Найти тему
Сибирский. Новостной

Енисейские кеты – народ, прибывший со звёзд, с генами индейцев

Оглавление

Люди с берегов сибирских рек, их язык, уклад и традиции

Енисейские кеты и американские индейцы – что у них общего? Что значит «кет» и чем он отличается от остяка? В чём кеты измеряют свой путь, где сегодня можно отыскать представителей этого малочисленного народа Сибири и почему женщина для них – «нечистое» существо? Ответы на эти и другие вопросы вы отыщите в статье.

На прошлой неделе «Сибирский. Новостной» представил своему читателю новую рубрику, обязавшись знакомить его с интересными фактами из жизни коренных народов Сибири. Самобытных, уникальных, но, увы, малочисленных. Мы уже рассказали о происхождении алтайцев и традициях, которые они бережно хранят. Сегодня же речь пойдёт о кетах – народе, который живёт на севере Красноярского края с первого тысячелетия нашей эры, кормится охотой и рыбалкой, и говорит на вымирающем языке.

Численность кетов, согласно переписи населения на 2010 год составляла 1200 человек, по данным, опубликованным в 2020-м – 1088 человек. Проживают они дисперсными группами в Туруханском и Эвенкийском районах Красноярского края, небольшая часть – в Томской области.

Кеты – это и остяки, и немного индейцы

На самом деле, енисейскими остяками кетов звали вплоть до 20-х годов прошлого столетия. Хотя во времена активного освоения сибирских земель так звали почти всех северных коренных жителей (эвенков, селькупов, хантов), вероятно, от нежелания разбираться, кто есть кто. Название «кет» происходит от слова, значение которого простое и понятное – «человек».

-2

Семьи кетов исторически вели кочевой образ жизни, но после того, как XVII веке их обложили «пушным налогом», сменили уклад и осели / Фото из архивов Краеведческого музея Туруханского района

Чистокровные кеты низкого роста (около 140 см), субтильные, смуглые. У них светлые глаза – голубые или серые, тёмные плотные прямые волосы, покатое переносье, развитые надбровные дуги. Внешне обладатели монголоидных черт похожи на южноамериканских индейцев. Оказывается, неслучайно.

-3

Фото из humus.livejournal.com

Учёные исследовали гены кетов, придя к удивительному заключению: кеты и индейцы имеют общих предков. Часть из них, полагают они, во времена древних миграций смешались с угроязычными тюркско-самоедскими народами и кочевыми племенами, пришедшими из Азии, расселившись по верховьям Енисея, часть – перешла по Берингову Мосту из Европы в Америку. Удивителен и язык кетов. Он является «изолятом», так как в нём не прослеживают сходства с языками племён-соседей. Однако это сходство находят в речи народов, населяющих Центральную и Юго-Восточную Азию, в китайском и японском языках.

На этом интересные факты о традициях кетов не заканчиваются. Их одежда состояла из нательной рубахи и штанов из выделанной оленьей шкуры, зимой носили стёганную парку (именуемую бэсем) из беличьих шкур мехом внутрь, или из шкур оленей (она называлась кат). Ничего, что вас бы удивило. Куда более интересно узнать о причёсках кетов, которые наделялись смысловой нагрузкой. Так, дети носили волосы распущенными, вступая в юношескую пору начинали заплетать их в косу с одной косоплёткой. Мужчины по-прежнему носили косу, а замужние женщины – две косы, вплетая в них украшения с бусинами. Если вы увидели у взрослой женщины распущенные волосы, значит, она вдова.

Семья: быт и уклад

Кеты, судя по всему, всегда ценили семью, но при этом женщина в семье не имела ни слова, ни веса, ни авторитета. Причина, конечно, во многовековых традициях и религии.

Итак, жили кеты в землянках и переносных жилищах, схожих с ненецким чумом. По-кетски такое жилище называется «кус». Кусы составляли небольшие поселения – рядом все родственники. В чуме – одно- или двух-поколенная семья, детей в которой немного. Старший сын позже отделится и построит своё жилище, дочери уйдут к мужьям, а младший сын унаследует имущество родителей. Мужчина брал на себя роль главы семьи, а женщина – все заботы по хозяйству. В ней ценились лишь трудолюбие, кротость и владение ремёслами. Ну, может быть, была ещё одна полезная функция – женщина рожала детей.

Почему такая социальная несправедливость, спросите вы? Кеты верили, что мир делится на три части: верхний (небесный), средний (людской) и нижний (подземный). Все они были населены плохими и хорошими духами. Согласно легендам, есть добрый небесный дух Есь, один из главных создателей земли, и его злая жена Хоседэм. По одной версии, она в чём-то провинилась перед мужем и была изгнана им с неба, по другой – сама ушла от Еся к Месяцу. С тех пор Хоседэм превратилась в олицетворение зла, а заодно все женщины стали считаться «нечистыми» существами. Есть подозрения, что на автора сей незатейливой сказки наложила отпечаток личная семейная трагедия. Но после этого легенда ушла, что называется, в народ.

В общем, глава семьи ходит на охоту, предварительно обкурив лук – таким образом он избавляет его от духа женщины, добывает дичь. Желательно, лося или оленя. А задача женщины простая – доставить тушу домой и разделать её, не повредив ни костей, ни суставов, ни сухожилий. Это следует делать для того, чтобы у животного была возможность возродиться. Такая вот деликатность по отношению к душе!

Религия и промыслы кетов

Собственная теория о происхождении народа у кетов звучит вполне честолюбиво: они считают, что прибыли на землю со звёзд. Несмотря на то, что миссионеры активно вовлекали кетов в основы христианской религии (причём, небезуспешно) они продолжали верить в то, что всё окружающее создано Природой и имеет собственную душу – деревья, реки, скалы вокруг рек. И уж тем более живые существа, чьи качества способны перейти к человеку.

Например, если употребить в пищу мясо того или иного животного, можно получить его силу и ловкость. Глаза медведя, проглоченные целиком, дарили охотнику его бесстрашие и мощь, а съеденное сердце глухаря – осторожность этой птицы. С удовольствием охотились кеты и на боровую дичь. Мясо же лебедя, орла или гагары, согласно верованиям, употреблять в пищу не стоило – в этих птиц могли превращаться шаманы. А кеты, вероятно, боялись по ошибке какого-нибудь шамана съесть.

-4

Рыбу можно было есть безо всяких предостережений / Фото: dzen.ru / «ЭтноМы»

Кроме охоты, у кетов всегда было (и остаётся) ещё одно традиционное занятие – рыболовство. Не напрасно же они селились по берегам рек Курейка, Подкаменная Тунгуска, Турухан, Нижняя Тунгуска, Елогуй. Даже свой путь кеты измеряют в реках, и у встречного спросят: «Сколько рек ты прошёл?».

Кеты хранят язык и традиции предков

Современные кеты, хоть и малочисленный народ, стараются хранить свои традиции. Многие представители этой народности стараются возрождать традиционные ремёсла – при домах культуры теперь возникают клубы по вышивке бисером и созданию сувениров из меха. Кроме того, важной задачей кеты считают сохранение родного языка – его носителей осталось немного, всего 150 человек.

А в селе Келлог, ежегодно проводится традиционный кетский праздник День реки. Это своего рода приветствие реке, которая является кормилицей, дарит им здоровье и благополучие, после её долгого нахождения подо льдом. В честь этого события проводятся спортивные состязания и традиционные гонки на самодельных лодках – «ветках».

-5

Традиционный День реки в с. Келлог Туруханского района Красноярского края/ Фото: Агентство по развитию северных территорий

Сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера – задача, которая решается и на государственном уровне в том числе. Мы же, рассказывая об их традициях, вносим свою небольшую лепту. А попутно сами становимся духовно богаче! В следующем материале рассказ пойдёт о шорцах – тюркском народе, который живёт в Кемеровской области. Следите за публикациями.

Наталья Смирнова

Главное фото: dzen.ru / «Разные мы – планета одна»