Найти тему

Батумский ботанический сад. Часть первая. Основание

Эта история о том, как сильное желание претворить в жизнь большое, нужное дело в сочетании с трудолюбием, знаниями, умениями, упорством приводят к достижению задуманного. Именно таким значимым результатом всей жизни Краснова Андрея Николаевича (1862—1915) стало создание Батумского ботанического сада.

Вид на Черное море со смотровой площадки Батумского ботанического сада
Вид на Черное море со смотровой площадки Батумского ботанического сада

Краснов с детства «болел» тропиками и субтропиками, в университете он рано начал научную деятельность, принимал участие в экспедициях, став преподавателем, он ввел курс общего землеведения и внедрил практику географических экскурсий со студентами.

Краснов был знаком с трудами Александра Гумбольдта и пропагандировал фитогеографию, связал её с классификацией климатов, рассматривал вопросы возможной акклиматизации культур растений, полезных человеку, в первую очередь субтропических.

Часть цветочной площади "Солнечная ночь"
Часть цветочной площади "Солнечная ночь"

В 1893 году он впервые посетил окрестности Батуми и оценил потенциал климата батумского побережья для акклиматизации культур. В 1894 году он публикует статью «Батумский край как русский уголок субтропической природы», а в 1895-1896 гг. в качестве ботаника и географа принимает участие в русской сельскохозяйственной экспедиции Удельного ведомства в Индию, Цейлон, Индо-Китай, Китаю и Японию (Чайной экспедиции). Целью экспедиции было изучение приёмов и способов разведения чайных культур, приобретение субтропических растений. Начальником экспедиции был Иван Николаевич Клинген, агроном, специалист по субтропическим культурам, в будущем один из основоположников чайной промышленности Российской империи.

Я не нашла информации как Клинген и Краснов взаимодействовали друг с другом, как будто они существовали в параллельных мирах, поэтому не буду касаться этого вопроса. Просто хочу отметить, что выращивание собственного чая было насущной экономической задачей для Российской империи, многие умы размышляли об этом, идеи как и где это можно осуществить «витали в воздухе». Профессор Андрей Николаевич Краснов благодаря своему широкому кругозору географа, ботаника, почвоведа, палеоботаника и опыту, полученному в многочисленных экспедициях на Востоке и на Западе, смог точно определить наиболее благоприятное место в Российской империи для акклиматизации субтропических культур.

Из экспедиции Краснов привез «двенадцать даров Востока»:

  • чай (Camellia sinensis),
  • мандарин (Citrus reticulata),
  • хурму (Diospyros),
  • бамбук (Bambusa),
  • масляное дерево, или тунг (Aleurites),
  • лаковое дерево (Toxicodendron vernicifluum),
  • восковое дерево (Toxicodendron succedaneum),
  • бумажное дерево (Broussonetia papyrifera),
  • рами (Boehmeria),
  • ямс (Dioscorea alata),
  • таро (Colocasia esculenta),
  • леспедецу (Lespedeza).

Все дары он высадил в районе деревни Чаквы, к северо-востоку от Батуми, растения прижились и хорошо развивались, что явилось неоспоримым доказательством идеи Краснова о подходящем климате Батумского побережья для акклиматизации субтропических растений.

Бамбуковый лес
Бамбуковый лес

После возвращения из экспедиции Краснов написал монографию «Чайные округи субтропических областей Азии» в 2-х томах, а также «Культурно-географические очерки Дальнего Востока». Через все его ботанические исследования красной нитью прослеживается взаимосвязь растительного и почвенного покровов, определяющая роль климатических условий.

В 1906 году организовывает при Харьковском ветеринарном институте ботанико-географический сад, продолжает преподавать, но в 1912 году уходит в отставку в связи с серьезной болезнью. Краснов переезжает в Батуми, посвящает остаток жизни (2.5 года!) основанию и организации ботсада. Его план был одобрен в правительственных кругах и Краснову предоставили выбранное им место и выделили деньги для формирования ботанического сада. 3 ноября 1912 года – дата основания Батумского ботанического сада.

