Думаю, не надо напоминать, что в творчестве Лермонтова было две драмы с главным героем Евгением Арбениным. На самом деле, в творчестве Лермонтова был ещё и третий Арбенин - в романтической драме «Странный человек» - но то был совсем другой Арбенин, и по имени – звали его Владимиром – и по характеру, и по сюжету. Поэтому его мы оставим в стороне, а поговорим о сюжете, заложенном в драмах «Маскарад» и «Арбенин».
Короткая справка. Драма в стихах «Маскарад» была написана в 1835 году, но не допущена цензурой ни к печати, ни к постановке на сцене. Расстроенный Лермонтов вносит в драму изменения, и в 1836 году появляется на свет пьеса в стихах «Арбенин».
Конечно, основной сюжет все мы помним, но всё же в кратких чертах повторю – чтобы проще было сравнивать.
Начинаем с «Маскарада».
Повторю, что написана драма совсем молодым ещё человеком, Лермонтову 21 год. Конечно, в таком возрасте сложно требовать от автора знания психологии, житейской мудрости. Неудивительно, что многое в сюжете кажется неправдоподобным, натянутым, неоправданным.
Странны отношения Арбенина с женой. Они вроде ещё молоды (хоть Арбенин и строит из себя такого умудрённого опытом, разочарованного в жизни, много видевшего и пережившего… но возраст его в драме не указан), не успели надоесть друг другу, но вечера проводят отдельно друг от друга. Он сначала играет в карты в каком-то заведении, а потом едет на бал-маскарад. Приезжает домой ночью, спрашивает у слуги, вернулась ли его супруга – то есть, получается, он не в курсе, что она была на балу в том же доме, где и он.
Сцена на маскараде, когда гости не узнают друг друга под масками, просто смешна! Как можно не узнать знакомого человека, если даже он (она) спрятал глаза под полумаской? А фигура, походка, голос, манеры? Мы же узнаём друг друга по совокупности этих черт, а вовсе не по одной верхней половине лица! Князь Звездич же, будучи знаком с баронессой Штраль, не узнаёт её под маской, а думает, что это была Нина, жена Арбенина. Странная манера – узнавать человека не по голосу и прочим характеристикам, а по браслету.
Звездич таким образом решил, что ему делала авансы Нина, жена Арбенина, его спасителя (Арбенин в тот самый день заплатил его карточный долг), его друга. И что же, его начинает мучить совесть, что он пытается соблазнить жену друга? Да ничуть!
Сам Арбенин же показан Лермонтовым, как патологический ревнивец. Вправду говорят: каждый судит по себе. Сам он говорит, что многим мужьям наставил рога, а как только заподозрил, что и его жена может ему изменить, сразу начал оскорблять её, назвал гиеной… Не разобравшись, ничего не выяснив, не поговорив с другом, он кидается к Звездичу с мыслью его сразу же убить (правда, увидев князя спящим, его решимость уменьшается), но потом решает ему мстить. И что интересно, встречая в прихожей дома Звездича даму под вуалью, он сомневается, уж не жена ли его это пришла к любовнику? Опять же, ни голос, ни фигура, ни походка, ни одежда его не убеждают. Он успокоился только тогда, когда увидел лицо! Но ведь вуаль – это не паранджа, не хиджаб! Совершенно неправдоподобная история!
А кто же распустил слух о якобы интриге Нины Арбениной со Звездичем? Получается, сама баронесса Штраль, подруга Нины. Зачем? Пытаясь отвести подозрения от себя? Так ведь её никто и не пытался подозревать! К её чести, надо заметить, что очень быстро она спохватилась и пыталась рассказать Арбенину, что Нина невиновна, пыталась предупредить и Звездича, что Арбенин хочет его убить, но было уже поздно: Арбенин от ревности не желал ничего слушать, а Звездич не поверил в намерения Арбенина.
И опять нестыковка. Звездич, зная, что пытается соблазнить жену Арбенина, не видит в этом ничего предосудительного. Но узнав, что Нина вовсе не заигрывала с ним, решает, что он виноват перед другом и обязан драться с Арбениным на дуэли (хоть речь о дуэли пока и вовсе не шла). Где логика?
Арбенин находит другой способ отмщения (нам, сегодняшним, понять это трудно): он оскорбляет Звездича, назвав его шулером, и отказывается стреляться с ним на дуэли.
Но месть Нине, на мой взгляд, получилась у Арбенина совсем не мужская: он её не душит, как Отелло, не стреляет в неё, как Карандышев, а гнусно подсыпает яд, который к тому же действует не сразу, а заставляет помучиться, притом говорит назидательно умирающей жене:
«Жизнь – вечность, смерть – лишь миг!»,
и отказывается послать за доктором.
Любил ли Арбенин Нину? Нет, не похоже! Он совсем не переживает, глядя, как она умирает, не раскаивается в своём поступке, то есть на состояние аффекта тоже не спишешь. Он говорит ей:
«Тебя любить – за то ль, что целый ад
Мне в грудь ты бросила?
