“Когда ты, музыка моя, играя,
Приводишь эти клавиши в движенье
И, пальцами так нежно их лаская,
Созвучьем струн рождаешь восхищенье”.
Голландский художник Корнелис Ле Мэр позаимствовал эти слова из сонета 128 Шекспира, чтобы украсить ими один из клавикордов в стиле XVII века, который он сконструировал и который теперь украшает его дом. Посещение этого дома нелегко забыть. Да и у самого художника внешность довольно запоминающаяся: он похож на мужчину с картины Рембрандта, с волосами до плеч, усами и козлиной бородкой, одетый по моде голландского Золотого века.
Интерьер дома так же удивителен, как и его владелец: его коллекция музыкальных инструментов поистине поражает воображение, как и количество текстиля, которое он привёз из своих путешествий по Ближнему Востоку и Индийскому субконтиненту.
В прессе его часто описывают как потустороннего духа, который продолжает писать в стиле старых голландских мастеров, отвергая большинство более поздних художественных стилей. Корнелис Ле Мэр, без сомнения, "Паганини кисти" - тот, кто создаёт натюрморты, пишет портреты и пейзажи так, словно он современник Халса, Вермеера и Рейсдаля, имея наглость повернуться спиной к художественным стилям своего времени. Родившемуся в 1944 году в городе Эйндховене, “Сиесу”, как его называют друзья, изначально не было предначертано стать художником. Он был плохим учеником и проявлял больший интерес к игре на гитаре.
На пике эры хиппи он собрал чемоданы и переехал в Антверпен, чтобы учиться в Королевской академии изящных искусств. Днём он изучал живопись под руководством Виктора Долфина, а по вечерам его можно было встретить в кафе на Грунплаатс, где он играл на гитаре в блюграсс-бэнде. “Долфин был приятным человеком и умным художником, который специализировался на натюрмортах и портретах, - говорит Ле Мэр, - но я ничему у него не научился, всё пришлось постигать самостоятельно.”
Глядя на натюрморты Сиеса, становится ясно, что в своём мастерстве он приближается к виртуозности великих художников, таких как Виллем Клаас Хеда, Геррит Доу и Жерар Тер Борх, хотя в его творчестве проявляются и другие влияния: некоторые из его обнаженных женщин выполнены в стиле, напоминающем романтизм Жана-Огюста-Доминика Энгра XIX века. Независимо от того, хвалят его или нет, восхищаются им или высмеивают, ничто не помешает Ле Мэру выразить свое сугубо индивидуальное видение красоты. Это отражается и в интерьере его весьма специфичного дома. На протяжении многих лет он обогащал его декором и текстилем из Индии, а также плиткой из древней Персии.
Он продолжает свою охоту за сокровищами и уже наполнил фермерский дом, в котором уже прожил почти полвека, вазами, тарелками и другой керамикой, постепенно превращая его из простого сельского жилища в пещеру Аладдина.
Он покрыл нишу в своей ванной антикварной плиткой из Исфахана, самостоятельно изготовил мебель, в том числе типичную голландскую кровать-футляр и шкафы, и даже обустроил зимний сад. В последние годы он пробовал свои силы в создании копий старинных мандолин, гитар и шарманки, образцы которых можно найти по всему дому. “Я не уверен, что их звучание идеально, но они выглядят аутентично, и это то, чего я пытался добиться”, - рассказывает художник. Рядом с инструментами выставлены композиции с человеческими черепами, которые служат моделями для его картин в жанре ванитас.
Корнелиса Ле Мэра не беспокоят критики, которые называют его работы старомодными и пассеистичными. Коллекционеры, борющиеся за его картины, явно придерживаются другого мнения и восхищаются им за упорство, с которым он продолжает плыть против течения. Они утверждают, что художник, его работа и его дом - это одно целое, и что он не смог бы жить и писать в стерильной обстановке в современном стиле.
Дом Сиеса - это настоящая мастерская, где пузатая чугунная печь, расшитая блёстками шаль и продавленное плетёное кресло создают соответствующую эстетическую атмосферу.
Художнику скоро исполнится 80 лет, и хотя его друзья и поклонники настаивают на праздничном мероприятии, он пока не хочет отмечать эту веху в своей долгой и продуктивной жизни. Сиес чувствует себя совершенно спокойно, когда пишет в углу своей гостиной. Он наслаждается чашкой чая с сэндвичем на кухне, прогулкой по своему заросшему участку, который он с гордостью называет садом, и обществом своих верной дворняжки и курицы-наседки, считающей себя матерью котят, которых она согревает в своём гнёздышке. Корнелис Ле Мэр - счастливый человек, довольный жизнью в голландской сельской местности, вдали от обезумевшей толпы.
ARTEFACTORU - это не просто блог об интерьерах, но и галереи индийской мебели и декора ручной работы. Аутентичную мебель вы можете найти у нас, посетив сайт или галереи в Санкт-Петербурге и Москве.