За всю около столетнюю историю танкостроения, в мире было спроектировано и даже сделано довольно много танков, однако более половины так и не пошли в серийное производство. Я не говорю совсем уж о фантастических проектах, которым даже в теории не суждено было стать даже прототипом. Речь идет о более или менее адекватных идеях.
1. Минный тральщик «Прогрев-Т»
Минный тральщик – это не совсем танк, но именно «Прогрев-Т» настолько удивил меня, что я включил его в свой топ. Минный тральщик выполнен по весьма необычной идеи – не воздействовать на закопанный мины механически, а тупо сдувать покров и выжигать авиационным двигателем боеприпасы, да и все живое заодно.
Конструкция проста, взяли шасси танка Т-54, вместо башни с пушкой установили двигатель от МиГ-15 ВК-1 соплом вперед (сопло приплюснутое), сзади большой бак с авиационным керосином.
Танк-тральщик двигался по минному полю или дороге со скоростью 1-3 км/ч, выжигая мины на глубинах до 20 см, а если с рыхлителем – до 50 см. Танк был способен работать около 2,5 часов, проходя до 6 км за один раз. В серийное производство не поступал, известно лишь о применении одного (или нескольких) экземпляров в Афганистане.
2. Танк Менделеева
Сын великого химика Дмитрия Менделеева также оказался не промах, во всяком случае, природа на нем не отдохнула. Василий Дмитриевич Менделеев (1886 – 1922) – русский инженер-кораблестроитель, изобретатель, и просто хороший человек, предложил в августе 1916 года свой проект тяжелого танка.
Конечно, в современном понимании танк Менделеева танком назвать трудно, скорее сухопутный броненосец, очень тяжелый, с огромной огневой мощью и почти непробиваемый для пуль и снарядов. Такой подход, возможно, был связан со специальностью Василия Дмитриевича, а также то, что в то время танки часто называли сухопутным флотом.
Конструктивно танк не впечатлял – бронекоробка, длинной 11 метров (с пушкой – 13 м), ширина 4,40 м, высота 3,5 м (с поднятой башней – 4,45 м). Ну и вес – 173 тонны. Неплохой такой малыш!
Лобовая броня толщиной 150 мм, борта и корма – 100 мм, крыша 76 мм. По сути, танк мог выдерживать попадание даже 152-мм снаряда.
Двигатель карбюраторный, водяного охлаждения, 250 л.с., должен был разгонять (в теории) этого монстра до 24 км/ч.
Вооружение – 120 мм морское орудие Конэ, пулемет 7,62 мм «Максим» на выдвигающейся башенке. И как бы все. Танк так и остался на бумаге.
3. Landkreuzer P. 1500 Monster
Суперсверхтяжелый танк сумрачного германского гения с орудием Krupp 800mm Schwerer Gustav – ну разве можно придумать машину безумнее Landkreuzer P1500? Ведь только пушка весили около 500 тонн.
Проект этого сухопутного монстра поступил на рассмотрение в декабре 1942 года, когда уже был одобрен на воплощение в металле другого монстра - Landkreuzer P1000 Ratte. Хотя «крыса» и понравилась Гитлеру, однако до строительства тысячетонного грызуна дело так и не дошло.
P1500 Monster должен был весить 1500 тонн, вооружение – основное орудие 800 мм, две пушки 150 мм, много пулеметов и зенитных пушек. Броня от 250 до 360 мм. Четыре двигателя от подводных лодок, суммарной мощностью 34 000 л.с.
Вряд ли этот проект был осуществим, да и танк не выдержал бы не один мост, и не всякий грунт. Плюс отличная мишень для штурмовиков, сомнительная точность 800-мм орудия, ну и много еще всего, из-за чего этот монстр так и остался на бумаге, впрочем, как и его более легкий предшественник «крыса».
Заключение
Конечно, невероятных проектов танков было куда больше, и в следующих статях мы обязательно о них поговорим.