Найти в Дзене
Загорские истории

Восточная стена Троице-Сергиева монастыря - Сушильная башня и водопровод

О Сушильной башне, о рве, что перед восточной стеной и водопроводе семнадцатого века Туристы, да и не только, лучше всех знакомы с восточной стеной монастыря. Именно к ней, на Красногорскую площадь прибывали туристические автобусы, выстраивались в ровные ряды и сменялись с завидной регулярностью. Они привозили множество туристов, среди которых, в Советское время, преобладали туристы иностранные. Полтора-два часа беглого осмотра достопримечательностей, поверхностное изложение экскурсоводом основных фактов истории, да визит в магазин «Берёзка» (был такой специальный магазин для иностранцев на Красногорской площади) за традиционными сувенирами – и снова в автобус, краткий обед и далее в пусть по Золотому кольцу. А ведь история и восточной стены, и самой Красногорской площади, обширна и интересна. Есть у неё и свои тайны. Вернее так – для профессиональных историков и просто людей знающих, это не тайны, а строгие факты, о коих не знает широкая публика. Итак, если стоять строго напротив Кра
Оглавление
О Сушильной башне, о рве, что перед восточной стеной и водопроводе семнадцатого века

ВСТУПЛЕНИЕ

Туристы, да и не только, лучше всех знакомы с восточной стеной монастыря. Именно к ней, на Красногорскую площадь прибывали туристические автобусы, выстраивались в ровные ряды и сменялись с завидной регулярностью. Они привозили множество туристов, среди которых, в Советское время, преобладали туристы иностранные.

Красногорская площадь в середине 80-х годов. Лето, время ближе к вечеру - туристические автобусы уже разъехались
Красногорская площадь в середине 80-х годов. Лето, время ближе к вечеру - туристические автобусы уже разъехались

Полтора-два часа беглого осмотра достопримечательностей, поверхностное изложение экскурсоводом основных фактов истории, да визит в магазин «Берёзка» (был такой специальный магазин для иностранцев на Красногорской площади) за традиционными сувенирами – и снова в автобус, краткий обед и далее в пусть по Золотому кольцу.

А ведь история и восточной стены, и самой Красногорской площади, обширна и интересна. Есть у неё и свои тайны. Вернее так – для профессиональных историков и просто людей знающих, это не тайны, а строгие факты, о коих не знает широкая публика.

О СУШИЛЬНОЙ БАШНЕ

Итак, если стоять строго напротив Красной воротной башни, то по левую руку от нас, на юго-востоке, угловая Пятницкая башня, по правую же руку, на северо-востоке – угловая Уточья (Житнишная) башня. Между Красной воротной башней и угловой, Житнишной, стоит ещё одна башня – Сушильная.

От Житнишные башни до Сушильные четвероугольные башни шестьдесят три сажени. Башня поперёк четыре сажени, вдоль по городу пять сажен.
От Сушильные башни до Красные башни шестьдесят сажен.

По своему облику башня сходна со Звонковой, равно как и с Луковой первоначальной архитектуры. Прямоугольной формы, трёхъярусная на момент составления Описи, башня имеет своим завершением высокий крытый шатёр со смотрильней. Реставраторы и архитекторы, кои восстановили первоначальный облик, считают, что именно такие завершения имели все башни на момент их постройки.

 Балдин В.И., Устинов А.Г.
Сушильная башня. Троице-Сергиева лавра. Восточный фасад. Проект реставрации. М. 1:50. Центральные научно-реставрационные мастерские
Балдин В.И., Устинов А.Г. Сушильная башня. Троице-Сергиева лавра. Восточный фасад. Проект реставрации. М. 1:50. Центральные научно-реставрационные мастерские

Сушильная башня – самая «скромная» среди всех неугловых башен. Высота 15 метров, что ниже по сравнению со Звонковой и Луковой башнями. Но количество бойниц, пятьдесят, ровно тоже, что и у вышеупомянутых башен.

