Руководство Республики Коми показывает, как не надо руководить, а федеральная поддержка не бесконечна
Север, суровая ментальность, вопросы с демографией и уровнем жизни, неуступчивые элиты, свободолюбивые местные народности, скандальные губернаторы — республика Коми, кажется, вобрала в себя все возможные сложности жизни и управления. По мнению директора аналитических проектов Агентства политических и экономических коммуникаций Михаила Нейжмакова, весной 2025 года регион может получить нового врио.
Глава управления делами мэрии Воркуты Александр Литвинов, в июле отстранённый от должности за употребление запрещённых веществ, может вернуться в мэрию в качестве советника.
«Видимо, в Коми есть дефицит компетентных сотрудников, — прокомментировал ситуацию «Московской газете» президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков. — Кто еще будет заниматься региональным муниципальным управлением? Люди не стоят в очередях за такой работой. Так что дефицит кадров здесь налицо. Эта ситуация не отменяет того, что у главы региона Владимира Уйбы есть определённые проблемы с точки зрения личных качеств, поведения, коммуникаций. На позициях губернатора эта история напрямую не скажется, но для федерального центра, который «под микроскопом» следит за тем, что делает Уйба, чтобы пустить губернатора в ротацию, если с ним возникнет слишком много проблем, этот случай тоже может быть интерпретирован подобным образом».
Республика Коми — сложный регион, рассказал «Московской газете» политконсультант, генеральный директор коммуникационного агентства ACTOR Дмитрий Еловский.
«С одной стороны, тотальная бедность, с другой, регион — в первой десятке по ВРП (валового регионального продукта) на душу населения, — говорит Еловский. — То есть, производства и доходы в регионе есть, но людей мало, и до людей они не доходят. Сюда добавляются агрессивные региональные элиты. Мало того, что регион находится в орбите влияния сразу нескольких элитных групп, да еще и местные элиты привыкли вести себя независимо и жестко. По этой причине возникает крайне взрывоопасная политическая и социальная ситуация, которая может вылиться для главы республики в целый спектр слабопрогнозируемых проблем: от уголовного дела (вспоминаем уголовное дело против бывшего губернатора Коми Вячеслава Гайзера) до протестов при бывшем главе Коми Сергее Гапликове. При этом возникает ощущение, что и сами главы этого региона как будто делают всё, чтобы такие конфликты спровоцировать. Пока у Уйбы есть серьезная поддержка на федеральном уровне. Вопрос лишь в том, насколько этой поддержки хватит и в какой момент она закончится».
Безусловно, Коми — сложный регион, подтвердил Илья Гращенков.
«Во-первых, это один из регионов Севера и даже частично Арктики. В своё время он осваивался заключёнными, это сказалось на генезисе республики и принесло определённые культурно-исторические наслоения. В общем, это сложный северный регион, не во всём приспособленный для жизни», — пояснил эксперт.
По словам Гращенкова, ресурсы Коми — это в основном лес, а также уголь Воркуты.
«Это сложнодобываемые ресурсы. Основное население работает на их добыче. Встаёт вопрос о компаниях, которые занимаются этой добычей — насколько эффективно они её организуют, насколько ответственно подходят к работе с населением. Уровень жизни и зарплат — тоже одна из проблем Коми. Что касается управления, Коми — один из самых скандальных в этом плане регионов. Бывший губернатор Гайзер сел в тюрьму по обвинению в создании ОПГ. Отбывал наказание по уголовному делу и бывший мэр Воркуты Анатолий Пуро. Есть некоторая проблема в том, что местные чиновники склонны извлекать личную выгоду из всех возможных государственных проектов, которые реализуются в Коми. Потому что все большие деньги приходят в регион из федерального центра. А местный бизнес, добывая ресурсы, сталкивается с определёнными проблемами», — рассказал президент Центра развития региональной политики.
