Найти в Дзене
Хроники СССР

У всех на виду. Из штукатура-моляра в депутаты в 23 года

C тех пор, как меня выдвинули, а потом избрали депутатом Верховного Совета СССР, мне часто приходится выступать и перед своими сверстниками и совсем молодыми ребятами, только начинающими свой жизненный путь. И каждый раз я волнуюсь. Так ли уж интересна моя жизнь?


Достойна ли она того, чтобы о ней рассказывать?
Пригодится ли кому-нибудь мой пока еще очень и очень небогатый опыт?

Поделилась однажды сомнениями со своей старой учительницей.

- Ты же на Всесоюзной ударной комсомольско-молодежной стройке работаешь! — горячо сказала она. — На твоих глазах вырастают новые дома и корпуса заводов. Преображается край.

- Но ведь я-маляр-штукатур... Кафельную плитку кладу. Есть куда более привлекательны для ребят дела и биографии...

- Hy и что? - возразила учительница. - Ты рассказывай все по порядку. Как на стройку попала, как училась, как работать начала... Если тебя избрали депутатом, значит, в твоей жизни в какой-то степени биография всего поколения отражается!

«Действительно, — подумала я, — с какой стороны ни взгляни на перемены в моей жизни, они обязательно связаны с переменами в нашей Хакасии. Каждый ли, например, двадцать-тридцать лет назад знал, где находится Хакасия? А сейчас только скажи «Абакан - Тайшет», любой ответит, что именно через нашу область проложена железная дорога и что строила ее молодежь!»

Вспоминаю детство... Как-то ездила с отцом в Абакан. Там тогда двухэтажные домишки стояли в зарослях лопухов... Разве тот город можно сравнить с сегодняшним Абаканом?

О том, как изменился его облик, можно судить по названиям объектов, на которых мне, маляру-штукатуру, довелось работать в последние годы. Фабрика искусственных кож, фабрика первичной обработки шерсти, вагонный завод, комбинат крупнопанельного домостроения, механический завод, животноводческий комплекс, контейнерный завод... Чувствуется новый, индустриальный облик города.
А кто строит, кто работает на всех этих предприятиях?
Молодые парни и девушки. Значит, действительно, рассказывая о себе, я в то же время рассказываю и о своих товарищах, о тех, кто, не жалея сил, трудится на стройках пятилетки, преображает наш край.

Со многими из них мне пришлось встретиться в Москве на сессии Верховного Совета СССР. В апреле я впервые в жизни попала в Москву и очень волновалась. Мне всего двадцать три года, а дела предстоит решать государственные. Шутка ли, в Верховном Совете заседать!

Путь в Москву был долгий. Сначала в Абакан приехала. Оттуда в Красноярск, там все делегаты края собирались.

И что меня удивило?
Думала, одна я такая молодая, оказывается, нет! Познакомилась с Аней Березиной, Шурой Ионовой — они тоже комсомолки.
А сколько еще молодых депутатов я позже на сессии встретила!.. «Чему ты, собственно, удивляешься? говорили старые депутаты. - Думаешь, только у вас, в Хакасии, молодежь большие дела вершит? Во всей стране! Поэтому и молодых депутатов в Верховном Совете так много. Здесь прямая зависимость!»

...Пока летела из Красноярска в Москву, многое передумала... Невольно искала в своей жизни основные определяющие моменты и... не находила. Могу сто девчонок назвать, у них все куда интересней! Например, моя соседка по общежитию, Надя Свинолупова... Ехала на БАМ, оказалась в Хакасии. Осталась, освоилась... Мы сейчас в одной бригаде работаем. Надя бессменный бригадный

комсорг.

Впрочем, ладно...

В самолете я вспоминала село Бельтыры, где родилась, выросла, где живут мои родители, куда я сейчас езжу на праздники и выходные. От Абакана два часа на электричке до районного центра Аскиза, оттуда на автобусе. Природа в Хакасии очень красивая и разнообразная. Пока еду на электричке вокруг скалы, курганы, степи. А приеду в деревню все другое. С одной стороны горы, с другой — река Абакан шумит, тайга.

