В начале Великой Отечественной войны находящиеся близко к линии фронта генералы не могли быстро и независимо принимать решения, которые могли решить исход отдельных операций. Практически любое решение нужно было согласовывать с членами Ставки Верховного Главнокомандования, сообщение которым нужно было отправить с линии фронта до самой Москвы. Пока командующие дожидались приказа из столицы, ситуация на поле боя менялась и нужно было вносить изменения в уже отправленные на согласование планы. Таким образом, из-за отсутствия налаженной оперативной связи и самостоятельности у генералов, войска чаще терпели поражения, оказывались в ловушках, окружениях. Исключением из общего положения дел стал случай адмирала Арсения Головко, который не дожидаясь ответа от главнокомандующих решился на дерзость – вооружить заключенных и отправить их воевать наряду с красноармейцами.
Учеба и служба Головко
Арсений Григорьевич Головко, будущий советский адмирал, родился 23 июня 1906 года в Терской области, территории, ныне известной как Кабардино-Балкария. Получив начальное образование в церковно-приходской школе и одном классе начального училища, он решил посвятить себя сельскому труду, помогая семье. В 1925 году, как активный комсомолец, Головко был направлен на учебу в Московский сельскохозяйственный техникум. Но его гражданская жизнь была прервана призывом на военную службу. Оказавшись на флоте, он проявил исключительные способности и уже в 1928 году окончил престижную Военно-морскую академию имени Фрунзе. За несколько лет он прошел путь от простого штурмана до должности начальника штаба бригады торпедных катеров, обладал навыками ведения боя на всех типах кораблей на вооружении советского флота.
В 1936 году Головко добровольцем отправился в Испанию, где бушевала Гражданская война. Пиренейский полуостров стал для него лучше всякой академии. Участвуя в сложных операциях, он на практике освоил тонкости взаимодействия флота с авиацией и пехотой, научившись принимать быстрые и взвешенные решения в условиях острейшей боевой обстановки.
По возвращении в СССР Головко продолжил совершенствовать свои знания, поступив в Военно-морскую академию имени Ворошилова, которую окончил с отличием в 1938 году. Уже в июле того же года он возглавил Каспийскую флотилию, продемонстрировав свои выдающиеся организаторские способности. Спустя год Головко был переведен на аналогичную должность на Дальний Восток, в Комсомольск-на-Амуре, где продолжил укреплять обороноспособность советских морских границ.
Летом 1940-го года Арсений Григорьевич был вызван в Москву на прием лично к Сталину. Он был назначен командующим Северного флота и получил звание контр-адмирала, что означало, что всего в 34 года ему предстояло стать самым молодым командующим флота в истории России. Головко быстро освоился на новом посту и подготовил инфраструктуру к поставкам ленд-лиза, в случае начала войны с Германией.
Дерзость молодого адмирала
Еще до начала войны 22 июня 1941-го года немцы провоцировали советские войска. После приземления немецкого самолета на аэродром в Мурманске 17-го числа, Головко приказал быть в боевой готовности и сбивать любой пересекший границу самолет. Этот приказ не был согласован с командованием и мог бы послужить искрой, которая бы начала пожар войны, но 22 июня оказалось, что приказ был отдан адмиралом не зря – вражеские бомбардировщики сразу начали атаковать северные порты, и если бы не готовность людей Головко, последствия для северного флота могли быть гораздо более печальными.
Несмотря на это, наблюдалась острая нехватка людей. Головко решил вооружить пушками и пулеметами со списанных самолетов и кораблей заключенных. С началом войны, он обратился к узникам заполярных тюрем, строившим военные объекты, с предложением: свобода в обмен на защиту Родины. Его пламенная речь воодушевила не только заключенных – почти все они согласились воевать, – но и красноармейцев. За месяц численность 1-й полярной дивизии выросла на 10 000 человек. Параллельно Головко установил морскую связь с британцами, которые уже начали бомбить немцев.
Как же на такую невиданную дерзость отреагировал Сталин? Головко могла ожидать судьба других самоуправцев – арест, а может даже и расстрел. Несмотря на прошлый прецедент, вождь по заслугам оценил действия адмирала и вот что сказал Берии, который хотел, чтобы командующего флотом судили по всей строгости: “Победителей не судят. Оставьте Головко”.
В начале сентября командующий удостоен звания вице-адмирала. 31 марта 1944 года он был произведен в адмиралы. Благодаря его оперативным решениям, наступление немецких войск на Заполярье было остановлено на рубеже в 40 километрах от исходных позиций и в июне 1944 года враг был окончательно выбит с этой территории. До конца войны Головко занимал пост командующего Северным флотом, пользуясь огромным авторитетом среди подчиненных. Несмотря на численное превосходство противника, Северный флот под его командованием успешно обеспечил безопасность северных морских коммуникаций. После войны Головко был назначен первым заместителем наркома ВМФ Юмашева. В 1951 году, в связи с частыми болезнями Юмашева и фактическим руководством министерством Головко, Сталин принял кадровые решения. Юмашев был освобожден от должности, а Головко сохранил свой пост. С января 1956 года он командовал Балтийским флотом. В результате участия в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле великий адмирал Головко стал жертвой лучевой болезни и скончался 17 мая 1962 года.