В нем часто проводили балы, играли крепостные народные музыканты, выступали танцовщицы, выписанные из Франции... В то же время во дворце Потемкина решали вопросы государственной важности и принимали известных в Российской империи официальных лиц.
К сожалению, все это кануло в лету. До наших дней не осталось даже руин. Шедевр архитектуры разрушался постепенно, покинутый всеми и брошенный на произвол судьбы местными властями. В 20-х годах прошлого столетия его остатки просто разобрали.
Но до сих пор среди местного населения ходят легенды о великолепии дворца светлейшего князя Григория Потемкина.
Он был расположен в самом центре архитектурного ансамбля херсонской цитадели. Перед ним рос красивый сад. С восточной стороны была расположена кухня и хозяйственные строения. Возле главного корпуса, у его правого крыла, стояли небольшие флигели в один этаж. Рядом - конюшни, а также турецкая баня. Здесь построили даже оперный дом в два этажа.
Внешний вид дворца был довольно сдержан
Он имел четкие геометрические очертания, минимум фигурных украшений, ровные стены.
Однако внутри его украшала роскошная роспись по дереву, а также позолота. В самом центре строения был огромный зал, на все три этажа. Роскошь была во всем — и в этом зале, и в кабинетах, и в столовых, и в спальнях, которые находились в крыльях дворца. Сверху на здании возвышалась резная скульптура орла, а под ним — большие часы, которые подарила князю сама императрица.
Существует версия, что именно к ее приезду в Херсон и был возведен дворец. Он гармонично вписывался в общий архитектурный ансамбль площади, как бы создавая ее завершенность.
Увеселительные мероприятия здесь были частыми. Постоянно проводились банкеты, балы с песнями, танцами и множеством других развлечений. Но праздник заканчивался — и в этом же дворце велось управление всей огромной территорией Новороссии.
Печальная участь...
Так продолжалось пока был жив Потемкин. После его смерти все ценности вывезли, а сам дворец неоднократно перестраивали. В последующие годы в нем размещали различные учреждения. Он выполнял функцию военного госпиталя, главного караульного помещения, офицерского клуба, военно-фельдшерской школы.
Уже в начале ХХ-го века о помпезном когда-то здании стали забывать. Постепенно оно превратилось в груду камней.
На сегодняшний день потомкам доступны лишь архивные данные и единственная картина Ф. Алексеева с изображением княжеского дворца, которую художник писал с натуры.