Найти тему
Forbes Young

Три этапа, которые необходимо пройти, чтобы определиться с профессией

Кем быть? Как найти дело, которое не только нравится, но и приносит деньги? Существует ли простой способ выбора специальности? В своей колонке эксперт по профессиональной идентичности Дина Муштанова рассказала, какие этапы необходимо пройти, чтобы определиться с профессией. 

Три шага помогут не только разобраться в себе и собрать нужную информацию, но и развить саморефлексию, узнать о многообразии профессий, понять, какие из ваших способностей превалируют, а над чем предстоит трудиться, чтобы получить профессию мечты. И самое главное — этот путь, скорее всего, вы пройдете не один раз в своей жизни.

1. Анализ

Задача этого этапа — составить список возможных сфер и профессий, которые вам отзываются. 

Пройдите не один, а несколько разных профориентационных тестов, чтобы собрать про себя как можно больше информации. Подумайте, насколько результаты совпадают с вашими собственными ощущениями и интересами. Если внутреннее чутье подсказывает, что все неправда, возможно, так и есть. Проанализируйте, насколько искренне вы отвечали на вопросы и не влиял ли кто-то на ваши ответы во время тестирования. 

Помимо результатов тестирования, в список можно добавить те специальности, которые вам просто нравятся, и те, что вы считаете перспективными. На следующем этапе все лишнее отсеется.

2. Исследование

Вооружившись списком, вам необходимо изучить каждую сферу и профессию из него. Для этого:

• ищите вакансии на сайтах по поиску работы, чтобы выяснить, какие компании особенно нуждаются в такого рода профессионалах, какое образование необходимо, какие требования предъявляют работодатели к кандидатам, сколько могут зарабатывать начинающие и опытные специалисты. Такая информация помогает заземлить стереотипные представления о профессии;

• посмотрите, послушайте или почитайте интервью и поговорите лично с представителями понравившихся профессий, чтобы понять, готовы ли вы к вызовам, которые могут возникнуть на пути;

• посещайте ярмарки вакансий и дни открытых дверей в компаниях;  

• пройдите небольшие бесплатные курсы или тренинги (например, курс для SMM-менеджера), чтобы понять, ваша эта специальность или нет.

Но это еще не все. Исследовать нужно и себя — для этого необходимо ответить на несколько вопросов:  

Что меня действительно вдохновляет? 

Профессия — это не что-то эфемерное, а конкретная деятельность. Задумайтесь, что действительно может вдохновлять, радовать в тех профессиях, которые попали в ваш список. Условно: «люблю анализировать таблицы или базы данных», «хочу помогать людям разобраться в себе», «мне нравится контролировать исполнение задач». 

Какие мои сильные стороны и как они могут помочь в выбранной профессии? 

Поговорите с родителями, друзьями, коллегами по работе, если у вас уже есть опыт трудоустройства, о ваших талантах, чертах характера, человеческих качествах. На рабочем месте сильные стороны человека могут проявляться по-разному. Например, вы общительны, умеете слушать и сосредоточиться на задачах. Такие качества подходят для менеджера по продажам.

Готов ли я к вызовам, которые могут возникнуть в выбранной профессии? 

В любой деятельности есть сложные моменты. Например, где-то надо перерабатывать или постоянно учиться, а где-то — находиться в постоянном стрессе, так как работа связана с риском. Подумайте, готовы ли вы с этим справляться или мириться.

Какую работу я хотел бы иметь через пять или десять лет? 

Чтобы сделать правильный выбор и прийти к своему карьерному триумфу, попробуйте мыслить глобально, загляните на три, пять, десять лет вперед. Поставьте профессиональную цель, продумайте карьерный план, который поможет упорядочить каждый шаг движения от младшей позиции к старшей. 

3. «Проба пера»

Прежде чем принимать решение, лучше получить практический опыт в выбранной сфере. Волонтерство, участие в краткосрочных проектах, стажировки, производственная практика — используйте любую возможность, чтобы испытать себя, расширить кругозор, попробовать свои силы, почувствовать все на себе и увидеть, насколько ожидания совпадают с реальностью. Сегодня молодые люди все чаще начинают работать во время учебы — стажируются в компаниях, которые их заинтересовали. И если направление деятельности было выбрано правильно, у многих к 18–25 годам накапливается опыт, формируется профессиональная идентичность и представление о том, где и чем они хотят заниматься и куда расти. 

#работа @forbes_young