Отец проработал всю жизнь в совхозе кузнецом, мать дояркой. Нас, детей, у них четверо. Сейчас, конечно, взрослые стали, разъехались. Старший, Валерий, - хирург в районной больнице. Сестра Светлана преподает в младших классах. Я на стройке «Абаканвагонстрой». Младший брат Петр пока еще с родителями. В совхозе работает.

По нашей семье, кстати, можно судить, как расширились интересы и география хакасского народа. Раньше (я это знаю из рассказов бабушки и дедушки) все жили на одном месте. Где родились, там и жили. А теперь все по-другому. Самостоятельной стала молодежь.

Ничего особенного со мной в детстве не происходило. Росла, как все. Ходила в школу, переживала из-за плохих отметок. Сама не заметила, как время пролетело, окончила восьмилетку.
Окончила и задумалась: а что дальше?
Хотелось учиться в сельскохозяйственном техникуме: в районе у нас земледелие, овцеводство развито. Но не получилось.

Лето и осень проработала в совхозе на «сезонке». Пока работала, интересно было, а вот зимой заскучала.

Сидела целыми днями дома, радио слушала. Услышала, кстати, и про Всесоюзную комсомольскую ударную стройку «Абаканвагонстрой».

Тут как раз приехала в гости подружка Ангелина из Абакана. Рассказала, как учится в строительном училище. Стала уговаривать в город ехать. «Ну чего тебе дома сидеть? Одна радость — радио слушать. А вот поедешь на стройку, глядишь, и про тебя будут по радио говорить!»
Я, конечно, над ее словами только посмеялась, но о стройке задумалась, «Зима, сугробы кругом, за крыльцо шага не ступишь... А там город, новые люди, новая профессия... Только, получится ли?»

Словом, решила ехать.
Родители, естественно, не обрадовались. Одно им утешение — не на край света еду, в Хакасии же и останусь. Отец - он у меня человек молчаливый, три во*ны прошел, весь в орденах вернулся - только трубку дымил и головой покачивал. Это у него крайнюю степень сомнения выражало. А мать накормила «потхой» —
нашим национальным блюдом, кашей из сметаны, яиц и муки.
«Плохо будет, возвращайся!» — сказала на прощание.

В училище попросилась сразу на второй курс. Взяли в группу маляров-штукатуров. Первой моей наставницей стала Валентина Николаевна Маркова - совсем молодая женщина. Наша группа — первый ее выпуск.

Не скрою, поначалу трудно было.
Новая профессия, новые люди, новые отношения. Иногда бросить все хотелось, уехать!
Но пересилила себя, втягивалась постепенно в учебу и в работу.
Это только так кажется, что маляр-штукатур — работа простая, неинтересная. Тут много профессиональных секретов. Да и удовлетворение эта работа приносит немалое. Глядишь на хорошо окрашенную стену, на удачно подобранный цвет, на ровно положенную плитку - душа радуется! Так что в нашем деле, как и во всяком другом, имеется своя поэзия...

Пожалуй, Валентина Николаевна и преподала нам двадцати двум девушкам из группы - урок, как надо относиться к делу, объяснила, что такое профессиональная гордость.

Первое время кое - кто из нас, чего греха таить, халтурить пытался, Пока, мол, держится плитка, и ладно! Через неделю нашей бригады на объекте не будет, не все ли равно - отвалится плитка или нет?

«Девчата, нельзя так! — собрала как-то нас всех вместе Валентина Николаевна. — Сами посудите. Ведь если мы свою работу хорошо сделаем, значит, и настроение у людей, которые в этих цехах и корпусах работать будут, тоже хорошее будет! Видят люди, что все вокруг красиво и чисто, самим лучше работать хочется! И потом, какое может быть удовлетворение от плохо сделанной работы? Никакого! Плохо сделанное дело обязательно будет на душе висеть камнем. Вот-вот все откроется, вот-вот придут, разоблачат... Нет уж, мой вам совет трудитесь на совесть!».

В 1974 году окончила училище, пошла работать в комсомольско-молодежную бригаду треста «Абаканвагонстрой». С тех пор там и работаю.

С бригадой связаны все радости мои и горести. Горести в основном были сначала, пока нормы осваивала, на разряд сдавала. Радости начались потом, когда первый раз мою работу похвалили, когда прислали со сданного объекта первую благодарность, когда почувствовала себя в бригаде по-настоящему «своей» и, конечно, когда меня выдвинули кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по нашему Абаканскому избирательному округу.

