Итальянский живописец из Умбрии Бернардино Пинтуриккьо, живший в эпоху Возрождения (XIV- XVI века) оставил о себе неоднозначную славу. Его не признавали коллеги по цеху, последующие поколения тоже критически оценивали его произведения.
Спустя несколько столетий в творчестве Пинтуриккьо продолжают находить недостатки, но скепсис все равно сменяется неподдельным восхищением его своеобразной монументальной живописью.
Слева: Портрет мальчика, Пинтуриккио (некоторые считают, что это портрет Чезаре Борджиа в возрасте 11-12 лет), справа: автопортрет самого художника
Для людей, кто мало интересуется церковной живописью, одна из работ Пинтуриккио должна быть все-таки узнаваемой. Это «Портрет мальчика», (1500 г.), который даже появился в одном из советских фильмов «Достояние республики».
Кстати, найдите на фреске "Благовещенье" этот автопортрет художника!
"Благовещенье" Пинтуриккио, Капелла Бальоне, Санта Мария Маджоре, Спрелло, Италия
Многозначное прозвище
Пинтуриккьо или Пинтуриккио – это не фамилия художника. На самом деле его звали Бернардино ди Бетто ди Бьяджо. Он родился ориентировочно в 1454 году (точная дата неизвестна) в Перудже Умбрийской провинции.
Апартаменты Борджиа в Ватикане, Святая Барбара сбегает из башни, Пинтуриккио
О его семье, детстве и юности практически ничего неизвестно. Первая документальная запись¸ где упоминается этот живописец, появилась только в 1481 году, когда художнику было около 27 лет, в реестре гильдии художников Перуджи.
Пинтуриккио, Мученичество Святого Себастьяна, апартаменты Борджиа в Ватикане
Бернардино называли и талантливым маляром, и придворным летописцем, и маленьким художником. В последнем звучит не только указание на его низкий рост, но и уничижительное признание его малозначительных, как казалось современникам итальянского живописца, произведений.
Юпитер и Юнона, Пинтуриккио, апартаменты Борджиа, Ватикан, как и все фрески апартаментов эта украшена золотом и написана с использованием ляписа (очень дорогой голубой краски)
Прозвище Пинтуриккьо он мог получить по разным причинам. Некоторые исследователи считают его переводом выражения pittore ricco – «богатый художник или маляр». Одновременно в этом есть двойной смысл – как «неумелый художник». Существует также версия, что Pinturicchio означает «маленький художник».
Творчество для богатых
Пинтуриккио – это тот самый пример, вполне приемлемый и для сегодняшней жизни, как обладая не самым великим талантом, можно найти свою удачную нишу и хорошо зарабатывать.
Фреска «Воскресение Христа» в апартаментах Борджиа в Ватикане
Выполненные им монументальные фрески, роспись интерьеров дворцов, апартаментов и храмов позволили ему быть в самой гуще событий. У него всегда были богатые обеспеченные заказчики, которым он смог угодить, – вся церковная элита, начиная от глав католической церкви Александра VI Борджиа и Пия II, Энея Пикколомини.
Пинтуриккьо фрески аппартаментов Борджиа, слева: Папа Александр VI Борджиа, справа: его дочь Лукреция Борджиа. Спасибо художнику мы можем увидеть лица знаменитых персонажей истории.
Пинтуриккьо оставил след в истории, прежде всего, как мастер фресок, над которыми он работал в разных городах Италии. Например, в Риме он вместе со своим учителем Пьетро Перуджино расписывал интерьер Сикстинской капеллы в Ватикане. Влияние Перуджино будет ощущаться во многих работах Пинтуриккьо.
Лукреция Борджиа, Пинтурикьо и Рафаэль Санти (Рафаэль в черном берете), спасибо художнику, мы можем видеть лица Лукреции и Рафаэля
Самой известной работой маленького художника считается роспись апартаментов Папы Римского Александра VI, Родриго Борджиа в Апостольском дворце в Ватикане.
Фрески Пинтуриккьо в апартаментах Борджиа в Ватикане, слева: Вознесение Богородицы, справа: поклонение волхвов. Здесь влияние Перуджино просто очевидно: Ангелы и композиция произведений просто копия Перуджино.
