Найти тему
КультСтори

Реальные прототипы русских богатырей: правда или вымысел?

Оглавление

Веками русские богатыри, такие как Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, вдохновляли народ своими подвигами и силой духа. Их образы, запечатленные в былинах, стали символами мужества, справедливости и верности Отечеству. Но были ли у этих сказочных героев реальные прототипы?

Историки и фольклористы ведут непрекращающиеся споры, пытаясь разгадать тайну происхождения богатырей. Не существует однозначного ответа, однако некоторые факты позволяют предположить, что за образами сказочных героев могли скрываться реальные люди.

Богатыри. Картина Виктора Васнецова. 1881–1898 годы
Богатыри. Картина Виктора Васнецова. 1881–1898 годы

1. Илья Муромец.

Илья Муромец. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год
Илья Муромец. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год

Самый известный русский богатырь, чье имя стало символом русского народа. В былинах он представлен как крестьянин из села Карачарово, который до 33 лет был немощным, но затем получил силу от святых.

В некоторых былинах богатырь Илья именуется не Муромцем, а Муровцем или Муровичем. Ссылаясь на это второе прозвище, полагают, что он происходил вовсе не из Мурома, а из г. Моровийска, расположенного на правом берегу р. Десны, на полпути между Черниговом и Киевом, и известного с XII в. А в 1638 г. монах Киево-Печерской лавры Афанасий Кальнофойский, рассказывает о захоронении в пещерах лавры святого Илии, отождествляемого его с прототипом былинного богатыря Ильи Муромца. Так ли это?

Илья Муромец. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год
Илья Муромец. Панно из серии «Богатырский фриз» Николая Рериха. 1910 год

Мало известно, но у Ильи Муромца было прозвище, его называли также "Чоботок". Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромец получил это прозвание также можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря:
«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботок, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

Богатырский скок. Картина Виктора Васнецова. 1914 год
Богатырский скок. Картина Виктора Васнецова. 1914 год

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и книга Афанасия Кальнофойского "Тератургима". В ней монах говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого также называют Чиботком. А в 1988г. межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу мощей. Она показала, что покойный был исключительно сильным человеком, имел рост 177 см (высокий для того времени), у него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илья от рождения и до 33 лет не мог ходить) и следы от многочисленных ранений, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Верить или нет, решайте сами.

2. Алеша Попович.

Алеша Попович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год
Алеша Попович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год

Богатырь, известный своим юмором, хитростью и ловкостью. В былинах он представлен как сын священника, родившийся в селе Ростов. Алеша славится своими подвигами, связанными с защитой Руси от различных злодеев, например, Тугарина Змеевича.

Существует версия, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу. После смерти Константина ростовский воин служил киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Михаил И.А. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле
Михаил И.А. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле

3. Добрыня Никитич.

Добрыня Никитич. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год
Добрыня Никитич. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год

Богатырь, известный своей силой, мудростью и благородством. В былинах он представлен как племянник князя Владимира, который служил ему верным воином.

Некоторые историки считают, что Добрыня Никитич был Добрыней, дядей и воеводой князя Владимира, брата его матери. С 969 г. он присматривал за юным князем Владимиром в далеком Новгороде, позже, в 978 г., помог ему захватить Киев и установить полное господство на Руси. Его имя встречается в летописях, где он упоминается как ближайший соратник князя Владимира и военачальник, участвовавший в походах против врагов Руси.

Богатырский скок. Картина Виктора Васнецова. 1914 год
Богатырский скок. Картина Виктора Васнецова. 1914 год

Прототипы или образы?

Рерберг Фёдор Иванович. Богатырская застава. Холст, масло. 192х281. 1895.
Рерберг Фёдор Иванович. Богатырская застава. Холст, масло. 192х281. 1895.

Важно понимать, что былины - это не исторические хроники, а произведения фольклора, которые передавались из поколения в поколение. В них реальные события смешиваются с фантастикой, героизация реальных личностей достигает небывалых высот.

Возможно, прототипы богатырей были реальными людьми, которые стали героями народных преданий, а потом оказались в былинах. Но, возможно, богатыри - это собирательные образы, воплощающие в себе идеалы русского народа.

Значение образа богатыря

Витязь на распутье. 1882 Холст, масло. 167 x 299 см Васнецов Виктор Михайлович
Витязь на распутье. 1882 Холст, масло. 167 x 299 см Васнецов Виктор Михайлович

Независимо от того, были ли у богатырей реальные прототипы, их образы имеют глубокое значение для русской культуры. Они воплощают идеалы силы, мужества, верности Отечеству, справедливости и доброты. Богатыри напоминают нам о том, что в каждом человеке есть потенциал для героизма, что мы должны быть готовы защищать свое Отечество и бороться за справедливость.

В наши дни, когда мира становится все меньше, а вызовы времени становятся более сложными, образ богатыря как никогда актуален. Он напоминает нам о важности духовных ценностей, о необходимости быть смелым и справедливым, о том, что мы все можем быть героями своей жизни.

Рябушкин Андрей Петрович. Пир богатырей у ласкового князя Владимира. Холст, масло. 130х260. 1888.
Рябушкин Андрей Петрович. Пир богатырей у ласкового князя Владимира. Холст, масло. 130х260. 1888.
Если вам понравилась статься, приглашаем вас посетить блог КультСтори и ознакомиться с другим контентом! Ваши просмотры приближают нас к монетизации и поддерживают выход нового авторского материала! Еще боль интересного вы можете найти в нашей подборке!
Так же рекомендуем ознакомиться с нашим юмористическим роликом на богатырскую тематику!

Богатыри на отдыхе