В Коми есть несколько региональных групп влияния, отметил политолог: «Есть группы, которые влияют на регион через добычу ресурсов. Есть местные чиновники, довольно сильная группа. Есть команда действующего главы региона Владимира Уйбы и тех, кто пролоббировал его назначение на пост руководителя такого сложного региона во время ковида».
«Бывший глава управления делами мэрии Воркуты Александр Литвинов впервые начал работать в администрации еще в 2011 году, когда город возглавлял Анатолий Пуро, — напомнил в беседе с «Московской газетой» политолог Михаил Нейжмаков. — В команде этого главы города он был заместителем по общим вопросам и связям с общественностью. То есть, он длительное время работал в информационной сфере Воркуты, до своего первой должности на муниципальной службе — также на различных должностях в пресс-службах коммерческих компаний. В качестве специалиста в сфере SMM он пользовался узнаваемостью и за пределами Коми, поэтому ожидаемо, что версии о его возможном возвращении к работе в администрации Воркуты будут появляться в СМИ. Хотя стоит отметить, что, насколько известно, власти города официально эти сообщения не комментировали, по крайней мере, по состоянию на начало сентября. Сюжеты, в рамках которых фигурируют употребление наркотиков отдельными чиновниками, как и иные правонарушения со стороны муниципальных или государственных служащих, конечно, будут усиливать антибюрократическую повестку, которая и так может актуализироваться в течение года после завершения президентских выборов. На фоне повестки СВО общественность также может острее реагировать на скандалы с участием чиновников».
По мнению Нейжмакова, скандалы с местными чиновниками могут становиться проблемными моментами и для имиджа руководства республики, даже если речь идет о статусных фигурах муниципального уровня, которых региональные власти непосредственно не назначают, но более заметным проблемным событием, касающегося муниципальной политики в регионе, стало задержание мэра Инты Владимира Киселева.
«Сами по себе задержания главы муниципальных образований являются проблемными, но всё же не фатальными инфоповодами для губернаторов, — отметил политолог. — Есть немало примеров, когда и после таких событий главы субъектов РФ получали одобрение Центра при выдвижении на новый срок. Тем не менее у Владимира Уйбы есть немало других факторов уязвимости. К ним можно отнести как ярко выраженный протестный характер и социально-экономические проблемы республики Коми, так и негативный федеральный резонанс вокруг сюжетов, которые в предыдущие годы были связаны, в том числе с руководством региона. Стоит учитывать, что, например, на выборах в Госдуму-2021 «Единая Россия» в Коми лишь довольно незначительно опередила КПРФ (29,44% против 26,88% голосов). Можно отметить, что региональную группу списка «Единой России» тогда возглавлял Владимир Уйба. А победителем по Сыктывкарскому одномандатному округу тогда стал кандидат от Компартии Олег Михайлов. Федеральный резонанс в предыдущие годы получали конфликты главы республики с тем же Олегом Михайловым, а также некоторые другие сюжеты (например, появление видеозаписи о споре главы региона с сотрудником полиции по поводу парковки в апреле 2023 года). Многие решения региональных властей неоднократно встречали весьма активное сопротивление местных элит».
Владимир Уйба традиционно упоминается многими экспертами как один из наиболее уязвимых губернаторов из тех, чьи полномочия истекают в 2025 году, заметил директор аналитических проектов Агентства политических и экономических коммуникаций.
«Осенью, когда многие ожидают новых ротаций в губернаторском корпусе, слухи об отставке действующего главы Коми, вероятно, вновь активизируются. В то же время на фоне проблем региона новый руководитель также столкнулся бы с риском быстро набрать «негативный багаж». Поэтому вполне вероятно, что Центр будет не форсировать замену главы республики, а, напротив, может назначить нового врио незадолго до официального старта кампании по выборам руководителя региона, возможно, даже в апреле-мае 2025 года. Вспомним, что и сам Владимир Уйба в 2020 году был назначен на пост врио главы республики в начале апреля», — заключил Михаил Нейжмаков.