Заказ расписать в Ватикане Апартаменты Борджиа Пинтуриккио получил лично от Папы по протекции как раз Чезаре. Это было в 1492 году.
Не менее знамениты также и росписи библиотеки Папы Римского Пикколомини в сиенском соборе Сиены, изображающие ряд событий из жизни папы Пия II. Мне эти фрески нравятся значительно больше ватиканских.
Умер от расстройства
Пинтуриккио скончался в 1513 году в городке Сиена в регионе Тоскана в уже довольно преклонном возрасте. Существует почти анекдотическая версия его смерти, изложенная известным писателем-искусствоведом XVI века Джорджо Вазари в его знаменитых жизнеописаниях.
Фреска Пинтуриккио в церкви Санта-Мария-ин-Арачели в Риме
Весьма востребованному у VIP-персон живописцу заказали роспись алтарного образа Рождества Девы Марии для базилики Сан-Франческо в Сиене. По предъявленному "райдеру" художника монахи обязались предоставить ему келью для проживания и работы, полностью освободив ее от всех предметов.
Пинтуриккио. Спор Иисуса с фарисеями. Вы только посмотрите на перспективу и яркие цвета, а мелкие детали!!!
Правда, они не смогли вынести оттуда громоздкий старинный сундук. Это не понравилось Пинтуриккио. Характер к старости у него был своенравный и сварливый. Он учинил скандал, заставив все-таки вынести сундучище.
Пинтуриккио, Поклонение волхвов, Капелла Бальоне, Спелло.
При выносе деревянного сундука монахи умудрились сломать одну из его досок. Оттуда высыпались деньги, сумма по тем временам немалая: 500 дукатов, на такие деньги можно было спокойно жить не один год.
А теперь только деталь фрески "Поклонение волхвов" Пинтуриккио, Какая "прическа" на хвосте лошади! Вот за такие детали я люблю Пинтуриккио!
Это обстоятельство так расстроило Пинтуриккио, вполне имевшего шанс присвоить себе эти деньги, что уже больше ни о чем не мог думать и в такой великой печали от расстройства умер.
Что не так на фресках Пинтуриккио?
Одним из первых критиков Пинтуриккио был искусствовед Джорджо Вазари. Он писал, что его фрески лишены меры и вкуса, в них из-за желания угодить богатым заказчикам слишком много декоративности, украшательства, орнаментов, позолоты и лазури.
Как эти детали фресок отличаются от фресок в апартаментах Борджиа! Опять красивый круп лошади!
Последующие критики отмечали бесплотность фигур на фресках, отсутствие драматургии, нарушенную анатомию человеческих тел. Даже находили, что многие лица, особенно женские, копируют друг друга из одной фрески в другую.
Русский искусствовед XX века Александр Бенуа называл фрески Пинтуриккио пустоватыми, наивными, достаточно условными и полным подражанием своего учителя художника Пьетро Перуджино
Но такое впечатление производят фрески, если их рассматривать каждую в отдельности.
Пинтуриккьо, деталь фрески в Дуомо Сиены
Критиковать художника можно до тех пор, пока не увидишь своими глазами великолепную ошеломляющую библиотеку Пикколомини в Сиене с фресками Пинтуриккио. На фресках изображены разные сюжеты.
Фрески на стенах библиотеки Пикколомини с Дуомо города Сиена в Италии
События из жизни Пикколомини, начиная со службы секретарем итальянского епископа во время поездки в Базель на собор до назначения папой и смерти в Анконе, когда он пытался организовать крестовый поход против турок. В центре библиотеки находится группа статуй, известная как «Три Грации», римская копия III века более ранней эллинистической работы.
Еще фрески Пинтуриккио в библиотеке Дуомо в Сиене.
В едином комплексе роспись стен и потолков, созданная рукой Пинтуриккио, производит завораживающее впечатление, очаровывая солнечными красками, блеском золота и роскошными орнаментами «талантливого маляра», как прозвал маленького, глуховатого итальянца Александр Бенуа.
Не все однозначно с оценкой творчества признанных, казалось бы, мастеров Возрождения. Пинтуриккио пользовался огромным успехом у заказчиков и ценителей фресковой живописи, но «свои» его за великого художника не признавали. Да и среди потомков, что оценивают творчество этого итальянца, мнения расходятся, произведения Пинтуриккио, с одной стороны, критикуются как неглубокие, непродуманные и безвкусные, с другой – признаются полными неповторимого очарования.