О нет, я рад, я рад
Твоим страданьям»,
и так далее.
Первоначально в драме было три действия, и всё заканчивалось смертью Нины. (Кстати полное имя Нины – почему-то Настасья Павловна). Но драму с такой концовкой цензура к постановке и к печати не пропустила. И тогда Лермонтов дописал четвёртое действие.
В котором появляется Неизвестный вместе с князем Звездичем. Точнее, Неизвестный мельком появился ещё в третьем действии и видел, как Арбенин подсыпал яд жене, но почему-то не счёл нужным вмешаться. А после смерти Нины явился к Арбенину и напомнил ему, как тот обыграл его в карты семь лет назад, а заодно и сказал, что видел, как Арбенин убил свою жену. И что же Арбенин? А Арбенин стал малодушно всё отрицать (вообще, странная история: скоропостижно умирает молодая женщина, и никто даже не думает провести никакое расследование), а потом обвиняет во всём Неизвестного и Звездича:
«Я задушу вас, палачи!»
(простите, кто палачи?), а затем теряет рассудок.
Получается, что в первой редакции драмы Нина пострадала совершенно безвинно: она не изменяла мужу и не собиралась это делать. Очень некрасиво поступил Звездич, глупо ведёт себя баронесса Штраль, а уж Арбенин выглядит просто чудовищем, и даже возмездие в виде Неизвестного не возбуждает жалости к главному герою.
Что же изменил Лермонтов в драме «Арбенин»? Изменил немало. Другим стал сам состав действующих лиц. Вместо нелогичной баронессы Штраль появляется компаньонка Нины сирота Оленька - вполне положительный персонаж. Полностью изменена вся вторая половина пьесы. Прежним (почти) остаётся только начало: там удалены лишь некоторые моменты.
Развитию сюжета в этой редакции способствует Казарин: именно он рассказывает Звездичу, как Арбенин обыграл его когда-то в карты и намекает Звездичу, что он нравится жене Арбенина Настасье Алексеевне. Зачем? Похоже, хочет отомстить Арбенину за тот свой давнишний проигрыш.
В этой редакции пьесы роковой бал происходит в доме Арбенина. Звездич, вдохновлённый ложью Казарина, начинает ухаживать за Ниной. Нина же жалуется ему, что ей не хватает любви и, польщённая вниманием к ней, признаётся в любви Звездичу, а он в знак любви сам срывает с неё браслет (хорошее дело! Браслет-то, небось, не дешёвый!).
Этот разговор подслушивает Казарин и тут же докладывает о нём Арбенину. Арбенин устраивает сцену жене, и Нина, чтобы отвести от себя подозрение, говорит, что Звездич влюблён не в неё, а в Оленьку. А когда Арбенин начинает допрос Оленьки, то Нина просит прикрыть её. Оленька берёт вину на себя, несмотря на то, что Арбенин грозится выгнать её из дома, если её связь со Звездичем подтвердится.
Сам же Арбенин едет к Казарину и обвиняет его в клевете, а заодно шантажирует, припомнив случай 7-летней давности, когда погиб один из игроков компании Казарина – итальянец Дольчини. У Арбенина якобы есть доказательство того, что итальянца убил Казарин. Казарин в отчаянии продолжает стоять на своём, и лишь вовремя пришедший Звездич может разрешить их конфликт и сказать, в кого же он влюблён – в Нину или в Оленьку? Звездич говорит, что не любит Оленьку, и в доказательство предъявляет Арбенину браслет Нины (друг, называется!).
Арбенин вызывает Звездича на дуэль. Но он собирается наказать и Нину, и говорит ей, что подлил ей в напиток яд, и она сейчас умрёт. Нина от страха почти признаётся в том, что любит Звездича:
«Смерть, смерть – да, я люблю его,
Нет, нет, - то было заблужденье,
ребячество, обман, воображенье,
Я не любила никого».
Арбенин, получив такое «признание» от жены, отказывается от дуэли, но не от мести Казарину. Он собирается дать ход свидетельству о том, что Казарин совершил убийство и, бросив всех, уезжает в неизвестном направлении.
Таким образом, в этой редакции, по крайней мере, никто не умирает.
Драма стала более компактной и, на мой взгляд, гораздо более логичной. И здесь уже Нина – не невинная жертва, а скучающая без внимания мужа молодая женщина, которая не против пофлиртовать, но изменять же мужу она не собиралась! А вот мужчины здесь все поступают отвратительно! Казарин сплетничает, Звездич волочится за женой друга, Арбенин вообще непозволительно играет с нервами жены. Лишь Оленька ведёт себя достойно и благородно.
Но, что мне не очень понятно, почему не «Арбенин», а «Маскарад» продолжают изучать в школе как социальную драму и издавать для детей?
А как вы относитесь к драмам Лермонтова?