Предварительно
Напоминаю, что это третья, финальная часть статей о нашем сыроварении (всё ещё не могу назвать это сыроварней ибо до этого шага ещё много пути) вызванных невинным вопросом Хомяка.
Так как статьи вышли довольно личными, планирую ещё написать статью о себе. И небольшая заметка по работе курьером Яндекса, на основе личного опыта в 20-21 гг. О чём писать далее не знаю. Немного о причинах незанания будет в статье о себе. Сейчас же хочу попросить вас:
Если в трёх статьях по нашему сыроварению вам что-то понравилось, то накидайте новых вопросов. Я блогер неопытный и плохо понимаю что писать если меня не спрашивают.
Вступление
Да этого были статьи о прошлом:
И о желаемом будущем:
Осталось только определить наше текущее место в бизнес координатах, что у нас есть Но сначала пару слов о том чего нет.
- Нет "бизнеса". Бизнес это определённая система, которая должна приносить деньги. Которую можно масштабировать за счёт системности, либо передать управление отдельными процессами или всем происходящим. Сейчас у нас полный хаос. За прошедшее время, особенно в 2024 году мы сделали много важных шагов, в эту сторону, тем не менее на сейчас нет понимания, что варить, когда варить и как надо продавать. Не говоря уже о том, что сейчас всё наше занятие поглощает больше денег чем может принести в обозримом будущем. А я переживаю, что не могу скормить этому чудовищу ещё больше ибо уже нет.
- Нет "Сыроварни". Как некого определённого места отдельного от нас. Всё происходит прямо на дому. Как следствие мы ограничены в месте (Использовано уже больше чем могли) и рабочих руках.
- Нет документов и возможности легализоваться в обозримом будущем. Это требует существенного увеличения регулярных расходов которые наше занятие пока и близко не перекрывает, а выделить из семейного бюджета такую сумму невозможно ввиду моих кредитов.
- Нет унификации. Вес готовых головок очень гуляет. Разница в 100 грамм может показаться незначительной. А когда речь идёт о головке 400 или 500 то это разница 20-25%
- Нет авто. И не будет. Я почти слепой. Жена боится. Да и деньги опять же...
Продажи
Основной вопрос был про них потому начну сразу с главного.
В отличии от многих сфер жизни, покупка еды для подавляющего большинства людей довольно консервативна. Мы идём в ближайший к дому продуктовый и выбираем из того что там есть. Всех этих людей мы теряем. Без документов и без офлайн магазина. Поэтому, всё что мы можем кроме как надеяться на сарафанное радио - интернет. При этом, ожидать особых потоков желающих не выходит. Наша ЦА те кто хочет качественно. Кто ищет тех кому можно доверять. Я слышал, что раньше в подобных случаях помогала одна социальная сеть с фотографиями, которая нынче запрещена. Только 1 она запрещена, и нужно колдовать над попаданием туда, 2 что я не разбираюсь как там работать.
Следующим пунктом по потенциалу для продаж в нынешнем рунете является ВК, поэтому первое что мы сделали - создали там группу. На неё сделаны основные надежды, потому главные новости там. https://vk.com/cheese_yaromar При этом, без умений блогинга, без навыков SMM, без базы друзей, на которых можно пересылать первые посты, развивать группу слишком сложно и долго. да я работал не мало лет в SEO, только 1) развитие своего отдельного сайта под гугл и яндекс это одно, а соцсети это несколько другое. 2) Опять же многое упиратется в деньги.
Понимая всё это, ВК группа существует, что бы стать основой в будущем, а сначала пошли на доски объявлений. Попробовал около 15 разных площадок (Кроме Юлы, там не понял как с нашей темой влезть) Единственное место что даёт просмотры это Авито. На других площадках ни 1 объявление за 6 месяцев не собрало просмотров кроме моих собственных. Забыл про них.
Момент который сильно осложняет продажи - пункт 4 в списке нет. Так как у нас нет "стандартных головок по стандартной цене", то каждую продажу надо согласовывать. С каждый покупателем пообщаться персонально. С одной стороны, это бывает сложно. Были моменты когда я общался по работе с 3-4 людьми (сейчас я в техподдержке) И вдруг прилетают вопросы в вотсап, авито и ВК одновременно. Мозг просто плавиться пытаясь обработать столько потоков общения. С другой стороны это даёт некоторый "шарм" и создаёт то самое доверие, которое и нужно, что бы решиться на покупку еды через интернет.
Для нескольких семей нашего города мы и стали "своим мастером" именно через общение. Они чувствуют и верят что это не "перекуп", что для нас важно сделать хорошо.
На 1 продажу уходит 10+-5 диалогов. Примерно 1 из 5 после покупки потом обращаются ещё и ещё.