Художник, который творил наравне с Рафаэлем
Пинтуриккио. Автопортрет
Про детство и юность Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, прозванного впоследствии Пинтуриккио, почти ничего не известно. Он родился около 1454 года в Перудже, главном городе Умбрии – области в самом центре Апеннинского полуострова. Умбрийскую школу живописи до некоторых пор считали провинциальной, называя ее одним из ответвлений сиенской, но уже при жизни Пинтуриккио взгляды на нее изменились.
Откуда появилось прозвище Пинтуриккио – точно не известно, возможно, от pittore ricco, что значит «богатый художник», либо – «неумелый художник», либо – «маленький, невысокий».
И то, и другое, и третье соответствовало действительности – отличаясь от своих соотечественников и земляков манерой живописи и стремлением скорее угодить заказчику, чем создать гениальное произведение, Пинтуриккио пользовался славой выдающегося художника – как среди современников, так и позже.
Пьетро Перуджино. Автопортрет
Первым его учителем был умбрийский мастер Фьоренцо ди Лоренцо, позже он обучался у Пьетро Перуджино, одного из самых прославленных живописцев Италии. В 1481 – 1482 годах Пинтуриккио помогал учителю расписывать фрески Сикстинской капеллы в Ватикане - вместе с Рафаэлем, Боттичелли, Синьорелли. Влияние Перуджино прослеживалось в творчестве Пинтуриккио на протяжении всей его жизни
«Вручение ключей Петру». Сикстинская капелла. Перуджино
Ученика заметили – семейство делла Ровере, к которому принадлежал и папа римский, пригласило Пинтуриккио украсить стены церкви Санта-Мария-дель-Пополо, чем художник и занимался до 1492 года. А позже пришел заказ на оформление покоев папы римского Александра VI, впоследствии носивших название "Апартаменты Борджиа", – пожалуй, самая известная из работ Пинтуриккио.
«Встреча Марии и Елизаветы». Фреска в Апартаментах Борджиа, Библиотека Ватикана
Во второй половине девяностых годов XV века Пинтуриккио вернулся в родную Перуджу. Слава востребованного столичного живописца сама находила ему новые заказы, многочисленные и весьма щедро оплачиваемые. Художник выезжал работать в другие города – Орвието, Сполето, Сиену.
В Сиене Пинтуриккио оформлял библиотеку, которую выстроил кардинал Франческо Тодескини-Пикколомини для книг своего умершего дяди, папы Пия II. Интерьеры библиотеки, которая является частью собора, и по сей день считаются одними из самых совершенных во всей Тоскане.
Художник окончательно осел в этом городе – там он женился и завел детей. Без заказов не обходилось – он, в числе прочего, разработал рисунок напольной мозаики Сиенского собора, расписывал резиденцию правителя Сиены Пандольфо Петруччи.
Библиотека Пикколомини
Удивительно, но всей своей востребованности у самых влиятельных аристократов Италии и глав католической церкви, Пинтуриккио приобрел славу не столько художника, сколько умелого декоратора. Во многом этому способствовали отзывы первого искусствоведа Джорджо Вазари, который, сам будучи художником, описывал манеру умбрийца как лишенную меры и вкуса в создании фресок. Пинтуриккио якобы слишком стремился угодить заказчикам, принося в жертву этому стремлению качество работы. Произведения отличались чрезмерной декоративностью, украшательством, при работе Пинтуриккио много, избыточно использовал орнаменты, лазурь, позолоту.
Фреска «Воскресение Христа»
Из-за этого интерьер производил впечатление «богатого», роскошного, выполненного с размахом. Но фигуры на фресках были бесплотны, чересчур безмятежны, сцены лишены какой-либо драматургии, а в целом творчество Пинтуриккио часто называли безвкусным, рассчитанным на не слишком утонченных натур. Разумеется, в своей работе художник прежде всего исходил из пожеланий заказчиков – а тем нравились роскошь и великолепие, которыми буквально дышали расписанные художником интерьеры.