Первым делом Краснов высадил эвкалипты, зная их способность вытягивать из почвы излишки воды. Еще в 1906 году он писал о проблеме болотистой местности, о малярии и других сопутствующих заболеваниях, от которых страдает местное население, переехав в Батуми, он ввёл фитомелиорацию болот Колхиды для улучшения качества жизни местных. До сих пор в Батуми и в пригороде растут высокие возрастные эвкалипты.

Старое дерево эвкалипта, такие деревья Краснов использовал для  фитомелиорации земель
Старое дерево эвкалипта, такие деревья Краснов использовал для фитомелиорации земель

Краснов подошел к организации Ботанического сада не как ботаник, а как географ и эколог. В начале 20 века было принято делать разбивку на участки по систематически близким растениям. Краснов же использовал прогрессивное на тот момент деление сада по фитогеографическим зонам. Используя разнообразный рельеф местности, создал уникальную ландшафтно-географическую структуру, расположив климатическими ярусами более пяти тысяч растений со всего мира. Вся его деятельность по организации ботанического сада неразрывно переплелась с его путешествиями и как бы служит их завершением. В Батумском саду были созданы отделы Чили, Австралии и Новой Зеландии, Америки, Европы, Японии, Китая.

Краснов привлек к сотрудничеству крупнейшие садовые и цветочные фирмы США, Японии, Китая, Австралии, ботаников со всего мира. Он выслал приглашение и убедил вернуться на родину выдающегося агронома Ясона Гордезиани, который успешно работал в те годы за рубежом во Франции и в Англии в знаменитых королевских садах Кью. Вернувшись, Ясон Давидович работает в Батумском ботаническом саду, параллельно проводит большую работу по озеленению Батуми. Под его руководством были осуществлены многочисленные посадки на Батумском бульваре, появилось 9 новых скверов, новый питомник экзотических растений.

На Батумском бульваре поставили памятник Ясону Гордезиани, трудолюбивому и неравнодушному человеку, который 50 лет своей жизни отдал  работе по озеленению и украшению Батуми и Батумского ботанического сада.
На Батумском бульваре поставили памятник Ясону Гордезиани, трудолюбивому и неравнодушному человеку, который 50 лет своей жизни отдал работе по озеленению и украшению Батуми и Батумского ботанического сада.

Краснов заложил плантации цитрусов и чая, других даров Востока и декоративных культур. Всего через год, в 1913 году он публикует статью «Батумский ботанический сад за первый год его существования» и демонстрирует на выставке в Петербурге богатый урожай хлопка и батата, выращенных в Батумском ботаническом саду. Краснов умер 19.12.1914 в возрасте 52 лет, он знал о близкой смерти и просил похоронить его в ботсаду.

Памятник Краснову Андрею Николаевичу, основателю Батумского  ботанического сада
Памятник Краснову Андрею Николаевичу, основателю Батумского ботанического сада

В год 50 летия Батумского ботанического сада Краснову Андрею Николаевичу поставили памятник. К памятнику ведет аллея из кипарисовиков Лавсона (Chamaecyparis lawsoniana), высаженных самим Красновым, они высокие, сильные, величественные и долгоживущие как наша память о нем.

Аллея из кипарисовиков Лавсона (Chamaecyparis lawsoniana)
Аллея из кипарисовиков Лавсона (Chamaecyparis lawsoniana)

Краснов мечтал создать крупнейший субтропический ботанический сада, который стал бы авангардом акклиматизации субтропических культур в Закавказье, превратить заболоченную Колхиду в цветущую субтропическую страну с садами из цитрусовых, чайными плантациями, рощами бамбука. Он успешно начал дело, увлек своим делом сотрудников Ботанического сада, и дело продолжило жить и развиваться и после его смерти. С 1925 года ботанический сад стал основным учреждением по развитию растениеводства в Аджарии. Особое внимание уделялось чаю и цитрусовым. Батумский ботанический сад выстоял все тяжелые годы и до сих пор является научным учреждением, со своей лабораторией, библиотекой и, главное, с увлеченными научными сотрудниками.

При написании статьи были использованы следующие интернет-источники: