Найти тему

Русалки в мировой живописи.

Тема мифических существ всегда интересовала художников. Каких-то из них они демонизировали, у других была печальная история, у кого-то история любви... Но русалки ( и другие морские девы) особенные. У разных народов и в разных мифах они могут быть коварными искусительницами, несчастными утопленницами или вообще дочерьми царя морского.

Обобщая, мы называем русалками всех обитательниц морских и речных вод со внешностью женщины, девы. Но на самом деле их так много: русалки, сирены, морские девы, наяды...

В одном из рассказов о легендах в живописи я уже упоминала картину русского художника Ильи Репина " Садко и морские девы". Кто же такие морские девы? Чем они отличаются от русалок?

Морские девы -- это фантазия европейских народов. Женщина с рыбьим хвостом -- это и есть морская дева, у которой нет души. Она жаждет обрести ее ( а чаще отнять у человека), но расстаться с морем и жить на суше не в силах. Ничего не напоминает? В общих чертах -- сюжет "Русалочки". Но это в нашем переводе она стала русалочкой. На самом деле -- именно морская дева. Очень древний персонаж. Впервые этот образ появляется еще в Древнем Египте.

Морские сирены из старых мифов -- это прообраз морских дев. Сначала сирен представляли и изображали как существ с телом птицы и головой женщины (иногда и с женской грудью). Своим неземным пением они очаровывали морских путников и губили целые корабли. Но постепенно облик сирен трансформировался. Остался лишь чарующий голос. А вместо птичьего оперения появился рыбий хвост. Что мы как раз и видим на картине Джона Уильяма Уотерхауса "Сирена" (1900 г.).

Источник иллюстрации -- Яндекс. Картинки.
Источник иллюстрации -- Яндекс. Картинки.

Дивное создание прекрасно в своей молодости и красоте. А ее голос завораживает и прельщает. И последствия этого как раз и показаны на картине. Сирена завлекла своим пением команду очередного корабля. Он разбился о рифы. Еще видны его обломки. И один-единственный уцелевший матрос сумел доплыть до прекрасной девы. Он не видит ничего вокруг, кроме своего "божества". А сирена холодна и бездушна. Она равнодушно смотрит на юношу, продолжая перебирать струны лиры. У Уотерхауса своя интерпретация "рыбьего хвоста". Возможно, это даже ноги, покрытые чешуей и с плавниками. Пейзаж мрачный, а горизонт за скалами алеет закатом, предвещая непогоду.

Уотерхаус обожал сюжеты легенд и мифов. И на следующем полотне мы уже видим наяд. "Гилас и нимфы" (1896 г.). Наяды -- это совсем не сирены. У них есть душа. Вернее, они сами душа того водоема, в котором обитают. Наяды, океаниды и нереиды -- это божества (нимфы) воды. Выглядят они как прекрасные девушки. И хвоста не имеют. Но обладают таким магическим очарованием, что их трудно покинуть. Вот и Гилас, один из охотников за Золотым руном, не смог устоять. Он пришел набрать воды, но на корабль уже не вернулся. Атмосферой неги и истомы дышит полотно, хотя и понятно, что юноше уже не уйти от этих обольстительниц.

Источник иллюстрации -- Яндекс. Картинки.
Источник иллюстрации -- Яндекс. Картинки.

А вот на полотне шведского художника Кнута Альфреда Эквалля "Рыбак и сирена" (1884 г.) дева бесхвостая (хотя и сирена). Это как раз иллюстрирует тот факт, что художники не следуют слепо мифам и преданиям, они их переосмысливают. Рыбак угодил в шторм. Вода хлещет со всех сторон в его лодку. Но не это не дает ему шансов на спасение. Рыжеволосая красавица, выплывшая из водоворота, крепко обхватила его за плечи. Скоро ужас на лице рыбака сменится блаженством от пения сладкоголосой сирены, и вместе с нею отправится он на дно морское.

Источник иллюстрации -- Яндекс. Картинки.
Источник иллюстрации -- Яндекс. Картинки.

В интерпретации этого же сюжета кисти британца Фредерика Лейтона сирена настолько обворожительна, что глаз не отвести. Полотно имеет такое же название -- "Рыбак и сирена" (1858 г.) Гибкое белое тело, роскошные косы с богатым убором сводят юношу с ума, погружают в колдовской транс. Сирена тихо убаюкивает его своим пением. А в это время ее упругий рыбий хвост все крепче сжимает ноги рыбака. Его улов радостно возвращается в воду, а ему самому не вернуться уже на берег.

Источник иллюстрации -- Яндекс. Картинки.
Источник иллюстрации -- Яндекс. Картинки.

Все эти картины представляют сирен и морских дев колдуньями-злодейками. Но обратимся к полотну немецкого художника Макса Пичманна "Улов Полифема" (1892 г.). Здесь девам не позавидуешь -- они выступают в роли жертв. Согласно древнегреческому мифу, Полифем -- гигантский циклоп, сын Зевса и нимфы Тоосы. Обитал он на Сицилии, занимался мирным скотоводством, однако не брезговал закусить путником или морской девой. И как раз на этой картине мы видим, как Полифем разбирает свои сети с богатым уловом. Удивляет то, что красотки, не попавшие в сети, совершенно спокойно и даже с любопытством взирают на эту картину. Вот уж, действительно, бездушные. На сегодняшний день циклоп их не тронет, и им хорошо.

Источник иллюстрации -- Яндекс. Картинки.
Источник иллюстрации -- Яндекс. Картинки.

А теперь поговорим о русалках. Они особенные. Это персонаж восточнославянского фольклора. Это девы -- покровительницы полей, лесов и вод. И этим они схожи с древними наядами и дриадами. Но изображались они преимущественно в одежде (белой) с распущенными волосами. В большинстве случаев считались неупокоенными душами самоубийц, колдуний и т. п.

Художники-славяне неоднократно обращались к образам русалок. Например, Иван Крамской. На его картине "Русалки" (1871 г.) изображены не жестокие волшебницы, похищающие чужие души, а несчастные, не нашедшие покоя ни на земле, ни на небе. На сушу русалки выходят только раз в году на неделю -- на Троицу. Бродят в полях и лесах, пока сохнут их длинные волосы.

Источник иллюстрации -- Яндекс. Картинки.
Источник иллюстрации -- Яндекс. Картинки.

Понятия о морских жительницах постепенно переплетались, рождались новые легенды и образы. Вот интересное полотно Джона Рейнхарда Вегелина "Русалка Зеннора" (1900 г.), основанное на сказке. По этому преданию, прекрасная женщина изредко посещала церковные службы и имела ангельский голос. Она смогла уговорить сына церковного старосты уйти с ней навсегда. Больше их не видели. Только время спустя русалку приметили моряки неподалеку от деревни Зеннор.

Источник иллюстрации -- Яндекс. Картинки.
Источник иллюстрации -- Яндекс. Картинки.