Синяя краска в те времена была очень дорогой, поэтому роскошными цвета были не только с точки зрения художественного эффекта
Но даже критики его наследия признавали тот неповторимый эффект, которым славились произведения Пинтуриккио. Александр Бенуа, русский историк искусства, писал, что каждая фреска в отдельности представляет собой нечто «пустоватое, наивное и условное». При всем этом он соглашался, что интерьеры целиком производят чарующее впечатление, завораживают яркими красками, обилием золота и изощренными орнаментами. Эта неоднозначность оценки творчества Пинтуриккио дала ему еще одно прозвище – «талантливый маляр».
Фреска Пинтуриккио в церкви Санта-Мария-ин-Арачели в Риме
Кстати, гротески – декоративные мотивы с причудливыми элементами и композицией – разрабатывались итальянцами на основе античных, римских росписей. Благодаря таким орнаментам тяжелые сводчатые помещения превращались в легкие ажурные павильоны.
«Портрет мальчика»
Но для людей, не слишком близко знакомых с фресковой живописью Пинтуриккио, одна его работа стала по-настоящему узнаваемой. Это «Портрет мальчика», написанный около 1500 года, одно из немногих произведений станковой живописи художника и один из немногих портретов, вышедших из-под его кисти.
«Портрет мальчика»
Кто изображен на этом портрете – неизвестно. Нет сведений и о заказчике. На холсте зритель видит мальчика-подростка – уже не ребенка, но еще не взрослого.
Вопреки своему обыкновению, Пинтуриккио не стал перегружать картину деталями, не стремился сделать ее «по-богатому». Цвет камзола приглушен, отчего он воспринимается как плоское красное пятно, не уводя внимание от лица. Перспектива несколько нарушена, кажется, что пейзаж на заднем плане как будто «выталкивает», выдавливает человека из холста. Так фигура мальчика приобретает особенную осязаемость.
Лицо выписано очень тщательно, поза мальчика напряжена, но при этом он не кажется статичным – наоборот, живым, реальным, полным обаяния. В чертах мальчика очень гармонично сочетаются упрямство и неуверенность, самостоятельность и беспомощность, дерзость и смирение.
«Мальчик в голубом» - картина из кинофильма «Достояние республики»
«Портрет мальчика» любопытным образом оказался задействован в сюжете советского фильма «Достояние республики». Там это произведение работы Пинтуриккио, якобы похищенное злоумышленниками, носит название «Мальчик в голубом». И действительно, камзол на картине уже голубой, а не красный. Почему создатели фильма прибегли к такому приему – неизвестно. Возможно, ввести в сюжет картину в ее настоящем, оригинальном виде, показалось неуместным – ведь подлинник благополучно хранился в Дрезденской галерее.
Благодаря Перуджино и Пинтуриккио умбрийская школа живописи вышла на новый уровень. Еще один земляк "талантливого маляра" был тому причиной - Рафаэль, которого не может не знать культурный человек.
Saint Bartholomew by Pinturicchio
Довольно интересный художник, своеобразный, но на нем видно, на чем ломается гармония Возрождения. Бернардино ди Бетто, или Бенедето ди Бьяджо родился в Перудже, и он такой яркий представитель, один из ярких представителей умбрийской школы.
Palazzo colonna, appartamento della principessa isabelle, sala della fontana, affreschi del pinturicchio e bottega
Как и у многих художников Возрождения, Пинтуриккио — это не имя, это прозвище, что значит «маленький художник». Так прозвали его из-за маленького роста. Но по другим версиям, это имя можно перевести как «маляр» или «плохой художник, мазила». Он получил признание, преимущественно, как мастер монументальной живописи и как человек, которого щедро оплачивали богатые заказчики. Он пользовался любовью очень богатых представительных людей, как папы, например, папы Александр. Для папы Александра VI он сделал апартаменты Борджиа, для папы Пия II, Энея Пикколомини, — его библиотеку. Он вошел в круг церковной элиты.
Мадонна с Младенцем и ангелами. 1488–1490
Фреска. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Дворец приоров, Перуджа
О ранних годах жизни Пинтуриккио ничего не известно. Даже дата его рождения определяется очень приблизительно. В большинстве источников указывается 1454 год или около того. Первые документальные свидетельства — это запись в реестре гильдии живописцев Перуджи 1481 года.
