Пётр Кропоткин – супер-звезда анархизма, а ещё биолог, политик, географ и философ. В «Нравственных основах анархизма» он размышляет о том, что такое хорошо и что такое плохо. Постепенно Кропоткин ведёт всё к тому, что деление поступков на хорошие / дурные неверно. Зачем он это делает, обсудим позже. Сейчас интереснее сам путь его мысли… ну и пример со свиданкой, так что начнём с неё и постепенно будем добавлять философию папы анархизма. Два года назад познакомился в ВК с девушкой и договорился о встрече. Встреча не задалась с первой минуты. Девушка теребила волосы, взгляд бегал, её почти трясло. Её беспокойство вмиг передалось мне и вот уже два невротика озадачились, а куда бы пойти. Пока шли в ближайший ресторан, думал, как бы слиться, настолько было не по себе. «Ты не против, если я буду пить? Я алкоголичка…» – сказала девушка. Выглядит как шутка, но она была серьёзна. Её искренность чуть разрядила обстановку. Допив бокал чего-то там, девушка буквально обмякла. В алкоголе не разбираюсь, но вроде как она опьянела с такого небольшого количества не из-за крепости выпитого, а потому что весила немного. Может, около 45 кг. После первого бокала заказала второй, а потом третий. После третьего достала из сумки бутылку какого-то коктейля. Чем больше девушка пила, тем более раскованной она становилась. Вот тут уже можно добавить в коктейль нашей истории каплю Кропоткинской мысли:
«Такой-то напивается каждый день, потому что он ищет в вине нервное возбуждение, которого не находит в своей истощенной нервной системе». Девушка призналась, что пьёт каждый день и сама назвала себя алкоголичкой. Из её уст это звучало легко, хотя у слова «алкоголичка» дурная репутация и вот почему. Словарь предлагает следующие синонимы: синеглазка, выпивоха, пропойца, алкашка, бормотушница. Это самые частые, но я бы взял более редкий и честный – «злоупотребляющая алкоголем». Этот синоним не так клеймит человека, как остальные. Если отойти от самого слова «алкоголизм» и посмотреть на причину, почему люди пьют, то Кропоткин её легко обозначил. Люди пьют, чтобы снять напряжение и почувствовать живость. Всё. Дальше философ ведёт мысль в сторону трезвости: «Другой не напивается, отказывается от вина, чтобы сохранить свежесть мысли и полноту своих сил, которые он и отдаёт на то, чтобы наслаждаться чем-нибудь другим, что предпочитает вину». На той свиданке девушка с лёгкостью приняла мой отказ пить алкоголь. Её это не смутило и такая её реакция помогла мне успокоиться. Вышло, что девушка успокаивалась благодаря алкоголю, а я успокаивался благодаря отказу от него. Мы словно шли разными параллельными дорогами в одну сторону. Выходит очень тёплый коктейль и хорошо бы в него вплеснуть ещё пару мыслей Кропоткина. Они-то как раз и объединят алкоголизм и трезвость: «Но отказываясь от вина, не поступает ли человек точно так же, как человек, любящий поесть и отказывающийся за большим обедом от одного блюда, чтобы наесться другого, любимого блюда? Что бы человек ни делал, он всегда либо ищет удовлетворения своих желаний, либо старается избегнуть чего-нибудь неприятного». Собственно, на свидании мы с девушкой и пытались удовлетворить своё простое желание – снять нервное напряжение через знакомство и беседу. Она – с помощью алкоголя, а я с помощью трезвости. Такие наши стратегии работают и в обратную сторону: пока девушка была трезва, ей было совсем тревожно, а мне обычно становится не по себе от потери ясности ума. В конце свидания никакого напряжения не было. Было только приятное чувство, как после беседы с родным человеком. «А при чём тут анархизм? – кто-то справедливо спросит. Подробнее можно почитать об этом у Кропоткина. Но если кратко, то анархизм строится на равенстве и солидарности. Находить в других людях не инаковость, а родство – это пусть к равенству. Алкоголик и трезвенник могут использовать разные способы жить, но в желаниях удовлетворять свои потребности и избегать мучений они едины.