Труднодоступный и великолепный — особняк Кельха таит в себе прекрасно сохранившиеся сокровища начала 20 века. Делюсь фотоотчетом.
Посчастливилось, наконец, попасть в Особняк Кельха на Чайковского, 26. Некоторые удивляются, когда я говорю, что попасть туда непросто, но у меня не получалось 2 года. И вот поймала место на экскурсию. Внутри находится Дом Юриста, поэтому пускают только с гидом и по записи.
Здание особняка Кельха притягивает взгляды своей загадочной эклектичностью. Получивший свой сегодняшний облик ещё на рубеже XIX и XX столетий, он отражает всю противоречивость этого периода и настроений своих владельцев: здесь и барокко, и ренессанс, и готика, и как будто даже еле заметные проблески модерна. Поэтому внимание на него обратит каждый, кто хоть немного смотрит по сторонам на петербургских улицах, а не только себе под ноги или в смартфон.
История этого сооружения, сегодня известного горожанам как Дом юриста, берет начало в 50-е годы XIX века. Именно тогда архитектор Александр Кольман построил двухэтажный мини-дворец для греческого консула Ивана Кондоянаки. Первоначально фасад был оформлен в стиле необарокко, следы которого и в 20-е годы XXI века можно без труда найти. Но уже спустя 35 лет особняк начали перестраивать.
В 1896 году владельцами здания на Сергиевской стали Александр и Варвара Кельх. При них появился третий этаж (его видно только со стороны двора), переоформили фасады и интерьеры. Всё это было бы невозможно без архитекторов Василия Шене, Владимира Чагина и Карла Шмидта. Но и изысканный (а местами даже экстравагантный) вкус Варвары Петровны тоже сыграл свою роль. Вот какие наставления она давала архитекторам:
«Чтобы дом напоминал средневековые замки, но не был исключительно готичным или, скажем, возрожденческим. Сделайте нечто… разнообразное, чтобы при одном только взгляде на здание дух захватывало»
Задачу эту выполнить точно удалось.
Фасад здания, расположенного вдоль красной линии улицы, выполнен в стиле французского ренессанса, с использованием песчаника красного и светло-серого оттенков. Дворовый фасад же оформлен в готическом стиле.
Центральным элементом сада и настоящим центром притяжения стал ажурно-готический павильон. Проездные ворота облицованы светло-серым и желтоватым известняком. Симметричная композиция фасада вдоль красной линии включала и эркеры над воротами и входом, расположенные под треугольными фронтонами. Однако правый эркер был разрушен во время Великой Отечественной войны в результате бомбардировки и так и не был восстановлен.
Но главные причины для «захватывания духа» всё-таки внутри. Заглянем?
Интерьеры
Роскошные интерьеры дома этой дворянской семьи удивляли всю столичную аристократию 1900-х годов. И до сих пор дают простор для фантазии и вдохновения. Залы особняка Кельха выполнены в разных художественных стилях — ренессанс, рококо, готика. Такие противоположные по своему настроению, они удивительно гармонично сочетаются друг с другом. Кстати, в отделке использовались только самые дорогие природные материалы – от мрамора разных цветов до дуба и позолоты. Здесь много лепнины, резьбы, скульптуры. А если вспомнить о том, что семейство Кельх было постоянным клиентом фирмы Фаберже, заказывало знаменитые пасхальные яйца, столовые приборы и украшения, то интерьеры заиграют ещё более яркими красками.
Вестибюль и лестница
Сразу при входе в особняк у посетителя может начать кружиться голова от всего великолепия. Пока поднимаешься по мраморной лестнице, смотришь на картины, развешанные по стенам, и на потолок, украшенный арабесками и лепниной в виде лаврового венка. Белый мрамор резко контрастирует с деревянными панелями розового и коричневого оттенков, сама же лестница охраняется драконами и пьедесталами с вазами и прочими скульптурами. Что же, внутри особняка нас ожидает много удивительных сочетаний.
Зал приемов
Это помещение кажется проходным и как будто контрастирует по убранству с парадной лестницей. Но именно здесь раньше принимали гостей. И все же тут есть, на что обратить внимание: скульптурные группы над дверными проемами аллегорически связаны с историей семьи, а живописный плафон «Истина, Слава, Миролюбие и Правосудие, изгоняющие зависть» на потолке, прекрасно сохранившийся, отдает дань памяти варваре Петровне, занимавшейся благотворительностью.
Белый зал
Самая романтичная и дышащая свежестью зала особняка оформлена в стиле второго рококо. Светлый мрамор, лепнина и зеркала, позолоченные светильники вдохновляют то ли на чтение поэм, то ли на вальсирование под скрипку. На потолке нас снова встречает живописное панно, на этот раз с поучительным названием «Истина, Слава, Миролюбие и Правосудие, изгоняющие зависть». Скульптурная композиция над дверью создана в соответствии с древним сюжетом и изображает богиню Амфитриту, окружённую различными морскими существами. А мраморные статуи «Утро», «Полдень», «Вечер» и скульптурный горельеф под названием «Пробуждение весны», тоже расположившиеся в белом зале, создала скульптор Мария Диллон.
Ореховый кабинет
Сюда можно попасть из Белого зала (и снова этот контраст светлого и темного оттенков!). Главное украшение этого помещения – камин из лабрадорита, повторяющий камин в в ратуше Брюгге. Окна кабинета же выходят во внутренний двор в готическом стиле.
Готическая столовая
Если честно, именно фото готической столовой вызывали страстное желание попасть в особняк. Столовая расположилась на втором этаже дворового крыла и своим настроением отправляет нас прямиком в средневековье. Мебель, резные панели, двери – из орехового дерева, посередине залы – массивный камин, который нужно было топить целыми поленьями, на полу – паркет, декорированный фигурами львов и орлов, на потолке – фантазийная лепнина, а восемь витражных окон (которые, кстати, делали в рижской мастерской Эрнеста Тоде) с вариациями на тему рыцарских времен, но с портретами хозяев и детей, добавляют помещению загадочности и романтичности. Кстати, обеденная группа столовой была рассчитана на 32 персоны. Для нее заказали серебряный столовый сервиз Фаберже.
Вот такой экскурс в Особняк Кельха, как вам интерьеры? Говорят, попасть сюда можно через «Открытый город». Но я как ни заходила, не видела наборов на экскурсии, либо не успевала. Так что надо ловить.