Santa Maria del Popolo Cappella della Rovere
В содружестве других мастеров он получает плату за роспись Дворца приоров в Перудже. Это первое упоминание о нем, и довольно, так сказать, скромное упоминание, потому что он сначала помогал и Перуджино, и другим художникам. И надо сказать, что слава Пинтуриккио своеобразна, потому что многие исследователи, особенно в начале XX века, когда стали по-настоящему открывать Ренессанс, относились к нему довольно прохладно, если не сказать хуже
Апофеоз св. Бернардина Сиенского. 1484–1486
Фрагмент фрески. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Капелла Буфалини, церковь Санта-Мария-ин-Арачели, Рим
Получается, что он был в стороне от жизни, но, исследуя его творчество, мы видим, что он не только не был в стороне от жизни — может, он и имел маленький рост и даже, может быть, был невзрачным, — но богатство его заказчиков и великолепно исполненные им фрески и росписи дворцов, апартаментов и храмов говорят о том, что он был в самой гуще событий. Так что такая характеристика не совсем соответствует действительности.
Похороны св. Бернардина. 1484–1486
Фреска. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Капелла Буфалини, церковь Санта-Мария-ин-Арачели, Рим
Капелла Буфалини
Впервые Пинтуриккио попадает в Рим в качестве помощника Перуджино в росписи Сикстинской капеллы и работает здесь вместе с Рафаэлем, Боттичелли, Лукой Синьорелли, то есть сразу, хотя и на вторых ролях, но он входит в круг первых художников эпохи. И надо сказать, что несмотря на то, что его роль была достаточно скромна, скорее всего, ему давали здесь как подмастерью орнаменты, какие-то детали, но все-таки его замечает папа, и он в Риме становится желанным гостем.
Но сначала он пишет фрески, уже как самостоятельный художник пишет фрески в базилике Санта Мария ин Арачели и пять лет расписывает капеллу Буфалини в этой базилике на Капитолийском холме. Это цикл фресок, связанный с жизнью святого Бернардина Сиенского, покровителя семьи Буфалини, заказчиков этой капеллы. Святого Бернардина очень любят в Италии до сих пор. Он прославился как борец с чумой, а уж тогда его любили именно потому, что чума тогда была таким бедствием, и, конечно, многие молились именно этому святому.
Santa Maria in Aracoeli (Rome), Altar of San Giacomo della Marca
И интересно, что в одной из сцен видно — это прощание со святым Бернардином, успение его — видно как раз влияние Перуджино. То есть он делает второй план, городской пейзаж, очень похожим на ту фреску, о которой мы говорили, «Передача ключей» в Сикстинской капелле. То есть он здесь выступает как такой истинный продолжатель Перуджино. И в пейзаже тоже он старается, конечно, подражать Перуджино. Ну вот капелла делла Ровере в церкви Санта Мария дель Пополо, тоже в римской церкви и тоже достаточно интересно им расписана.
Роспись Зала святых. 1492–1494
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513) и его мастерская. Апартаменты Борджиа, Апостольский дворец, Ватикан
Но самая известная его работа — это апартаменты Борджиа. В 1492 году Пинтуриккио приступает к росписи комнат в Ватиканском дворце. Названы они так в честь папы Александра VI, Родриго Борджиа. Благодаря протекции папы и его сына Чезаре Борджиа Пинтуриккио получил этот заказ.
Роспись потолка Зала сивилл. 1492–1494
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513) и его мастерская. Апартаменты Борджиа, Апостольский дворец, Ватикан
Будучи еще достаточно молодым, он действительно входит в этот круг и исполняет то, что хотели эти люди. Поэтому то, что часто ему ставят в вину как художнику, что он очень декоративен, что он перегружает свои фрески, свои росписи большим количеством орнаментов, золота, он часто вводил лепнину, даже мозаику в свои произведения, но я думаю, что это роль заказа. Вообще роль заказа очень велика в искусстве и средневековом, и Возрождения, да и сегодня тоже, особенно в церковном. Мы знаем, что роль заказа — просто 90% того, что получается в результате.