Сложности в продаже
В целом конечно они видны в пунктах чего нет:
Нет документов - закрыты магазины и большинство ярмарок.
Нет машины - не получиться отвезти заказ в область.
Нет унификации не выйдет продавать штуками и как то автоматизировать это.
Но есть и некоторое неожиданные вещи.
Мы хотим уходить в твёрдые сорта сыров, что бы они дольше хранились, не требовали особых условий, да и вообще с ними меньше связываются, а меньше конкурентов это хорошо. На 20 продавцов Брынзы, есть 1-2 продавца Гауды и Грюера. А желающих купить "сыр", а не "твёрдый творог" намного больше.
И уже когда мы пошли сюда, отработали технологии варки и объявили людям что у нас это есть, оказалось что и планировать продажи нужно заранее.
Сейчас у нас есть небольшой, но таки потом запросов и нет готового сыра. Говорим людям когда будет готово. Иногда так заказывают сыр который ещё не был сварен совсем.
Из приятного - За всё время отменили всего 2 заказа.
Из неприятного - 1 из заказов был очень "потенциальным". Заказ был от ресторана из области, если бы всё сложилось лучше, это могло бы стать началом крупных регулярных продаж и подтолкнуть нас очень заметно.
Да и терять покупателей из за того что сыр за которым они обратились сейчас будет через 2 месяца, тоже не прикольно.
Ещё неожиданность, в том, что нас ни 1 разу не пробовали как-то "развести".
Даже наоборот. Некоторые из постоянных покупателей дают подарки или любят пообщаться на сырные темы. Жаль только, что общаются они в личке того же авито или вотсапа. Такое общение в ВК группе было бы шикарным бонусом для продвижения.
Ярмарки
Ярмарки хлеб для начинающих мастеров. Многие работают только на них и хорошо живут. Тем не менее на данный момент нам они не подходят. Раньше я упоминал, что некоторые (большинство) ярмарок требуют всех документов. Это не основная причина. Основная в том, что к ярмарке нужно быть готовым. И готовятся к ним иногда по 4-6 месяцев, варя "как не в себя" изо всех сил. Набивая большой запас.
Вот фото чужого холодильника на одной ярмарке, что проходила в ярославле в 2024 году:
По моим оценкам, что бы они приехали сюда, они переварили тонны 2-3 молока. У нас котёл 40 литров. Значит нам нужно 500-600 варок. Если работать по 12-13 часов можно сделать 2 варки в день. Без выходных это выходит....
Да, конечно же совсем не обязательно варить "столько". Можно постепенно обкатываться по местным ярмарочкам в маленьких городах и сёлах. Тем не менее тут важна сама суть, что туда ехать надо не с 1-2 головками, а с хорошим запасом всего ассортимента. А тут то у нас и основная заковыка.
Ну и вспоминаем, что своей машины нет, скоро не будет и потому особо-то не разъездишься.
Поэтому ярмарки это чуть позже. Когда мы до них дорастём по объёмам варки. Пока только прямые продажи
Доставка
Это одна из тех вещей, которые заставляют беситься. Законного способа передать кому-то развозку по широкой стране - нет. Один как бы есть, но сейчас всё равно не прокатит. Можем оформлять доставку только, исключительно нарушая. И главное, что причина нарушения исключительно тупая. Сыр это кисломолочный продукт, а вся кисломолочка отнесена к скоропорту. И наплеввать, что пока головка не вскрыта сыр может храниться годами. И наплевать, там только срок вызревания у нас 1-3 месяца, а бывает до года. Наплевать, что сыр в вообще появился как способ сохранения молока на будущее, в условиях когда холодильника ещё не изобрели. Нет. "извините это скоропорт, а скоропорт перевозить запрещено".
Единственный перевозчик который готов принимать наш продукт это ДПД. С условием, что будет "заводская этикетка". Кончено можно было бы заплатить дизайнеру и полиграфии за их печать. Вот только на этикетке должна быть информация об организаторе. Можно её выдумать. Дизайнеру и полиграфии пофиг. А вот если что наказание за подделку будет намного серьёзнее.
Итого остаётся 2 способа организации доставки:
- Почта России.
Запрет на перевоз сыра есть. А требования отправлять посылки только после досмотра нет. Поэтому можно взять коробку, унести домой, набить сыром как хочешь и принести на отправку. Претензии от почты будут только если посылка протечёт или начнёт издавать плохой запах. Если вы задумали отправить что-то совсем плохое, помните, что отправка требует регистрации по паспорту. И найдут. А вот такие вот незначительные нарушения разрешены вполне осознанно, потому как иначе почте совсем тяжело жить и конкурировать.
Все посылки отправляем лично, с личным адресом. Хотя на почте вполне можно арендовать АЯ и отправлять с него. - Доставка Авито.
