Всем привет! Не так давно я со своими тетей и сестрой отправились в поход на велосипедах по Брянской области. Очень уж я люблю такие небольшие путешествия по малой родине, тем более, что никаких особых затрат они не требуют.
Наш маршрут был следующим: Хотылево - Сельцо - Городец - Бетово - Чернетово - Речица - Овстуг - Неготино - Вщиж. Его протяженность составила 75 км. Целью похода было село Овстуг, однако потом мы решили доехать до Вщижа, так как ранее до Овстуга на велосипедах мы уже ездили, а хотелось посмотреть на что-то новое. И такая возможность у нас была. Мы решили не только укрепить здоровье, но и культурно просветиться.
Село Овстуг Жуковского района знаменито тем, что там расположена усадьба поэта Федора Ивановича Тютчева, где он родился и рос. В кассе музея мы взяли бесплатный путеводитель "По дорогам Вщижского княжества", в котором был qr-код на приложение izi TRAVEL. С помощью этого приложения можно устроить себе самостоятельную экскурсию. Оно включает в себя карту, на которой обозначены точки - достопримечательности или особые места с историей и аудиогид. "По дорогам Вщижского княжества" - это проект брянского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, который является победителем грантового конкурса Фонда президентских грантов 2023 года. Очень здорово, что подобные проекты создают и реализуют, они способствуют сохранению исторической памяти и культурного наследия.
Тур начинается с села Овстуг, дальше Неготино, заканчивается во Вщиже. Расстояние 10 км. Мы ехали на велосипедах, по пути останавливаясь на точках маршрута.
Первая точка - школа дочери Ф.И. Тютчева Марии Федоровны Бирилёвой, которая располагается напротив усадьбы поэта. Построена она была в 19 веке, первоначально являясь домом управляющего усадьбой. Крестьяне села не могли собрать деньги на постройку школы, поэтому Мария Федоровна взяла на себя затраты на перестройку дома и его капитальный ремонт. Так появилось двухклассное училище с пятилетним сроком обучения, которое стало первой сельской школой в Брянском уезде. В советское время училище стало средней школой. В 1957 году в одной из школьных комнат создан музей Тютчева, в 1970 году здание отремонтировали и отдали во владения музею, школу перенесли в другое место. В 1985 году музей перевели в дом-усадьбу, а в бывшей школе в 1986 году открыли картинную галерею. Сейчас рядом со школой есть постройка с прозрачными стенками, в котором представлена выставка картин с местными пейзажами и усадьбой.
Следующей точкой маршрута была горка Параскевы Пятницы. В середине 18 века дед поэта, Николай Андреевич Тютчев, приобрел часть Овстуга вместе с деревянной Пятницкой церковью. Точная дата постройки неизвестна, но в документах она появляется в 17 веке. В метрической книге этой церкви есть рождение отца поэта Ивана, упоминания о ней также можно найти в переписке Тютчевых. Когда была закрыта и разобрана церковь неизвестно, но стояла она как раз на этой горке.
Церковь была возведена в честь святой великомученицы Параскевы - Пятницы. Параскева была красивой девицей, когда ее родители покинули этот мир, она начала распоряжаться имением, которое получила в наследство, согласно евангельским заветам: одевала и кормила нуждающихся. Всех потенциальных женихов она отвергала, всю душу отдала Господу. За это ее возненавидели язычники. Параскеву бросили в темницу и донесли на нее местному военачальнику. Тот подвергал ее страшным мукам, заставлял отречься от веры, но девица была непоколебимой, в конечном счете ее казнили мечом. По мнению исследователей, образ "святой Пятницы" смешался с образом Мокоши, священным днем которой была пятница. Этот день недели посвящался женским божествам у европейских народов. Мокош (Макош) была богиней благ и изобилия, почти центральной фигурой народного культа христианской Руси. На вершине горки на ветке дерева можно завязать ленточку и загадать желание, которое, если верить и что-то для этого делать, обязательно исполнится.
Волостная управа села Овстуг была построена в 1914 году из кирпича разобранного усадебного дома Тютчевых. Одним из самых известных волостных старшин был Дмитрий Васильевич Киселев, который трижды избирался гласным (депутатом) Брянского уездного земского собрания. Именно при нем усадебный дом Тютчевых был разобран на кирпичи с согласия владельцев. Благодаря Киселеву в 1914 году здесь было открыто первое почтовое отделение на Брянщине. Затем в здании управы располагались сельский клуб, библиотека и колхозная контора. С 1989 года в здании разместился художественный краеведческий музей села, позже включенный в состав музея-заповедника Ф.И.Тютчева. Здание волостной управы является объектом культурного наследия регионального значения.
Мельница была важной составляющей крестьянской жизни, с ее помощью перемалывали зерно в муку, из которой затем пекли хлеб. Мельницы располагали в отдалении от села, водяные - на реке или другом водоеме, ветряные - на высоком месте. Поэтому народ верил, что на мельницах обитает нечистая сила. По их мнению мельник работал с ней в сговоре, хозяева водяных мельниц вступали в связь с водяным, а хозяева ветряных мельниц - с лешим. При этом нужно было постоянно подносить жертвоприношения: крошки хлеба или часть муки и зерна. По поверьям, около плотин водяных мельниц водилось много рыбы, но рыбачить там опасались, думая, что так можно вытащить самого водяного, а тот потянет рыбака на дно. Да и водяной из вредности мог отводить рыбу, чтобы жители ничего не поймали.