Благовещение. 1492–1494
Фреска. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513) и его мастерская. Зал таинств веры. Апартаменты Борджиа, Апостольский дворец, Ватикан
И действительно, то, за что не поощряли и до сих пор критикуют Пинтуриккио, я думаю, что идет от его заказчиков, которым хотелось, конечно, в своих капеллах, в своих апартаментах показать вот это богатство, богатство и власть, поэтому Пинтуриккио, как хороший исполнитель, все это умеет сделать. Но если вглядываться в его композиции, в лики, в то, как написаны фигуры, видно, что это неплохой мастер. Хотя, может быть, он не мастер уровня Перуджино и Рафаэля, но это все равно очень интересный мастер. Здесь мы видим этот авторский почерк.
Роспись капеллы Бальони. Ок. 1501
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Церковь Санта-Мария-Маджоре, Спелло
Очень интересна капелла Бальони в базилике Санта Мария Маджоре в Спелло. Здесь меньше, может быть, таких декоративных элементов, чем у Борджиа, но все равно тоже мы видим очень затейливые композиции. Он все-таки и мастер композиций. Здесь тоже он применяет те же, у Перуджино подсмотренные и найденные приемы соединения архитектуры, идеальной архитектуры с идеальным пейзажем, но есть и какие-то свои находки, свои изобретения.
Христос среди учителей. Ок. 1501
Фреска. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Капелла Бальони, церковь Санта-Мария-Маджоре, Спелло
Совершенно роскошная и, может быть, даже уместно роскошная, более уместная, чем в религиозных постройках типа капелл и храмов, красота в росписи библиотеки Пикколомини в Сиенском соборе. Это часть собора, но это именно библиотека. Как известно, папа Пий, Эней Сильвио Пикколомини, был известным гуманистом, писателем, книжником, собирателем, и вот роскошно устроенная библиотека соответствует как бы тому делу, которое он делал, потому что эта библиотека была не только для него, она была доступна для других людей. Вот здесь он уместен, со своим вот таким декоративным роскошеством.
Роспись библиотеки Пикколомини. 1502–1507
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513) и его мастерская. Сиенский собор
Интересно, что один фрагмент в росписи библиотеки – сцена, посвященная канонизации Екатерины Сиенской, которую как раз провел папа Пий II, папа Пикколомини. Здесь мы видим среди предстоящих людей двух юношей. Считается, что это портреты самого Пинтуриккио и Рафаэля, который помогал ему здесь как младший сотоварищ вот в этих росписях. И вообще больше всего, может быть, ему в этих композициях удаются такие нежные юноши, полуподростки, с их такой вот почти девичьей грацией.
Мадонна на троне в окружении святых. 1484–1492
Фреска. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Капелла делла Ровере, церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим
Мадонна с Младенцем. Фрагмент. Нач. XVI в.
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Пинакотека, Спелло
Ну, как и все итальянские художники, он, конечно, писал мадонн, и мадонны Пинтуриккио в данном случае совсем не похожи на мадонн Перуджино, хотя во многих вещах видно, что он следует за своим учителем, а вот мадонны его отличаются. Это не только потому, что здесь другая модель, но и другое как-то отношение.
Папа Пий II канонизирует Екатерину Сиенскую. 1502–1507
Фреска. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513) и его мастерская. Библиотека Пикколомини, Сиенский собор
Предполагаемые портреты Рафаэля и Пинтуриккио. 1502–1507
Фрагмент фрески. Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513) и его мастерская. Библиотека Пикколомини
Здесь вот его любовь к красивым вещам, к орнаментам, к роскоши находит какое-то оправдание, потому что одежды мадонн — они такие вот расшитые золотом. Она сидит часто на красивом троне, и здесь это все уже приобретает не просто вот какое-то богатство и роскошь, которым, скажем, кичился папа Борджиа, а такую действительно идею красоты и, может быть, чуть-чуть преувеличенной красоты и преувеличенной роскоши, но все-таки оправданной, потому что речь идет о красоте рукотворной.
Фрагмент фрески «Папа Пий II прибывает в Анкону». 1502–1507
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513) и его мастерская. Библиотека Пикколомини, Сиенский собор
Здесь уже не только человек и пейзаж, но еще подчеркивает красоту Мадонны вот эта рукотворная красота ее одежды, красивый трон и так далее. Но некоторые лики мадонн просто пленяют вот своей какой-то чистотой, красотой, внутренней целостностью. Поэтому не таким уж он был плохим художником, как часто его характеризовали.