Сам Авито запрещает доставку продуктов питания и целой кучи других вещей. Попытки как-то начать диалог с их представителями натыкаются на "нам по" с их стороны. При этом, "все звери равны, но некоторые равнее". На VC можно найти не один тред, где авито пытается в лояльность, а получается плохо. Им показывают что в одном и том же разделе есть те у кого доставка включена и те у кого она запрещена. Они начинают юлить что те объявления размещены в подкатегории где доставка есть. Вот только 1 - таких подкатегорий не существует в выборе размещений объявления для всех кроме вот "тех самых". 2 - Авито как раз отказывается давать разрешения через подкатегории. Их же официальная позиция "запрет на весь раздел".
Как же обходить?
Через фальшивые объявления. Сначала договариваешься с клиентом вне авито, потом создаёшь персональное объявление там где разрешено. Так как при отправке содержимое объявления и отправляемого отправления могут сверять, обычно это объявление "Коробка для Покупатель_Наме". И дальше делаешь честные глаза "да, продаю коробку, что не так то? Вот коробка, перешлите, пожалуйста."
Минусы - защита авито не действует. Ведь мы продаём коробку, а значит покупатель имеет полное право вернуть коробку и забрать деньги назад. Поэтому - только по предоплате на большую часть суммы
Доставка через Почту проще. Меньше телодвижений для нас и для покупателя.
Доставка через Авито дешевле. Она привязана к цене, а так как мы большую часть берём как предоплату и на цену оставляем крохотный хвост то и Авито не жадничает.
Дополнительный плюс, что к группе ВК можно привязать профиль Авито и тогда в группе будет счётчик продаж через Авито. Что увеличивает доверие от людей в ВК.
Узкое место
И на последок опять чуть поплачусь о будущем и почему я говорю, что открыть сыроварню дорого, хотя мы вроде как обошлись не головокружительной суммой. У каждого бизнеса всегда есть некое узкое место, в которое упирается его текущая возможность. Иногда таким местом является рынок сбыта и больше не продать во всё мире, обычно же всё прозаичней.
У нас таким местом является физическое место для вызревания сыра. Так как мы находимся прямо дома, то выделить полную комнату, как делают многие сыроварни, не можем. Не можем и выкопать землянку, как делают элитные нынче "новые крестьяне", вроде того же скандального Стерлигова, ибо проживаем в городе, да и не на 1 этаже.
Даже если сейчас супруга оставит работу в найме и займётся только варками, через 2-3 недели, мы заложим всё что есть и будем ждать вызревания что бы можно было продать.
Если же мы сейчас резко найдём место под съём и перевезём туда сыроварню, то окажется что 40 литров это крайне мало и даже ежедневная занятость и 100% продажа сваренного (что ещё отдельный вопрос) оставляют нам на развитие очень мало денег.
А значит нужно купить большой, "настоящий котёл". Только это значит что и количество молока возвростёт. А оно требует особых условий хранения. Сейчас мы обходим через те же холодильники, только разместить в них можно литров 60-80. При увеличении объёмов нужно покупать дополнительно танк охладитель. А ещё нужно посмотреть ТТХ "настоящего котла" и увидеть, что греется он кипятком или паром предподготовки, а значит нужен бойлер. Ещё можно прочитать что и для охлаждения рекомендуют использовать не проточную воду, а охлаждённую с генератора ледяной воды.
Итого 4 устройства которые нужно купить и соединить. Которые стоят 300 - 500к каждое в младших моделях. И лучше купить сразу всё, а не кусками.
Про ремонт и подготовку помещения нужно ли заикаться дополнительно?
Вот и выходит что
С утра в твоей башке две мысли бегают по кругу,
Играя в прятки салочки как в сумасшедшем доме,
Либо нужно разгонятся побыстрее и орать о себе как можно громче, что бы создать базу покупателей и выходить на правительство с их грантами и льготными кредитами.
Либо продолжать плавный, постепенный разгон в том уровне в котором он происходит сам, закрывать текущие кредиты, переходить в новое помещение со своим котлом на 40, что бы всё то в первом плане делать как "новый цех", а не единственный способ выживания.
Финал
В целом же всё это довольно интересно. Как я писал в статья про "работать на себя"
Своё дело это в первую очередь драйв. Постоянный поиск новых методов решения.
Постоянно крутится в голове аналогия, что всё происходящее с нашим сыром, напоминает бег на льду. Сначала ты не понимаешь что делать. Весь твой прошлый опыт движения бесполезен, твои действия дают любой результат, кроме предполагаемого. Постепенно ты осваиваешься. Какие-то из твоих действий всё же начинают приводить тебя в движение, а не падать становиться попроще. Этот эффект накапливается и вот ты уже начинаешь двигаться на хорошей скорости. А потом понимаешь что тормозов то же нет.