Найти в Дзене

6 СЕНТЯБРЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ, ЧУДОТВОРЦА

Святитель Петр — первый московский митрополит, с чьим именем многие историки связывают начало объединения русских княжеств вокруг Москвы и скрепление их в единое государство (вторая половина XIII в. — 1326).

Будущий митрополит родился в благочестивой христианской семье в Галицко-Волынской земле.

В семь лет он отправился учиться в монастырскую школу, но грамота ему поначалу не давалась. Однако через некоторое время во сне ему явился человек в облачении епископа, который прикоснулся к его языку, после чего мальчик почувствовал во рту невероятную сладость. После чудесного сновидения Петр быстро нагнал сверстников — столь легко ему стала даваться грамота.

После окончания школы он удалился в монастырь. Пройдя все полагающиеся иноку испытания, он был рукоположен в сан иеромонаха. В обители святитель особенно полюбил искусство иконописания и многого добился на этой стезе. Чувствуя потребность в уединении, Петр многие годы спустя взял благословение игумена и покинул монастырь. Он стал отшельником: на берегу реки Раты построил себе маленькую келью, вокруг которой постепенно образовался монастырь, где Петр стал игуменом.

После кончины митрополита Киевского Максима Русскую Церковь возглавил святитель Петр.

В то время Киев, считавшийся когда-то первым среди всех русских городов, все более пустел. Город перестал восприниматься как главный политический центр. На смену ему пришли сразу два соперничавших между собой княжества - Тверское и Московское. После нашествия Батыя на Русь (1237–1240) практически все князья оказались в положении вассалов Золотой Орды. В Золотой Орде пользовались этим, ловко сталкивая русских князей лбами.

Только Церковь выступала качестве примирителя. Святитель Петр, став митрополитом, постоянно путешествовал по Руси, призывая князей к сплоченности, выступая дипломатом в сложных переговорах.

Московское княжество в то время было наиболее безопасным местом. Сам святитель, нуждаясь в месте для уединенной молитвы, устроил в селе Высокое, на берегу реки Неглинной, монастырь в честь апостолов Петра и Павла. Так началась многовековая история Высоко-Петровского монастыря.

В 1326 году святитель Петр решил перенести в Москву митрополичью кафедру. С этого момента Московское княжество не только обрело политический перевес над Тверью, но и стало главным духовным центром русских земель.

По воле святителя Иван Калита начал строительство каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позднее храм стал усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви. Первым в нем был похоронен сам святитель Петр. Уже через 13 лет после смерти он был причислен к лику святых. Впоследствии святитель Петр был настолько почитаем, что у его гробницы избирались московские Первосвятители, его призывали в свидетели при составлении важнейших государственных договоров.

В день памяти святителя Петра, митрополита Московского, в центре Москвы, вокруг обители, основанной святым, обычно проходит крестный ход. Насельники монастыря, духовенство и верующие проходят по улице Петровка, Крапивенскому переулку и Петровскому бульвару. Во время шествия крестоходцы вокруг обители проносят главную монастырскую святыню – ростовую икону святителя Петра с частицей его мощей.

Накануне в обители совершается Всенощное бдение с всенародным акафистным пением святителю Петру.




ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
ЖИВАЯ ПАМЯТЬ: СВЯТЫЕ И МЫ

Книга посвящена святым угодникам Божиим, а также новомученикам и исповедникам Церкви Русской XX века. Предстоятель Русской Православной Церкви рассказывает, какое значение они имеют для современных людей, почему нужно помнить и почитать их, чему мы сегодня можем у них научиться и почему так важно войти с ними в молитвенное соприкосновение.

Издание осуществили Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви совместно с Издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Подробнее: https://rop.ru/shop/product/zhivaya-pamyat



Официальный календарь Русской Православной Церкви:
http://calendar.rop.ru/

В публикации использованы материалы Официального календаря Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии.