Найти в Дзене

На штурм Карпатских перевалов

80 лет назад – 8 сентября 1944 г. советские войска начали Восточно-Карпатскую наступательную операцию. Этому наступлению предшествовало начало словацкого национального восстания против профашистского правительства Й. Тисо (29 августа). Силы были неравны и введенные на территорию Словакии немецкие войска теснили повстанцев, что побудило последних просить о помощи. 31 августа посланник Чехословакии в СССР З. Фирлингер и начальник чехословацкой военной миссии через заместителя наркома иностранных дел А.Я. Вышинского обратились к советскому руководству с просьбой оказать срочную помощь словацкому народу.

2 сентября командующий войсками 1-го Украинского фронта Маршал Советского Союза И.С. Конев направил в Ставку донесение о перелете 30 августа на советскую сторону группы из 27 словацких самолетов. Среди прилетевших офицеров находился заместитель командира восточно-словацкого корпуса полковник В. Тальский, который ознакомил советское командование с положением в Словакии и заявил, что в случае наступления советских войск в западном направлении 1-я и 2-я словацкие дивизии, расположенные на словацко-польской границе, могли бы наступать навстречу им и обеспечить захват Лупковского и Дукельского перевалов.

Получив донесение Конева, И.В. Сталин дал директиву на проведение операции. Было решено задействовать силы 4-го Украинского фронта (генерал армии И.Е. Петров) и левого крыла 1-го Украинского фронта (Маршал Советского Союза И.С. Конев), включавшие 3 общевойсковые и 1 воздушную армии, танковый, кавалерийский и 2 отдельных стрелковых корпуса, в том числе 1-й чехословацкий армейский корпус.Эти войска насчитывали 378 тыс. человек, 5140 орудий и минометов, 322 танка и САУ, 1165 боевых самолетов.

Подготовка операции была связана со значительными трудностями. К концу августа войска 1-го и 4-го Украинских фронтов, завершившие длительную наступательную операцию на Западной Украине и в Польше, имели большой некомплект личного состава и боевой техники и нуждались в отдыхе. Соединения располагали ограниченными запасами материальных средств: боеприпасов, горючего и прочих предметов снабжения. Войска не имели опыта ведения боевых действий в горах и не были обеспечены горным снаряжением.

Генерал армии И.Е. Петров
Генерал армии И.Е. Петров
Маршал Советского Союза И.С. Конев
Маршал Советского Союза И.С. Конев

Советским войскам противостояли армейская группа «Хейнрици» (немецкая 1-я танковая и венгерская 1-я армии) и часть сил немецкой 17-й армии при поддержке соединений 4-го воздушного флота: 100 тыс. чел., 3250 орудий и минометов, до 100 танков и штурмовых орудий, 450 боевых самолетов. Противник опирался на мощную глубокоэшелонированную оборону, так называемую линию Арлада, которая создавалась венгерскими войсками на протяжении 1939-1944 гг.

Замысел операции предусматривал нанесение главного удара на стыке 1-го и 4-го Украинских фронтов в общем направлении на город Прешов, преодоление Восточных Карпат и соединение с восставшими словаками. Советским войскам должны были содействовать ударами по врагу с тыла части словацкой армии и партизаны. Но сделать это не удалось, так как немцы сумели разоружить 1-ю и 2-ю словацкие дивизии.

Наступление 38-й армии 1-го Украинского фронта (командующий генерал-полковник К.С. Москаленко) началось 8 сентября, а войск 4-го Украинского фронта – днем позже. В первый же день части 38-й армии прорвали главную линию обороны, однако немцы перебросили к участку прорыва до пяти дивизий и остановили советские войска. В ходе тяжелых боев 38-я армия смогла продвинуться за 10 дней всего на 20 км.6 октября войска 1-го чехословацкого корпуса при поддержке 67-го стрелкового и 31-го танкового корпусов овладели Дукельским перевалом и вступили на территорию Словакии. Продвинувшись до 20 км, они были остановлены противником на подступах к реке Ондава.

Генерал-полковник К.С. Москаленко
Генерал-полковник К.С. Москаленко

Не менее тяжело развивалось наступление в полосе 4-го Украинского фронта, где 1-я гвардейская армия (генерал-полковник А.А. Гречко) к концу сентября выдвинулась к Карпатским перевалам. В это время войска 2-го Украинского фронтапод командованием Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского в ходе Дебреценской операции успешно продвигались в Трансильвании, создавая угрозу тылам армейской группы противника. Враг был вынужден отводить свои войска на запад.

К 18 октября войскам 4-го Украинского фронта удалось преодолеть Карпатский хребет. Продолжая развивать наступление, соединения 18-й армии (генерал-лейтенант Е.П. Журавлев) и 17-го гвардейского стрелкового корпуса продвинулись по территории Венгрии на глубину до 50 км, освободив города Мукачево (26 октября), Ужгород (27 октября) и Чоп (29 октября) и соединившись с войсками 2-го Украинского фронта.

Генерал-лейтенант Е.П. Журавлев /httpsru.wikipedia.orgwindex.phpcurid=4578606
Генерал-лейтенант Е.П. Журавлев /httpsru.wikipedia.orgwindex.phpcurid=4578606

Остановив советское продвижение в Словакию, немцы начали операцию по ликвидации повстанческих отрядов. После того, как повстанцами был отвергнут ультиматум о прекращении сопротивления, немецкие войска 19 октября предприняли наступление на партизанскую зону с нескольких направлений силами четырех дивизий, четырех боевых групп и десяти охранных батальонов. 27 октября каратели вступили в Банска-Бистрицу, повстанцы небольшими группами уходили в горы. В течение десяти дней восстание было подавлено. На словацкой территории был установлен оккупационный режим, сотни патриотов были казнены, около 30 тыс. отправлены в концлагеря.

Хотя наступление Красной Армии, предпринятое по политическим мотивам, не достигло поставленных целей, его результатом стало полное освобождение Закарпатской Украины и выход на территорию Словакии. Противник потерял важный стратегический рубеж. Советские войска уничтожили одну и разгромили пять вражеских дивизий, захватили более 31 тыс. пленных, 912 орудий и минометов, 40 танков и штурмовых орудий. Собственные потери составили 126 тыс. человек, в том числе безвозвратные – 26,8 тыс. Если сравнить эти цифры с числом участников словацкого восстания (75-80 тыс. чел.), то окажется, что Красная Армия потеряла больше людей, чем было самих повстанцев, ради помощи которым была предпринята эта трудная и кровопролитная операция.