Найти в Дзене
Смотрящий в Бездне

ДВА МУДРЕЦА И СЛОНОВЬЯ ЗАДНИЦА

В.Г. КАРЕЛЬСКИЙ, публицист ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: Эту шутливую притчу поймут только просвещённые и неравнодушные читатели моего канала, поскольку она аллегорична и особенно актуальна в наше время. Ведь время мудрецов постоянно меняется, а тупые болваны и невежественные ортодоксы – не переводятся во век! Время от времени приходится перелопачивать старые сказки на новый лад. Однажды два мудреца-перипатетика, прогуливаясь на природе, обсуждали доктрину солипсизма в свете философии Аристотеля. Старший мудрец утверждал, что, поскольку ничего вне сознания существовать не может, то изучать непознаваемое нет смысла, поскольку метафизические представления неизбежно вступают в противоречие с восприятием реального Бытия. Второй, помоложе, доказывал, что границы познания – это лишь условность, и их необходимо постоянно расширять, тогда противоречие не возникнет, а проблема будет заключаться в нестыковке между онтологией и гносеологией. Ведь чёткой границы между метафизикой и реальностью не существует

В.Г. КАРЕЛЬСКИЙ, публицист

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: Эту шутливую притчу поймут только просвещённые и неравнодушные читатели моего канала, поскольку она аллегорична и особенно актуальна в наше время. Ведь время мудрецов постоянно меняется, а тупые болваны и невежественные ортодоксы – не переводятся во век! Время от времени приходится перелопачивать старые сказки на новый лад.

Однажды два мудреца-перипатетика, прогуливаясь на природе, обсуждали доктрину солипсизма в свете философии Аристотеля. Старший мудрец утверждал, что, поскольку ничего вне сознания существовать не может, то изучать непознаваемое нет смысла, поскольку метафизические представления неизбежно вступают в противоречие с восприятием реального Бытия. Второй, помоложе, доказывал, что границы познания – это лишь условность, и их необходимо постоянно расширять, тогда противоречие не возникнет, а проблема будет заключаться в нестыковке между онтологией и гносеологией. Ведь чёткой границы между метафизикой и реальностью не существует. В ходе дискуссии они не заметили, как дошли до лесной опушки, заросшей непроходимыми зарослями. И тут, вдруг, они наткнулись на что-то огромное, стоящее на двух ногах-столбах у самой кромки леса. На самом верху, где «столбы» соединялись, болтался тонкий поросячий хвостик.

«Кто это?» – в изумлении воскликнули мудрецы. Первый мудрец глубокомысленно изрёк: «Мне всё понятно. Этот зверь по-научному называется «ходячая задница». Он отрастил себе хвостик, чтобы привлекать и загонять добычу прямиком в анус, но сейчас он запутался в зарослях и застрял». Второй мудрец с ним не согласился и захотел узнать правду. Его всячески отговаривали: «Куда ты лезешь, умник, там же колючки, змеи, клещи...», но отговорить не смогли. Храбрец отчаянно пролез в самую чащобу, чтобы воотчую рассмотреть загадочного зверя со всех сторон. Вскоре он с трудом выбрался из зарослей, оборвав всю одежду и оцарапавшись до крови. Вот, что он узнал: «Это огромный зверь, у которого здоровенные ноги без копыт. Вместо ушей у него из головы торчат кожистые крылья, а прямо изо рта растут огромные изогнутые рога. У него нос длиной два аршина, которым он срывает плоды с дерева и засовывает себе в пасть». Первый мудрец поднял визави на смех: «Ты всё это выдумал! Таких животных нет и быть не может! Рога изо рта? Ха-ха! Крылья вместо ушей? Ха-ха! Рвёт носом плоды? Ха-ха!». Ему пытались доказать, что слоны существуют, но мудрец продолжал упрямо твердить: «Это задница! Задница!».

Слон слушал, слушал этот научный диспут, да выпустил пар и скрылся в глухой чащобе. Каждый мудрец так и остался при своём мнении. Так истина ускользает от мудрил, которые ради традиционистских заблуждений и предубеждений готовы отстаивать любую «ходячую задницу». А на чьей стороне ты, мой любознательный читатель? На стороне умника, который убедился воотчую, но не мог доказать свою правоту, или на стороне мудрилы, который ничего не доказал, но слепо уверовал в закостенелую догму? Если разобраться с фактами, то получается, что эта моя притча – вовсе не аллегория, а самая что ни на есть сермяжная правда!