По народной традиции на мельнице действовали некоторые запреты. Нельзя было ругаться и брать что-то без спроса. Крестьяне считали, что завидовать богатству мельника не стоило, иначе целостность мельничной плотины могла быть нарушена. На месте, где стояла мельница, никогда не строили жилой дом, так как люди верили, что скот тогда вестись не будет. А материалы - остатки мельницы - использовали только для строительства свинарников, так как мельничная нечисть боится свиней. В начале 20 века на территории Овстугской волости действовало несколько десятков мельниц, большая часть которых была ветряными. К 200-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева по старым чертежам были восстановлены водяная и ветреная мельницы, являющиеся единственными сохранившимися в Брянской области.
Следы поселений древних людей находят на высоких берегах реки Десны, так как раньше уровень воды был на 18 метров выше современного показателя. В деревне Неготино найдено древнейшее на Брянщине местонахождение древнего человека, жившего не менее 120 тысяч лет назад. Первое местонахождение обнаружила сотрудница Деснинской экспедиции МГУ В.А.Хохловкина в 1939 году. Здесь были найдены изделия из камня. Отложения, вскрытые в разрезе Хохловкиной, составляли 25 метров. На этом месте теперь установлен путевой камень. Остальные три местонахождения найдены в долине ручья Руднянка, впадающего в Десну и хорошо изучены археологами в 20 в. - начале 21 в. Ф.М. Заверняевым, Л.М. Тарасовым, А.А. Чубуром, В.В. Миненко. Археологи обнаружили скребла, скобели, скрепки, орудия. Ученые установили, что основным занятием древних людей была загонная охота на стадные животные: носорогов, бизонов, лошадей и даже мамонтов.
В Неготино нам встретилась деревянная часовня и кладбище, которое мы не сразу заметили. Каково было мое удивление, когда я узнала, что ее построили в 2002 году по старинным канонам 15 века. Оказывается, на Брянщине были распространены клецкие церкви, сделанные под избу.
Недалеко от Вщижа находится оставшийся один курган, местность, где он находился, раньше носила название "Кальница". Так называется курганный могильник, который еще в конце 19 века насчитывал 17 курганов. В 1901 году орловский археолог С.А.Чуев обнаружил 12 курганов, в 1907 году И.Е.Евсеев раскопал пять курганов, но находок там было немного. В 20 веке курганы были распаханы, ныне сохранился лишь один. Вплоть до первой половины 19 века кальница была обязательной для свадебного посещения. У дуба в жертвоприношения оставляли водку, венки, ожерелья и даже нательные кресты.
Раньше Вщиж был удельным княжеством. Однако знаменитый некогда город по одной из версий был уничтожен татарами, а на его месте осталось лишь небольшое село. Впервые Вщиж упоминается на страницах летописи в 1142 году. О том, как появилось название города, существует несколько версий. По одной из них оно связано с возникновением крепости - защиты. Древнее слово "ущищать" означало защищать, охранять, заслонить. Возможно, имя города дано ему по ручью, у устья которого он расположен. Современное народное название похоже на летописное - Усьчиж.
Первым из историков, кто упомянул о древнерусском княжеском городище Вщиж, был Н.М. Карамзин. Он узнал о нем из летописей, где рассказывалось, что в 1238 году город был сожжен Батыем. Однако Карамзин не знал, где он располагался, в этом ему помог помещик М.Н. Зиновьев, рассказавший о городе в письмах.
Во Вщиже преимущественно развивалось гончарное дело. Здесь был найден горн для обжига посуды, датируемый весной 1238 года. Горн находился на краю города, близ вала у реки, но внутри замка, недалеко от крепостной стены. Во всех домах была глиняная посуда, железные ножи и замки. В домах были печи с дымоходами, рукомойники, бронзовые светильники. Были найдены предметы быта и обереги с надписями. Во Вщиже жило не более 1000 человек, но город был небедный. Археологи находят серебряные подвески и браслеты, а тогда стекло очень ценилось.
В конце нашей экскурсии мы погуляли по Вщижу, купили мёд у местного жителя, а я даже успела пробежаться по кладбищу и поискать интересующие меня фамилии. Я не уверена, но возможно мои предки были родом из Вщижа или хотя бы там жили. Однофамильцев я нашла, а вот проверить однофамильцы это или дальние родственники, пока не представляется для меня возможным.
Велопоход удался, нам было местами сложно, но при этом мы узнали много нового о родном крае.
Советую скачать это приложение и посмотреть, какие есть туры в вашем регионе. Можно найти как пеший, так и автомобильный туры.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и делитесь в комментариях, как вам статья, устраивали ли вы себе подобные экскурсии или есть что-то похожее в вашем регионе!
#краеведение#роднойкрай#история#родословие#велопоход#отдых