Анастасия Гладильщикова, кинокритик
В Москве стартовал юбилейный десятый Международный кинофестиваль документального кино «Докер». До 15 сентября в киноцентре «Октябрь» можно будет увидеть 56 новых фильмов из 30 стран.
В программе фестиваля — основной конкурс с 12 полнометражными картинами, конкурс короткометражных фильмов и специальные секции. Также предусмотрена обширная образовательная программа для тех, кто снимает или хочет снимать кино. Расскажем подробнее о пяти фильмах из разных программ фестиваля.
«Якутия – между мирами», режиссер Владимир Кочарян, программа «Док станция»
В последние годы даже те, кто далек от мира кино, наверняка слышали о буме якутского кино. Режиссер Владимир Кочарян посетил Республику Саха, чтобы глубже изучить этот феномен.
Фильм «Якутия – между мирами» представляет собой не только культурологическое исследование, но и автофикшен. Режиссер, родившийся в семье армянина и якутки, провел детство и юность в Республике Саха.
В связи с этим интервью с экспертами о мировоззрении якутских людей и его отражении в кино чередуются с личными моментами режиссера: в кадре появляются он сам и его близкие родственники. Автор фильма, искренний и обаятельный в кадре, пытается разобраться в своей культурной идентичности.
«Колесо обозрения», режиссер Омер Гюмюзер, основной конкурс
Импрессионистический документальный фильм о жизни, смерти и возрождении парка аттракционов в турецком Измире. Главными героями картины, сверкающей неоновыми огнями и завораживающей своими аттракционами, стали работники этого парка. Когда он был переполнен посетителями, сотрудники, ставшие друзьями, работали почти круглосуточно. С наступлением пандемии все изменилось.
Для турецкого режиссера Омера Гюмюзера «Колесо обозрения» стало полнометражным дебютом, хотя у него есть значительный опыт работы в музыкальных клипах, рекламе, фильмах и сериалах в роли оператора дронов. Поэтому, хотя драматургия в «Колесе обозрения» порой кажется разреженной, визуальный ряд всегда остается на высоте.
«ЭКО: отчаянный путь», режиссер Лаура Гарсия Брото, программа «Док терапия»
Фильм Лауры Гарсия Брото исследует, как даже очень обеспеченные люди в одной из самых богатых стран мира могут быть несчастны, поскольку никакие деньги не могут исполнить их самое заветное желание. В центре повествования — несколько семейных пар, которые годами пытаются завести ребенка. Попробовав все возможные варианты, они обращаются к процедуре ЭКО.
В этой картине каждая несчастная семья переживает страдания одинаковым образом. Они создают дружеское сообщество, где царит поддержка.
«Молодость», режиссер Николо Балланте, основной конкурс
«Молодость» итальянца Николо Балланте — противоположность одноименного (в российской адаптации) фильма Паоло Соррентино. Если Соррентино, один из главных режиссеров современной Италии, воспевает богатую и гламурную жизнь с элементами китча, то Николо Балланте рассказывает о самой обыденной жизни. В пригороде Рима, где разворачивается действие «Молодости», обитают выходцы из Молдавии, и здесь трудно найти ту Италию, по которой сходят с ума туристы.
Николо Балланте создает обаятельный портрет героя: искреннего, любящего, доброго и талантливого парня, который оказался в почти безвыходной ситуации. Хочется верить, что для него еще не все потеряно, тем более что его любовь к близким взаимна, а это уже большая ценность. Впрочем, именно это чувство и ответственность, вытекающие из него, становятся источником внутреннего конфликта.
«Аль Джанат – исходный рай», режиссер Хлоя Аиша Боро, основной конкурс
Картину из Буркина-Фасо уже показывали на главных мероприятиях документального кино. Хлоя Аиша Боро не только режиссер, но и одна из действующих лиц. Правда, в кадре она появляется лишь на короткое время. Она давно переехала из родного села в Буркина-Фасо во Францию. Однако трагедия заставляет ее вернуться на родину и задуматься о своих корнях, идентичности и значении дома во всех его смыслах.
Смерть старшего родственника разделяет большую семью на конфликтующие группы. Одна часть считает, что родовое поместье следует сохранить. В то время как другая часть семьи считает, что дом нужно продать, поскольку в будущем он все равно будет потерян.
Хлоя Аиша Боро чувствует, что утрата родового поместья означает для нее утрату значимой части себя. Но, тем не менее, в этой сложной ситуации она может лишь наблюдать.
Полный вариант статьи читайте на сайте журнала "Профиль".