е т и, к о т о р ы е т о л ь к о н а ч и н а ю т ч и т а т ь, т а к о г о н е у м е ю т. Т а к о е ч т е н и е о ч е н ь м е д л е н н о е. Периферического зрения ребенка хватает на то, чтобы четко увидеть несколько букв, но он специально фиксирует взглядом каждую букву, потому что она и является тем блоком информации, который он может узнать и считать.
Скорость 0,5. Это чте ни е по сло гам. На э том э та пе при хо дит по ни ма ни е прос тых для ре бен ка тек стов, сло ва из ко то рых он зна ет. Это то же о чень мед лен но е чте ни е, но быст ре е пре ды ду щей ско рос ти чте ни я.
Периферическое зрение позволяет видеть несколько букв одного слога, ребенок делает осознанные фиксации на каждом блоке таких букв для их считывания и переводит каждый слог в звуки. С течением времени звуки каждого слога все быстрее складываются в слова и дают понимание прочитанного. Поэтому чем больше человек будет читать таким образом, тем быстрее перейдет к следующей скорости чтения.
Скорость 1 . Это чтение по одному слову. Когда человек привыкнет читать по слогам, у него интуитивно возникает желание читать слоги слитно, чтобы быстрее переводить их в суть. Периферического зрения хватает на то, чтобы увидеть все буквы в слове. Человек делает сначала осознанные, а потом уже неосознанные остановки на каждом слове и считывает его, проговаривая и понимая суть. После прочитывания одного и того же слова в разных источниках 5-10 раз с пониманием его смысла уже можно его не проговаривать, а сразу же осознавать значение. Чем дольше человек читает по одному слову, тем сильнее будет привыкать к такому типу чтения, поэтому вряд ли сам сможет перейти на следующую скорость. Во время учебы в школе о других скоростях чтения не говорится, поэтому люди думают, что быстрее читать нельзя.
Скорость 2. Это чтение фразами, когда за одну остановку взгляда считывается несколько слов. Для реализации такого чтения вам нужна правильная оптимизация фиксаций взгляда. Необходимо натренировать глаза правильно останавливаться во время чтения. Вторую скорость чтения осваивают люди, которые либо сами интересуются скорочтением, либо вынуждены очень много читать. Чем больше человек читает на второй скорости, тем быстрее ему захочется периодически использовать следующую скорость.
Скорость 3. Это чтение по вертикали, то есть сверху вниз, а не слева направо. Во время такого чтения взгляд движется на странице по вертикали, за одну остановку пытаясь считать целую строчку, захватывая края периферическим зрением.
Основные упражнения, которыми тренируется периферическое зрение в нашем курсе по скорочтению это Таблицы Шульте и Буквенные пирамиды.
Таблица Шульте:
Буквенная пирамида:
5) Неразвитое быстрое восприятие текста
Быстрое восприятие текста развивается путём практики, то есть чем больше читаешь тем быстрее можешь.
В нашем курсе мы тренируем восприятие текста путём усложнения, такими упражнениями:
1) Чтение текста вверх тормашками.
То есть перевернув книги вверх ногами.
2) Тарабарское чтение:
Я юлбюл ьтатчем!
3) Чтение текста без гласных букв:
* л*бл* м*чт*ть!
4) Перемешанные буквы:
Я ллбюю мтчетаь!
6) Отсутствие гибкой работы с текстом, которая позволит читать быстрее и запоминать лучше.
Для знакомства с главной мыслью мы тратим столько же времени, как на чтение лирических отступлений, не несущих никакой смысловой нагрузки и не содержащих полезную информацию. Поэтому процесс чтения должен быть гибким.
Некоторые техники из нашего курса по скорочтению:
1) Предпросмотр
Мы советуем делать предпросмотр текста перед прочтением. И когда вы приступите к чтению, этот текст будет уже вам знаком, вы будете знать его структуру и процесс чтения будет идти быстрее и легче.
2) Цель
Перед чтением необходимо задать себе вопросы.
Такие как:
Что я хочу узнать и запомнить?
Насколько важно то, что я собираюсь прочесть?
Сколько у меня времени?
Каждый из вопросов имеет свои цели, о которых мы рассказываем в нашем курсе по скорочтению.
3) Определение темы абзацев.
Определив тему абзаца, вы понимаете насколько он важен и уделяете ему соответствующее количество времени.
4) Сбор урожая
Эта техника по запоминаю прочитанного. После прочтения смыслового блока(страницы, параграфа, главы) необходимо сделать паузу и воспроизвести образами то, что вы прочли, таким образом прочитанное отложится в вашей долговременной памяти.
Вывод:
Чтобы освоить скорочтение нужно убрать проговаривание, устранить регресс, развивать своё внимание, способность концентрироваться, расширить своё поле зрения, развить быстрое восприятие текста и иметь в арсенале несколько техник чтения. Над всем этим и работает наш курс по скорочтению.
Ну и самое главное правило: В обучении скорочтению нужна регулярность тренировок!
Приглашаем на бесплатный марафон по скорочтению, где научим читать вас в 2 раза быстрее и запоминать ещё лучше!
🎁 БОНУС: Теория по скорочтению