В недавнем исследовании, проведенном в заповеднике Чимфунши в Замбии, британские биологи вместе с коллегами из Замбии и Нидерландов сделали удивительное открытие: шимпанзе в этом регионе начали развивать свои собственные культурные традиции. Это открытие стало важным вкладом в понимание социальных и культурных аспектов поведения приматов, подчеркивая их способность к социальному обучению и передаче знаний.
Первая из замеченных традиций началась в 2010 году, когда самка шимпанзе по имени Джули впервые вставила травинку в ухо. Это поведение быстро привлекло внимание других особей, и вскоре 8 из 12 шимпанзе в группе начали подражать Джули. Ученые решили назвать это поведение традицией, хотя на тот момент не было ясного объяснения его практического назначения. Возможно, это было связано с попыткой привлечь внимание или же с каким-то аспектом самовыражения.
Однако на этом история не закончилась. В начале августа 2023 года шимпанзе по имени Джума из другой группы в том же заповеднике также стал носить травинку в ухо. Его пример был подхвачен другими шимпанзе, и к сентябрю 2023 года 5 из 8 особей его группы начали следовать этому примеру. Но самым удивительным стало то, что Джума вскоре вставил травинку в анус, что вызвало интерес и подражание среди других шимпанзе. В результате, 6 особей начали повторять его действие, что свидетельствует о быстром распространении этой новой традиции.
Исследования показали, что обе традиции распространялись именно через социальное обучение: шимпанзе наблюдали за поведением друг друга и копировали его. Это поведение подтверждает, что приматы обладают способностью учиться друг у друга, что является важной частью их социальной структуры. Такая форма обучения может быть ключевой для поддержания социальных связей и формирования групповой идентичности.
Существует несколько теорий о том, почему шимпанзе могут развивать такие традиции. Одной из возможных причин является стремление приматов поддерживать социальные связи и «соответствовать» своим сородичам. В условиях дикой природы, где социальные связи могут оказывать значительное влияние на выживание, такие традиции могут способствовать укреплению групповой сплоченности и взаимодействия между особями.
Таким образом, наблюдения за шимпанзе в заповеднике Чимфунши не только подтверждают идею о том, что приматы способны к культурному поведению, но и открывают новые горизонты для понимания их социальных структур и взаимодействий. Это исследование подчеркивает важность изучения поведения животных в естественной среде, что может дать более глубокое понимание эволюции культурных традиций и социальных связей не только у шимпанзе, но и у других видов.