Мадонна Мира. Ок. 1490
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Пинакотека Такки-Вентури, Сан-Северино-Марке
Портрет мальчика. Ок. 1500
Художник – Пинтуриккио (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Галерея старых мастеров, Дрезден
И, конечно, может быть, самый знаменитый его «Портрет мальчика», который находится в Дрезденской галерее, как раз говорит о том, что Пинтуриккио был хорошим художником, глубоким художником и много умел. Может быть, в камерных вещах ему это даже больше удавалось, хотя больше он работал по росписи стен. Но вот я считаю, что вот этот «Портрет мальчика» — это просто шедевр, потому что здесь все являет гармонию. Здесь проявляется и простота, которая была ему свойственна в не меньшей степени, чем стремление к декоративным украшениям, потому что и эта тонкая умбрийская природа, и этот юный мальчик с внимательным взглядом, который обращен немножечко внутрь себя, — все в гармонии. Поэтому имя Пинтуриккио, конечно, должно войти в ряд знаменитых художников Кватроченто, хотя, повторяю, к нему отношение часто чуть-чуть, может быть, пренебрежительное.
Pinturicchio, Virgin and Child, private collection
Вазари недолюбливал и Пинтуриккио. Вообще он ко многим художникам предыдущей эпохи относится несколько пренебрежительно, потому что он творил уже в более позднюю эпоху. Так, например, он пишет об обстоятельствах кончины художника в 1513 году:«Пинтуриккио заказали алтарный образ Рождества Девы Марии для Сиенской базилики Сан Франческо. По его требованию, монахи предоставили келью для проживания, причем художник настоял на ее полнейшей пустоте. Вынесли оттуда все, кроме огромного старинного сундука, так как перетаскивать его им казалось слишком громоздким
Pinturicchio - The Return of Odysseus
Однако Пинтуриккио, будучи человеком причудливым и своенравным, наделал столько шума, что братья, придя в отчаяние, решили наконец убрать сундук, и так уж им повезло, что, вытаскивая его, они выломали доску и из него высыпалось пятьсот дукатов казенного золота, и это так огорчило Пинтуриккио, пожалевшего добро бедной братии, и так он расстроился, что ни о чем больше не думал, и от этого умер».
Ну, конечно, это на уровне анекдота. Вряд ли художник, который, может быть, и склонен был брать большие заказы и хорошо зарабатывать, вряд ли бы прямо так на месте умер только оттого, что монеты ему не достались. Это, конечно, анекдот, далекий от реальности.
Явно Пинтуриккио и жил не напрасно, о чем свидетельствуют пусть немногие, но превосходные станковые его работы, которые, может быть, даже более интересны, чем монументальные, ну вот особенно этот «Портрет мальчика».
Хотя некоторым его современникам казалось, что слава художника незаслуженно преувеличена, и фортуна благоволит ему лишь только оттого, что «истинными своими чадами судьба считает тех, кто без помощи какого-либо таланта всецело от нее зависит, и что ей любо, когда по милости ее возвышаются те, кто пребывал бы в безвестности, если бы полагался только на собственные заслуги». Именно так объяснял для себя популярность Пинтуриккио у высокочтимых заказчиков не менее избалованный вниманием публики, но чрезвычайно тщеславный Вазари.
Работал он и во многих городах Италии — Перудже, Риме, Орвието, Сполето, Сиене. Наиболее известные росписи — в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, Апартаментах Борджиа и Сиенском соборе (библиотека Пикколомини). На его фресках часто появляются «гротески» (элементы растительного и архитектурного орнамента).
Borgia Apartment - Sala dei Misteri
Borgia Apartment - Sala delle Arti Liberali
Cappella Baglioni by Pinturicchio (Spello)
Cappella Basso Della Rovere
Cathedral (Siena) - Cappella di San Giovanni Battista
Cathedral (Siena) - Piccolomini Library
Chapel of the Bishop of Eroli
Coronation of Pius III by Pinturicchio
Madonnas by Pinturicchio