Однако по количеству орудий Сушильная башня превосходит Луковую и Звонковую. Девять орудий против пяти и трёх соответственно.

Сушильная башня, фотография 1983 года
Сушильная башня, фотография 1983 года

Прежде, чем перейти к описанию наряда Сущильной башни, посмотрим на всю восточную стену в целом.

Перед стеной не было естественных препятствий, будь то овраги или речки. Просторное поле, раскинувшееся перед стеной, позволяло противнику подойти наиболее близко и организовать штурм стен. Если посмотреть на литографии и иные изображения осады монастыря, то на них как раз изображены штурмы именно восточной стены.

Вид с колокольни на восточную сторону
Вид с колокольни на восточную сторону

Как видно из фотографии выше, за Красногорской площади действительно располагалось большое пространство, не ограниченное какими-либо естественными препятствиями. Так что доступ к монастырю был, что называется, "открыт нараспашку"

РОВ У ВОСТОЧНОЙ СТЕНЫ

В Описи 1641 года сказано, что перед восточной стеной был вырыт ров, через который был перекинут деревянный мост. Под мостом же стояла «полатка» с пушечными боями в обе стороны по рву.

Около города ров. Против ворот Красные башни мост деревянной на каменных сводах, в проезде мост трех сажен с получетвертью.
Под мостом полатка, а из полатки по рву на обе стороны пушечные бои. Рву глубина две сажение с получетью, ширина четыре сажени с полусаженью.
От Красные ж башни по обе стороны мосту до рву от города выкладено во всю стену каменем белым и кирпичом.

В полевом сезоне 2013-2014, в районе Красногорской площади, что примыкает к стенам Лавры с востока, археологическая экспедиция ИА РАН провела охранные раскопки [1]. Было заложено пять шурфов и один раскоп. Все работы проводились на восточном склоне холма Маковец, рядом с восточной стеной.

Несмотря на небольшой масштаб раскопок, было найдено некоторое количество как индивидуальных предметов, например – игрушка «птичка-свистулька» белоглиняная поливная, банка помадная керамическая, курительная трубка, так множество так называемого «массового материала» - фрагменты керамики, изразцов, фаянса. Находки датируют периодом семнадцатого – девятнадцатого веков.

 индивидуальные находки с раскопок: 1 – игрушка птичка-свистулька (4); 2 – бальзамной керамической бутылки фрагмент (2); 3 – красноглиняной архитектурной детали фрагмент (1); 4 – кольцо бронзовое (5); 5 – банка помадная керамическая (7); 7 – красноглиняная «турецкая» трубка (6); 9 – стеклянного штофа с клеймом фрагмент (8). [1]
индивидуальные находки с раскопок: 1 – игрушка птичка-свистулька (4); 2 – бальзамной керамической бутылки фрагмент (2); 3 – красноглиняной архитектурной детали фрагмент (1); 4 – кольцо бронзовое (5); 5 – банка помадная керамическая (7); 7 – красноглиняная «турецкая» трубка (6); 9 – стеклянного штофа с клеймом фрагмент (8). [1]

Археологи обнаружили засыпанное углубление и связывают его со рвом, первые упоминания которого, по мнению историков, связаны с осадой монастыря Смутного времени. Они приводят ссылку на сказание Авраамия Палицына, на главу 16 «О рве и подкопе» и на главу 22 «О слухах». В шестнадцатой главе говорится о том, что 6 октября начали вести ров от из подгорья на гору к Красным воротам и довели ров «на гору против круглые башни». В двадцать второй же главе говорится о том, что повелели воеводы «в не града от служней слободы повелеша глубочайший ров копати».

Выкопали ров или нет в период осады – сказать трудно. Согласитесь, выполнять тяжёлые земляные работы на виду у врага, задача не то, чтобы сложная, а практически невыполнимая. Здесь посмеем высказать сомнение в том, что именно во время осады был и выкопан ров, пусть и не такой большой и глубокий, как сказано об этом в Описи 1641 года.