Честно говоря, неожиданно все произошло. Ехала со своей бригадой в трест на общее собрание, ни о чем не подозревала. Митинг начался, и вдруг парторг Валерий Сергеевич Кожухов предлагает мою кандидатуру. Думала, ослышалась. Стою, как в тумане. А тем временем все проголосовали единогласно, аплодировать начали.

А первое выступление?
Девчонки меня тормошат - иди, мол, скажи что-нибудь. Пошла на трибуну, ноги подкашиваются. Сама не помню, о чем с трибуны говорила, но девчонки успокоили, дескать, все нормально, по делу...

Постепенно освоилась.
И что очень важно, оказанное доверие поставило меня перед необходимостью по-новому осмыслить свое место в жизни, свое отношение к людям. А это не так просто сделать, когда тебе двадцать три года!
Сама не знаю, получилось или нет, но теперь, когда меня просят рассказать, как Я живу, работаю, рассказываю, все как есть! И про трудности тоже. Жилья не хватает. Стройка хоть и комсомольско-молодежная, а все равно «текучка» большая, наш быт оставляет пока желать лучшего...

Ко мне сейчас часто заходят избиратели, делятся своими мыслями. Я всех выслушиваю, стараюсь помочь словом и делом, а сама вспоминаю, как часто упоминались на сессии такие слова, как «инициативность», «настойчивость в достижении цели», «умение отстоять свою точку зрения». К этому и еще раз к этому я призываю своих ровесников, работающих на стройках. Нам даны большие права. Мы многое можем решать. Так давайте же и решать сообща! Никакой депутат не поможет, если сами безынициативны.

Еще Ленин указал, что социалистическое государство сильно сознательностью масс, что советская демократия является испытанным средством дальнейшего усиления активной жизненной позиции и участия каждого гражданина в делах своего государства развитии экономики и культуры, в коммунистическом строительстве.

Не так давно Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О задачах Советов народных Депутатов, вытекающих из постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы».

Там содержится развернутая программа действий для каждого депутата. Например: «...последовательно улучшать рассмотрение в Советах и подчиненных им органах писем и обращений граждан, повышать ответственность руководителей и других должностных лиц за своевременное и правильное решение вопросов, поднимаемых трудящимися, проявлять нетерпимость к фактам бюрократизма, бездушного отношения к людям, их нуждам и справедливым запросам».

Это очень важно, особенно Для наших - особых условий, когда фактически весь край превращен в огромную строительную площадку и когда некоторые руководители маскируют свое нежелание заниматься бытовыми вопросами заботой о «деле», дескать, сначала работа, а все остальное потом. Нет, так не годится!

Я сейчас вхожу в состав комиссии по делам молодежи Совета национальностей. Программа большая. Но о ней пока подробно говорить не буду. Сначала надо выполнить, а потом говорить. Недавно на нашей стройке был создан комсомольско-молодежный отряд «Хакасия».
Что очень важно, он формируется из местных ребят и девчат. Здесь видится двоякая выгода.

Во-первых, наша хакасская молодежь принимает активное участие в развитии края, а во-вторых, квалифицированные кадры в Хакасии же и остаются.
Забот у меня сейчас, конечно, прибавилось. Работаю и занимаюсь общественными делами. Думаю продолжить учение. Надо в институт поступать.
Хочу знать больше. Я ведь теперь у всех на виду. Доверие оказали большое, но и спрашивать будут строго.

Часто вспоминаю напутствие старых депутатов, когда мы, молодые, уезжали с сессии. «Будущее в ваших руках!» — говорили они на прощание.

Эта фраза удивительно точно отразила то, что я почувствовала, вернувшись домой, в Хакасию. Увидела родные лица, увидела, сколько они за время моего отсутствия сделали, сколько интересных идей у них появилось, и поняла, что да, действительно будущее в наших руках! Мы, конечно, постараемся сделать все возможное, чтобы достойно «держать» его, но время летит быстро, будущее становится прошедшим, и снова возникает нужда в молодых сильных руках, которым можно доверять будущее. Это закон нашего общества. Общества, где молодежи доверяют, как нигде.