Ров был засыпан в начале девятнадцатого века. С одной стороны, оборонительная функция рва была уже не актуальна, да и сам ров осыпался. С другой стороны, богомольцы и торговцы сделали ров отхожим местом, что, согласитесь ни в коей мере не красило окрестности.

В целом же проведённые раскопки, пусть и не столь обширные, как хотелось бы, подтвердили сведения, изложенные в различных источниках. Остаётся открытым вопрос о времени, в которое был организован ров. Историки высказывают предположение, что время создания рва – непосредственно перед началом осады 1608-1610 годов. Возможно, что и начало самой Смуты подвигло насельников Троице-Сергиева монастыря вырыть ров. Возможно, что и предполагали монастырские люди, что враг непременно придёт под стены монастыря и предприняли меры по обустройству дополнительной защиты монастыря-крепости.

Археологи сопоставили результаты своих раскопок и чертёж В. И. Балдина, к югу от Святых (Красных) ворот ров поворачивал на восток и немного сужался.

НАРЯД СУШИЛЬНОЙ БАШНИ

В верхнем бою башни находилось две пищали, полуторная и полковая, медяные, первая «с летописью», у второй – «змеи с орлом». У полковой пищали пушкарь – Ивашко Зеленщик. И у каждой пищали пороху и ядер три заряда. Здесь же, в верхнем бою, коза со смолою.

В среднем же бою три пищали затинные, без пороху и ядер.

В подошвенном же бою пищаль медяная, волконея, с травами и летописью, без пороху и ядер. Да ещё пищаль полковая железная, дробовая и пороху на три заряда. Две арганки по четыре стволы расположились здесь же, в подошвенном бою по направлению к Служней слободе.

Действительно, вооружение у башни «скромнее» остальных, особенно угловых – Житишной и Пятницкой. Однако сочетание вооружения Житишной и Сушильной башен обеспечивали достаточно эффективный уровень защиты монастырских стен.

О ЗАЩИТЕ ВОСТОЧНОЙ СТЕНЫ

Итак, самая известная для туристов восточная Троице-Сергиева монастыря обороняла монастырь с той стороны, которая не была защищена естественными препятствиями. В силу этого перед стеной был вырыт ров, который сохранялся до начала девятнадцатого века.

Мощное вооружение угловых башен позволяло не подпускать достаточно близко осаждающих к главным воротам монастыря. В то же время вооружение Красной (воротной) башни, поддерживаемое пищалями Сушилной башни так же не позволяли осаждающим без потерь и проблем подойти к стене и начать штурм.

Особо отметим наличие моста через ров и палатку, что находилась под мостом. Установленные в палатке пищали, направленные по рву к угловым башням, серьёзным образом затрудняли преодоление рва.

И НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ВОДПОРОВОДЕ

Опись 1641 года сообщает о восточной стене вот какие сведения: «По левую сторону Красные башни, промеж башен же Сушильные и Житнишные приведена из-за города, из верхнего пруда, сквозь монастырь к хлебне и поварням труба камена.»

Исходя из этого сообщения, мы можем утверждать, что основное водоснабжение хозяйственных нужд шло по водопроводу от Белого пруда.

ИСТОЧНИКИ

[1] Щербаков В.В., Половинкина Ю.С. Новые данные о фортификации Троице-Сергиевой Лавры (по материалам работ 2013-2014 гг.). Опубликовано в «Археологическое наследие Саратовского края. Выпуск 16. 2018 год».

  • Щербаков Виталий Владимирович – старший научный сотрудник археологического отдела Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника (г. Сергиев Посад, Московская обл.)
  • Половинкина Юлия Сергеевна – ведущий научный сотрудник ООО «Наследие» (г. Ставрополь)